Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Сущность понятия «правила дорожного движения» в психолого-педагогической литературе
ПДД детям
Автор: Ануфриева Ольга Ивановна Берникова Яна Сергеевна Герман Людмила Анатольевна   
23.07.2024 07:52

Сущность понятия «правила дорожного движения» в психолого-педагогической литературеСущность понятия «правила дорожного движения» в психолого-педагогической литературе

Составители:

  • Ануфриева Ольга Ивановна
  • Берникова Яна Сергеевна
  • Герман Людмила Анатольевна

Проблема формирования представлений о правилах дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста тесно связана с вопросами, раскрывающими понятия «правила дорожного движения». Данное понятие следует рассматривать гораздо шире т.к. оно тесно переплетается с такими понятиями как «опасность», «безопасность», «опасное поведение», «безопасное поведение».

Исследуя сущность понятия «правила дорожного движения» в психолого-педагогической литературе, мы рассмотрели точки зрения на данное понятие различных авторов.

 

В современной психолого-педагогической литературе, например по мнению В.С. Черемнова, правила дорожного движения – это свод правил, регулирующих обязан-ности участников дорожного движения (водителей транспортных средств, пассажиров, пешеходов и т. д), а также технические требования, предъявляемые к транспортным сред-ствам для обеспечения требования, предъявляемые к транспортным средствам для обес-печения безопасности дорожного движения.

А. Н. Галкин говорил что, дорожное движение – это со-совокупность обществен-ных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог. Транспорт создан для того, что бы облегчить жизнь человеку. Но к сожалению бывают моменты когда он представляет большую опасность для человека. Именно поэтому все должны соблюдать правила до-рожного движения.

Извекова, Н.А писала, что правило – это постановление, предписание устанавли-вающее порядок чего-нибудь. Правила существуют практически везде: на улицах, в школе, в театре, дома, в магазинах. Требования Правил дорожного движения распространяются на водителей, а также других участников дорожного движения в любых местах, где оно возможно и где оно осуществляется. К таким местам относятся: улицы, дворовые площадки, переулки, проселочные дороги, парки, салоны автомобилей и т.д.. Правила определяют обязанности участников дорожного движения, формируют умения читать разметку на проезжей части, понимать значение светофора, знать ируководствоваться дорожными знаками и т.д. Человек, умеющий пользоваться дорожными подсказками, находится в безопасности.

Говоря о безопасности как проблеме современного детского сада, А.В. Гуревич включает в понятие «опасность» вещи, предметы и явления, которые при определенных условиях способны вызвать и причинить человеку какой-нибудь вред, стать причиной травм и заболеваний, принято называть опасностями [8].

В научной литературе существует огромное количество различных определений понятия «безопасность». Изначально самостоятельного понятия «безопасность» как тако-вого не существовало, долгое время оно входило и было неразрывно связано общими по-нятиями медицины, экологии и других естественных наук. В дальнейшем с интенсивным техническим развитием встал вопрос о самостоятельности понятия «безопасность» и фор-мирования его в отдельную науку. В словаре С.И. Ожегова термин «безопасность» тракту-ется как: «Состояние, при котором не угрожает опасность, есть защита от опасности», то есть понятие «безопасность» связывается напрямую только с потенциальными жертвами опасности. [23].

В педагогике под безопасностью принято понимать «состояние защищѐнности жизненно-важных интересов личности, общества, организации, предприятия от потенци-ально и реально существующих угроз, или отсутствие таких угроз»

В психологии под безопасностью понимается «состояние человека или характери-стика соответствующей обстановки, в которой человек чувствует себя достаточно ком-фортно, не боится говорить, то, что думает, и делать то, что ему хочется делать в данный момент времени».

Абсолютная безопасность, как состояние полной защищенность жизненно важных интересов индивида от любых внешних и внутренних угроз, невозможна в реальном мире. В жизни всегда существуют определенные риски. При этом уровень безопасности соответствует возможности управления этими рисками. Управляемость рисками обеспечивается безопасным поведением, деятельностью, нацеленной на управление рисками и предотвращение потенциального вреда.

