Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Особенности организации предметно-пространственной среды в ДОУ как одно из условий успешности развития детей с ОВЗ.
ПДД детям
Автор: Канищева Наталья Владимировна Чумаченко Евгения Юрьевна Карачевцева Ирина Николаевна Ломоносова Зоя Викторовна   
22.11.2024 05:53

Особенности организации предметно-пространственной среды в ДОУ как одно из условий успешности развития детей с ОВЗ.Особенности организации предметно-пространственной среды в ДОУ как одно из условий успешности развития детей с ОВЗ.

В России уже больше 12 лет действует Федеральный закон об образовании РФ, согласно которому каждый ребенок имеет равные права на получение качественного дошкольного образования. Дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в особом внимании и заботе, специальных условиях для полноценного развития и обучения. По этой причине перед современным образованием поставлена цель — обеспечить доступное и качественное образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов. В дошкольном образовательном учреждении (ДОО) для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) особое внимание уделяется организации предметно-пространственной среды. Это одно из ключевых условий успешного развития детей с ОВЗ. Поэтому, в ДОУ создана специальная образовательная среда для развития детей с ограниченными возможностями здоровья (OВЗ), воспитательный и образовательный процесс выстраивается таким образом, чтобы дети с OВЗ были включены в него и могли обучаться совместно с другими детьми.

 

Владимир Владимирович Путин говорил: «Доступность — это не только сооружение пандусов, специальных лифтов, приспособление дорог и общественного транспорта. Важно также адаптировать правила работы наших социальных, информационных и других служб под потребности таких людей». Исходя из этого, можно сделать вывод, что организация жизни детей с ограниченными возможностями здоровья во многом зависит от того, насколько грамотно создана окружающая среда. Она не только способствует общему развитию ребёнка, но и помогает ему преодолеть трудности, связанные с психофизическими особенностями.

Развивающая среда — это пространство, наполненное разнообразными объектами, которые стимулируют детей к самостоятельной деятельности, развивают их мышление, логику и воображение. Она способствует гармоничному развитию личности, помогая детям раскрыть свой потенциал. Уделяется особое внимание организации предметно-развивающей среды для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Педагоги ДОУ работают с детьми разного уровня развития, находящимися в одном информационном поле, стремятся создать такую среду, которая позволит каждому ребёнку развиваться в соответствии со своими возможностями, интересами и уровнем активности.

Важным аспектом подхода является интеграция различных образовательных технологий. Это позволяет более глубоко вовлечь детей в образовательный процесс и обеспечить их активное участие. Развивающее пространство в детском саду может изменяться в зависимости от конкретных задач. Оно должно быть подвижным, доступным, разнообразным в использовании и разделено на определённые пространства и центры. Игры и пособия находятся в свободном доступе, чтобы дети могли самостоятельно выбирать то, что им интересно. В соответствии с календарным и тематическим планами образовательная среда периодически меняется, насыщаясь соответствующими пособиями, игровым и образовательным материалом. Всё это соответствует нормам безопасности и возрасту детей группы.

Педагоги регулярно проводят диагностики и мониторинги для оценивания прогресса детей. Это позволяет адаптировать среду под изменяющиеся потребности и корректировать образовательные стратегии в соответствии с изменениямив состоянии детей.

Правильная организация предметно-пространственной среды в детском саду становится основой для успешного и гармоничного развития детей с ОВЗ. Она позволяет им раскрыть свой потенциал и активно участвовать в общественной жизни.

