ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЙ СРЕДЕ ПОСРЕДСТВОМ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
ПДД детям | |||
Автор: Волошенко Ирина Алексеевна | |||
25.05.2025 09:06 | |||
Волошенко Ирина Алексеевна воспитатель Дошкольный возраст является важным этапом в становлении личностного опыта ребёнка. Именно в этот период начинает складываться опыт безопасного поведения, следовательно, должна осуществляться подготовка детей к безопасному существованию в окружающей среде. Поэтому чрезвычайно важно развивать навыки безопасного поведения у дошкольников. В современных условиях проблема формирования безопасного поведения у детей дошкольного возраста нашла широкое освещение в вариативных образовательных программах дошкольного образования. Анализ образовательных программ дошкольного образования и доступных практических руководств для педагогов показал, что предлагаемые содержание, формы, методы и приемы работы не обеспечивают формирование у дошкольников знаний о безопасном поведении в полном объёме, так как не освещены вопросы, связанные с правилами поведения пешехода. Таким образом, проблема формирования основ безопасного поведения на дороге является актуальной и недостаточно разработанной.
Обучение детей правилам безопасности, в том числе безопасности дорожного движения, – это систематический и целенаправленный процесс, в ходе которого обучаемые получают знания, умения и навыки, необходимые для безопасного движения. Ведь мало, просто прочитать, рассказать, научить ребёнка, нужно своим примером показать ему как нужно правильно вести себя на улице. Иначе всякое целенаправленное обучение теряет смысл. Важным направлением работы ДОО традиционно является поиск оптимальных путей формирования у детей сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих. В наибольшей степени дети – это самая уязвимая часть населения. Познавая окружающий мир, дошкольники нередко попадают в ситуации, угрожающие их жизни и здоровью. Это говорит о том, что необходимоначинать обучение детей правилам безопасного поведения с дошкольного возраста. Работа по формированию основ безопасного поведения у детейстаршего дошкольного возраста предусматривает организациюобразовательного процесса в ДОО, которая реализуется через совместнуюдеятельность взрослого и ребенка в различных видах (игровой, двигательной, познавательно-исследовательской, продуктивной, коммуникативной, музыкально-художественной, а также чтения художественной литературы) или их интеграции, с использованием различного игрового, наглядногоматериала и мультимедийных средств обучения. Формы организации работы с детьми дошкольного возрастапредполагают уменьшение регламентации действий воспитанников состороны взрослых (родителей, специалистов, педагогов). Ребёнок вправесамостоятельно принять решение об участии в деятельности, о партнёрстве с другими детьми или взрослыми. Такое право самоопределения всотрудничестве с взрослыми и сверстниками даёт ребенку опыт вприобретении социальных контактов, умение договариваться в ходедеятельности, а также умение управлять действиями других участников длядостижения результата. Поэтому не случайно, одной из задач образовательнойобласти «Социально-коммуникативное развитие», определённой ФГОС ДОявляется формирование основ безопасного поведения в быту и социуме. Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицахни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Её необходимо проводить планомерно, систематически, постоянно. Она должна охватывать ведущие видыдеятельности ребенка. Термин «экспериментирование» в науку ввел Ж. Пиаже. Он изучал значение данного вида деятельности для детей и подростков, и доказал, что важность детского экспериментирования состоит в том, что оно дает реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимосвязях с другими объектами. Детям присуще наглядно–действенное и наглядно образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. Исходя из этого, дети любят экспериментировать и с помощью этого вида деятельности открывать для себя что–то новое, познавать мир во всем его многообразии. В процессе детского экспериментирования обучение идёт с опорой на непосредственный опыт ребёнка, на его расширение в ходе поисковой, исследовательской деятельности, активного освоения мира. Большую радость, удивление и даже восторг дети испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у юных исследователей чувство удовлетворения от выполненной работы. Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников имеет огромный развивающий потенциал, потому что дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, в том числе и формированию безопасного поведения на дороге. Детское экспериментирование акцентировано на совместном творчестве детей и педагога. Оно стимулирует творческую и познавательную активность детей и в полной мере соответствует требованиям педагогики сотрудничества. Логика построения экспериментов и опытов следующая: от ознакомления к пониманию, осознанное применение, аргументированный анализ, глубокий синтез, оценка. Проблемный вопрос становится ядром задачи любого опыта. Игры-эксперименты стимулируют познавательную активность детей, позволяют им наглядно убедиться в необходимости выбора верной стратегии поведения. Для развития познания необходимо, чтобы ребёнок усвоил сенсорный опыт и овладел способами обследования объектов, ознакомления с их свойствами. Ему необходимо предоставить возможность самостоятельно добыть сенсорную информацию о предмете или явлении, только тогда у ребенка формируются полноценные знания.
|