С понятием «безопасность» тесно связано понятие «безопасное поведе-ние». С точки зрения А.И. Садретдиновой: «Безопасное поведение человека представляет собой целенаправленную систему последовательно выполняемых действий, осуществ-ляющих относительно безопасный контакт индивида с окружающими условиями, опо-средствующих отношения живых существ к тем свойствам среды, от которых зависит со-хранение и развитие их жизни, обеспечивающих удовлетворение жизненно важных инте-ресов и достижение значимых целей».

Безопасность следует рассматривать не столько как отсутствие реальной опасности, но как результат адекватной оценки среды, способность занять наиболее бла-гоприятную для себя позицию и гибко реагировать на изменения среды. Безопасное пове-дение – это поведение, обеспечивающее безопасность существования личности, а также не наносящее вред окружающим людям. Кроме того, безопасное поведение включает от-ветственное отношение к своей жизни.

Главной целью воспитательной работы по обучению детей основам безопасности дорожного движения, по мнению Старцевой О.Ю. является не столько обучение правилам дорожного движения, сколько в формировании и развитии у них необходимых навыков и положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улице. При этом необходимо учитывать следующую закономерность: чем больше у дошкольника сформировано полезных навыков и привычек безопасного поведения на улице, тем легче он будет усваивать знания по дорожной тематике в дошкольном учреждении. Также большое значение имеет формирование у дошкольника привычки сдерживать свои порывы и желания (например, бежать, когда это опасно, и т. д.). Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Особенно важно развитие сознательного отношения к своим и чужим поступкам, то есть понимание ребенком того, что является правильным или неправильным.

В своем исследовании Л.С. Выготский пишет о том, что в дошкольном возрасте дети овладевают навыками социального общения, культурного взаимодействия, имеют общие представления о мире, о себе, достаточные навыки самообслуживания и опыт взаимопомощи.

Основы безопасности поведения закладываются в старшем дошкольном возрасте в интерпсихической форме (через взаимодействие с взрослыми, сверстниками, через на-блюдение жизненных ситуаций), – считает И.А. Баева. Ребенок пока еще не в полной ме-ре способен к ответственности за свои поступки, но уже понимает, что хорошо или плохо для него. Поэтому понятие опасности, если ему раскрыть его сущность, легко встраивает-ся в индивидуальную систему ценностей ребенка и занимает в ней очень важное место, т.е. безопасность как ценность переходит из внешнего, предметного мира во внутреннюю форму.

О чувстве ответственности у ребенка пишет В.С. Мухина, указывая на то, что, хотя потребность вести себя по правилам и приобретает личностный смысл для ребенка, его чувство ответственности наилучшим образом раскрывается в присутствии взрослого.

Более того, ответственное и безопасное поведение ассоциируется у ребенка с ро-лью взрослого. Ощущение своего взросления он способен связывать с проявлениями безопасного поведение, если такая модель ему знакома. Для этого очень важен пример безопасного поведения, демонстрируемый близкими, значимыми для ребенка взрослыми, их поддержка и одобрение при попытках продемонстрировать безопасное поведение. Ес-ли же ребенок остается без присмотра взрослых, он может безответственно относиться к опасностям, – отмечает Н.М. Кузнецова.

В целом же, безопасное поведение ребенка старшего дошкольного возраста являет-ся скорее проявлением исполнительности, организованности, чем ответственности.

Безопасность дорожного движения представляет собой избежание дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий. Соответственно, правила дорожной безопасности – это основной документ, который самым подробным образом описывает условия безопасного движения для всех его участников, и регламентирует каждое действие, происходящее на дороге. Поэтому, знание и соблюдение правил дорожного движения в 90% гарантирует безопасность дорожного движения. 10% отводится обстоятельствам непреодолимой силы: внезапное заболевание или стихийные бедствия Представления о правилах дорожного движения включает в себя понимание опасности дорожного движения, транспортных средств, представления о своде правил, регулирующих обязанности участников дорожного движения (водителей транспортных средств, пассажиров, пешеходов и так далее), осторожное поведение с соблюдение правил дорожного движения.