При создании коррекционно-развивающей образовательной среды в дошкольном учреждении для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) мы руководствуемся принципами, рекомендованными Федеральным государственным образовательным стандартом:

  1. Принцип развития. Этот принцип подразумевает, что развитие личности ребёнка должно быть целостным и гармоничным. Мы стремимся к тому, чтобы ребёнок был готов к дальнейшему развитию, а также чтобы все стороны его личностиразвивались взаимосвязано.
  2. Принцип природосообразности воспитания. Мы учитываем биологическую и социальную природу ребёнка с ОВЗ, понимаем сложность его внутренней природы и выраженность особенностей в развитии. Это помогает нам создавать условия, которые соответствуют потребностям и возможностям каждого ребёнка.
  3. Принцип психологической комфортности. Мы стремимся создать для детей благоприятный микроклимат общения, который будет стимулировать их активность. Важно, чтобы каждый ребёнок чувствовал себя комфортно и эмоционально благополучным.
  4. Принцип взаимодействия. Мы устанавливаем положительные отношения между всеми участниками педагогического процесса: педагогами, детьми и их родителями. Воспитатель выступает как равноправный партнёр и сотрудник в этом взаимодействии.
  5. Принцип доверительного сотрудничества. Мы сотрудничаем с детьми, а не давим на них. В нашем взаимодействии мы открыты, искренни и стремимся к сотрудничеству, а не к контролю.
  6. Принцип обучения деятельности. Мы учим детей ставить цели и реализовывать их. В дальнейшем это поможет им быть готовыми к самостоятельному познанию.
  7. Принцип здоровьесбережения. Мы заботимся о душевном состоянии ребёнка, его психофизическом благополучии. Мы стремимся создать условия, которые обеспечат психологический комфорт и устранят факторы, негативно влияющие на соматическое и психическое здоровье ребёнка.

При создании предметно-развивающей среды в детском саду учитываются различные факторы, такие как:

  • особенности психического развития детей;
  • показатели их здоровья;
  • психолого-физиологические особенности;
  • уровень общего развития;
  • коммуникативные особенности и речевое развитие;
  • эмоциональное благополучие.

Педагоги стремятся к тому, чтобы предметно-развивающая среда была коррекционно направленной и соответствовала определённым требованиям:

  1. Материалы, окружающие ребёнка в детском саду, должны быть разнообразными, доступными, безопасными и функциональными.
  2. Предметная развивающая среда должна обеспечивать условия для полноценного развития всех видов детской деятельности, в том числе и коррекционно-компенсаторной.
  3. Содержание среды нашего учреждения основано на системно-деятельностном подходе и ориентировано на развитие ребёнка, а также на становление его индивидуальных способностей.
  4. Оборудование помещений учреждения не только функционально, но и эстетически привлекательно. Пространство групп разделено на зоны и уголки, оснащённые большим количеством развивающих материалов.
  5. Размещение оборудования по зонам позволяет детям объединяться в подгруппы по общим интересам: конструированию, рисованию, ручному труду, театрально-игровой деятельности, экспериментированию. Дидактические игры и пособия, а также игрушки обеспечивают максимальный развивающий эффект для детей.

Комната психоэмоциональной разгрузки (сенсорная комната)

Современный ритм жизни, обилие информации, с которой сталкиваются дети дошкольного возраста, и высокие требования в образовании могут привести к психоэмоциональному истощению. Дети становятся более капризными и чувствительными к внешним раздражителям. А у детей с ограниченными возможностями здоровья утомляемость наступает быстрее.

Чтобы помочь детям справиться с этими проблемами, в нашем саду создана специальная развивающая среда -сенсорная комната. Её преимущество в том, что она позволяет проводить комплексную коррекцию.

Для большинства детей с ограниченными возможностями здоровья характерны моторные трудности и замедленное формирование памяти.

Поэтому нам необходимо развивать их сенсорные способности, используя различные наглядные средства и пособия.

Работа с песком и рисование на световых столах вызывают эмоциональный отклик у детей, особенно у тех, кто имеет ограниченные возможности здоровья. Занятия в сенсорной комнате также хорошо помогают импульсивным детям справиться с напряжением.

Оборудование сенсорной комнаты предназначено для развития психических процессов детей, их интеллектуального развития и активизации вестибулярных рецепторов. В сенсорной комнате есть сенсорный уголок, «звёздный дождь», «звёздное небо», сенсорные панели, светомузыкальный бассейн, оборудование для игр с песком, тактильные панели, световая пушка и кресла-подушки.

Центр цифрового развития и конструирования

В нашем детском саду работает «Центр цифрового развития», который помогает детям развиваться в области конструирования и робототехники. Мы верим, что дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) должны получать базовые знания и навыки в научно-технической сфере ещё в дошкольном возрасте. Это поможет им комфортно чувствовать себя в новом мире и легче разбираться с новыми технологиями. А ведь это очень перспективная сфера для будущей профессии!

Конструирование и программирование в нашем центре проводятся в доступной игровой форме — от простого к сложному. Работа с конструктором побуждает детей работать не только руками, но и головой. При этом активно работают оба полушария головного мозга, что способствует всестороннему развитию ребёнка.

В процессе совместного конструирования дети учатся решать проблемы, слушать и учитывать мнения других, находить компромиссы. Это очень важно для их дальнейшего социализированного развития.

Кроме того, делаем акцент на использовании современных технологий, таких как 3D-моделирование и робототехника. Помогая детям овладеть этими навыками через игровую деятельность, мы не только развиваем их когнитивные способности, но и формируем интерес к научным дисциплинам. А это создаёт предпосылки для успешной интеграции в образовательную среду в будущем.

Сюжетно-ролевые игры и уголки театрализованной деятельности

Ведущая деятельность детей дошкольного возраста -это игра. В игре дети могут быть более открытыми, расслабленными и проявить себя. Для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) социально-коммуникативное развитие является особенно важным направлением, особенно в контексте коррекции и развития эмоционально-волевой сферы.

Сюжетно-ролевые игры — это игры, в которых дети учатся взаимодействовать друг с другом, брать на себя определённые роли, общаться, выражать свои мысли и желания, а также устанавливать правила игры и придерживаться их. Эти игры помогают детям перейти от мира детей к миру взрослых, где всё взаимосвязано. В процессе игры дети «примеряют» поведение и действия окружающих взрослых.

Сюжетно-ролевые игры способствуют стабилизации эмоционального состояния и поведения детей, формированию навыков самообслуживания, игровых действий, предметной деятельности и социально-бытовой ориентации. В группах для детей с ОВЗ есть специальные уголки для сюжетно-ролевых игр, такие как «Магазин», «Дом», «Больница», «Парикмахерская», «Автомастерская» и другие. В этих уголках дети могут самовыражаться, выбирать себе подходящую роль и развивать коммуникативные и социально-бытовыенавыки.

В каждой группе детского сада (ДОО) также есть уголки с разными видами театров: театр масок, настольный театр, пальчиковый театр, театр из солёного теста, куклы бибабо и теневой театр. Дети с ОВЗ могут свободно выбирать вид театра, чтобы обыграть сказочный сюжет или сюжет по своему замыслу.

Коррекция речевого развития: логопедические кабинеты

Учителя-логопеды используют программное обеспечение «Логопедическое обследование» В. М. Акименко и «1С: Дошкольная психодиагностика. Базовая версия» для обследования уровня речевого развития детей. Эти программы позволяют фиксировать, сохранять и анализировать полученные данные.

С их помощью можно создать протокол обследования, выявить индивидуальную динамику развития ребёнка и автоматизировать заполнение речевой карты. Использование программного обеспечения сокращает время на обследование детей и заполнение документации, что позволяет проводить обследование большего количества детей за тот же период времени.

На логопедических занятиях активно применяются интерактивные игры, направленные на обучение грамоте, развитие мелкой моторики, импрессивного и экспрессивного словаря, а также лексико-грамматических категорий. Это развивающе-коррекционные комплексы с видеобиоуправлением, такие как «Игры с Тимом», «Буквы. Цифры. Цвет», «Возьми и сделай», «Тимокко».

В группах оборудованы речевые уголки, где находятся зеркала для мимической и артикуляционной гимнастики. Также подобран наглядно-иллюстрационный материал по лексическим темам и по автоматизации и дифференциации звуков.

Для совершенствования диафрагмально-речевого дыхания, ручного праксиса, зрительной памяти и фонематического слуха приобретены специальные игры и пособия. Дети с удовольствием играют в различные речевые игры, которые помогают им развивать свои речевые навыки.