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма – проблема всего общества. Обучение детей правильному поведению на дорогах необходимо начинать с раннего возраста. Рассмотрим причины детского дорожно-транспортного травматизма:

  1. Психофизиологическая незрелость детей
  2. Незнание правил перехода перекрёстка
  3. Игра на проезжей части
  4. Выход на проезжую часть из-за автобуса или другого препятствия
  5. Недостаточный надзор взрослых за поведением детей.

Статистика и ее выводах отмечается, что большинство дорожно-транспортных происшествий происходят по неосторожности детей, халатности родителей, из-за несо-блюдения или незнания правил дорожного движения.

Ребенок не может, не в состоянии физиологически и психически обеспечить свою безопасность. Объясняется это тем, что дети не умеют еще в должной степени управ-лятьсвоим поведением. Они не в состоянии правильно определить расстояние до прибли-жающейся машины и ее скорость, и переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. У них еще не выработалась способность предвидеть возмож-ность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке. Поэтому дошкольники выбегают на дорогу перед остановившейся машиной и внезапно появляются на пути у другой, считают вполне естественным выехать на проезжую часть на детском велосипеде или затеять игру.

Безопасное поведение ребенка на дороге определяется уровнем развития у него психофизиологических особенностей поведения, что отражается на его подготовленности к самостоятельному дорожному движению.

Таким образом, в своем исследовании под безопасным поведением мы понимаем такое поведение, безопасность которого является не только результатом полученных представлений о ПДД и усвоенных навыков, но и совокупностью личностных характери-стик, обеспечивающих безопасную жизнедеятельность.

В свою очередь, под безопасным поведением ребенка дошкольного возраста мы понимаем состояние защищенности его жизненно важных интересов от внутренних и внешних угроз для устойчивого развития его личности в обществе, государстве.

Правила дорожного движения – это нормативный документ, в котором наиболее полно раскрываются условия организации дорожной безопасности при движении и регламентируются все действия, происходящие на дороге.

Представления о правилах дорожного движения – это представления о сознатель-ном отношении к выполнению правил дорожного движения, потребность и мотивации к безопасному поведению, представления об основных правилах дорожного движения и необходимости их соблюдения.

Безопасность – это не заучивание правил, а формирование безопасного образа жизни – ребенок учится правильно существовать в огромном мире, познавая его, избегать опасностей, а не провоцировать их.

Список использованных источников

  1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л, Стеркина Р.Б.. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009. — 144 с. ISBN 5-89814-121-9
  2. Ахмадиева Р.Ш., Воронова Е.Е., Минниханов Р.Н. и др. Обучение детей дошколь-ного возраста правилам безопасного поведения на дорогах. ГУ, НЦ БЖБ, 2008.
  3. Баева. И. А. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреж-дении: практическое рук. / [И. А. Баева и др. ]; под ред. И. А. Баевой. — Санкт-Петербург: Речь, 2006 (СПб.: Типография "Наука"). — 287 с
  4. Былеева, Людмила Васильевна. Подвижные игры [Текст]: Учеб. пособие для ин-тов физ. культуры / Л. Былеева, И. Коротков, В. Яковлев. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: Физкультура и спорт, 1974. — 207 с
  5. А. К. Бондаренко Дидактические игры в детском саду: книга для воспитателя дет-ского сада /; редактор Д. А. Михайлова. — 2-е издание, доработанное. — Москва: Просвещение, 1991. — 160 с.: цв. ил.; 22 см. — Указатель дидактических игр, поме-щенных в пособии: с. 149-158 — Литература: с. 159.
  6. Выготский,. Л. С. (1896-1934). Психология развития ребенка / Л. С. Выготский. — Мо-сква: Эксмо, 2005. — 507, [1] с
  7. Галкин А. Н. Организация и безопасность дорожного движения: учебник для ву-зов / ГалкинА. Н.; под редакцией К. В. Костина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Мо-сква: Издательство Юрайт, 2022. — 229 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год