Использование ИКТ технологий

В нашем учреждении мы считаем наиболее эффективными такие формы организации работы, которые включают использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитательно-образовательном процессе.

Использование мультимедийных технологий позволяет нам рационально распределить рабочее время и сделать обучение интересным и разнообразным. Это не только увлекает дошкольников интересным материалом, но и даёт нам возможность по-новому взглянуть на процесс обучения.

На своих занятиях используем различные интерактивные технологии:

  • интерактивные игры для обучения грамоте, развития мелкой моторики, расширения словарного запаса, формирования математических представлений;
  • развивающе-коррекционные комплексы с видеобиоуправлением;
  • интерактивный мультимедийный логопедический комплекс-стол;
  • комплексдля мозжечковой стимуляции;
  • коррекционно-диагностические программы для конструктивной деятельности;
  • интерактивные доска, пол и стол;
  • интерактивный стол для рисования песком

Понимаем, что ИКТ не должны использоваться на каждом занятии, поскольку частое использование мультимедийных технологий может привести к потере интереса детей к таким занятиям. Однако, несмотря на положительный потенциал современных ИКТ для обучения, они не могут и не должны заменить живое общение педагога с ребёнком.

Физкультурный зал и тренажёрный зал.

Вдетском саду созданы все условия для развития и коррекции физических особенностей детей. Для этого у нас есть физкультурный зал и тренажёрный зал.

В этих помещениях проводятся индивидуальные и подгрупповые занятия, на которых дети развивают двигательную активность, учатся выполнять основные движения (прыжки, бег, ходьбу, метание и другие), а также развивают выносливость, ловкость, скорость и силу. Кроме того, мы помогаем детям научиться уважать и бережно относиться к своему здоровью.

В физкультурном зале есть всё необходимое оборудование для проведения структурированных занятий: маты, мячи, «кочки», скакалки, обручи, мостики для переступания и перелезания, сенсорные мешочки, сенсорные дорожки, доски для равновесия и палки для метания.

В тренажёрном зале дети могут получить дополнительную помощь в физическом развитии и коррекции. Здесь есть оборудование для индивидуальной работы с детьми, а также различные тренажёры: степпер, твистер, гребной тренажёр, велотренажёр, скамья под штангу со штангой, «бегущий по волнам», беговая дорожка и полусфера.

Практика детского сада показывает, что использование стандартного и нестандартного игрового оборудования на групповых физкультурных занятиях и индивидуальных занятиях в зале даёт положительный результат в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Вывод

Таким образом, целостный подход к обучению и развитию детей с ОВЗ, включающий коррекционную направленность и разнообразие методик, обеспечивает создание безопасной и вдохновляющей образовательной среды. Мы стремимся предоставить каждому ребёнку возможность раскрыть свои способности и подготовить его к успешной жизни в обществе.

Списокиспользуемойлитературы:

  1. Демихова Л.Ю. «Проектирование развивающей предметно-пространственной среды в ДОО: методические рекомендации. ФГОС ДО». Издательство ТЦ Сфера, 2019.
  2. Крежевских, О.В. Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации / О.В. Крежевских. – 2-е изд. – М.: Юрайт, 2019. ‒ 165 с.
  3. Недвецкая, Т.М. Создание здоровьесберегающей и безопасной образовательной среды в современном учреждении дошкольного образования Т.М. Недвецкая // Пралеска. – 2018. – № 10. – С. 17–23.
  4. ШакироваЕ. В. «Модели организации развивающей предметнопространственной среды детского сада от 2 до 7 лет. ФГОС». Детство-Пресс, 2019.
  5. https: //infourok. ru/obobshenie-opyta-raboty-po-teme-igra-kak-sredstvo-obsheniya-doshkolnikov-6123418. html
  6. https: //www. defectologiya. pro/zhurnal/formirovanie_razvivayushhej_predmetno_prostranstvennoj_sredyi_dlya_detej_s_ovz_v_usloviyax_realizaczii_fgos_dou/
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год