Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Выступление на педсовете: «ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКА»
Педагогика
Автор: Крадецкая Люция Гарафутдиновна   
27.01.2016 22:17

Выступление на педсовете: «ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКА»

Познавательная активность или любознательность-это стремление получить знания об явлениях окружающего мира. Познавательная активность – это и познавательная потребность, и побуждаемая ею познавательная деятельность. Каждому ребенку присуща познавательная активность, но её мера и направленность у детей не одинакова. Охарактеризовать познавательную активность у ребенка значит определить уровень её развития. Для этого, во-первых, следует определить область объектов, на которые она направлена (содержание), во-вторых, характер организации поисковой активности ребенка.

 

Познавательная активность имеет отчетливые внешние проявления. Опираясь на эти проявления, можно судить и о её содержании, и о характере её организации. Чем заинтересован ребенок, какова интенсивность стремлений к знакомству с определенными явлениями, можно судить по 4 показателям:

  1. Внимание и особый интерес к предмету.
  2. Эмоциональное отношение к предмету (удивление, недоумение, лукавство, озабоченность, т.е. разнообразие эмоций, вызываемых этим предметом).
  3. Действие, направленное на лучшее распознавание устройства предмета, понимание его функционального назначения. Общее количество этих действий – свидетельство интенсивности обследований.
  4. Постоянное стремление к предмету даже тогда, когда его нет.

Уже по тому, как ребенок организует процесс своего знакомства с окружающим, можно судить о его готовности преодолевать трудности, препятствия на пути к распознаванию сути предмета, поэтому разные уровни самоорганизации активности можно увидеть в поведении ребенка в новой и трудной для него познавательной ситуации. Если, столкнувшись с трудностью, он прекращает собственную активность, обращается за помощью взрослого и быстро отходит от неясного предмета, его самоорганизация слаба.

Здесь поведение регулируют предметы, а не он сам. Самая высокая самоорганизация – это настойчивое, упорное стремление преодолеть трудность; поведение направляется собственным намерением.

Решающий фактор как мы считаем, развитие и формирование познавательной активности – это общение ребёнка со взрослым человеком – педагогом, родителями. В процессе этого общения ребёнок усваивает с одной стороны – активное и заинтересованное отношение к явлениям, предметам; с другой стороны – способы управления своим поведением, преодолевая трудности в новых ситуациях при решении новых задач.

Исследование позволило выявить три уровня познавательной активности у дошкольников.

ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ.

Дети стремятся к игрушкам, отличающимся яркими перцептивными свойствами (большие, красочные, звучные), а также к тем, что знакомы по своему функциональному назначению (телефон, посуда); отсутствует интерес к предметам неясного назначения. Регуляция поиска внешняя; предметы господствуют над активностью. Уровень интереса к внешним свойствам предмета определяется самим предметом.

ВТОРОЙ УРОВЕНЬ.

Его суть – содержание познавательной потребности и уровень самоорганизации. Дети стремятся ознакомиться с игрушками и другими предметами, имеющими определённые функции. Привлекает возможность различного их использования, опробования функциональных свойств, стремление проникнуть в скрытые свойства предмета. Однако регуляция поиска подчинена эмоциям. Уровень интереса к функциональным качествам предмета и регуляция поиска определяются с помощью взрослого.

ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ.

Его суть – новое содержание. Интерес и активность показывают скрытые внутренние свойства предмета и в большей степени – внутренние, понятия о хорошем и плохом, оценки поступков людей. Активность направляется целью достичь желаемого результата. Цель может быть и не достигнута, но стремление к успеху сохранен надолго. Вариант этого уровня: цель должна быть достигнута. Уровень интереса к внутренним свойства предмета –это самоорганизация.

Первый уровень познавательной активности чаще наблюдается у детей 3-4-х лет, возможен ещё и в возрасте 5-ти лет. Ребенок сосредоточен на игрушках знакомого типа и занят повторными действиями, в которых воспроизводит способ их обычного употребления, например: ест ложкой, смотрит в зеркало, причесывает- ся, ставит на стол чашки и тарелки, затем перемещает предметы и вновь повторяет действия.

Второй уровень. Познавательная активность характерна для детей 4-5 лет, но достаточно часто обнаруживается у более младших и более старших. Обнаруживается в поведении другого характера: ребенок осматривает все игрушки и быстро выбирает те, которые позволяют ему действовать с ними многообразно, например, сооружает из кубиков различные постройки, превращает их в дом, мост, башню, дорогу, диван и т.д., из этих же кубиков пытается составлять картинки. Все свои действия ребенок комментирует и сопровождает подражательны-ми звуками ( «ррр»; «шшш»; «та-та-та» и т.п.).

Третий уровень. Его достигают многие дети старшего дошкольного возраста (в отдельных случаях наблюдается и в более младшем возрасте). Характерные особенности познавательной активности: беглый осмотр всех игрушек, шутливое опробование действий, воспроизводящих назначение) одно движение — ложка в рот, одно-два движения — прокатывание машины взад и вперед со звукоподражанием «рр», сменяются быстрым переходом к предметам неясного назначения. Дальнейшие действия: ребенок целиком занят изучением предмета неясного назначения. Он сначала торопливо осматривает, прислушивается и присматривается, затем начинает вглядываться более пристально, поворачивать медленнее. Действия сопровождаются комментариями, предположительными. Длительные неудачи вынуждают отложить предмет в сторону, ребенок как бы сосредотачивается на какой-либо знакомой игрушке. Именно «как бы», так как на самом деле он то и дело поглядывает в сторону предмета-загадки. Наконец не выдерживает и пытается выявить секрет игрушки. Даже в случаях неудачи такой тип поведения дошкольника можно характеризовать как высший уровень познавательной активности.

Такой же интерес он проявляет и к книжке: рассматривает внимательно, пытается связать изображаемое на картинках в целостный рассказ. Во время игры малыш постоянно обращается к педагогу, стремясь выяснить его мнение о хорошем и плохом на конкретных примерах.

Сочетание всех признаков поведения детей, разумеется, не всегда так четко единообразно. И тем не менее характерно устойчиво, чтобы служить нормой.

Итак, речь идет о познавательной активности. И её формирование от одной ступени на более высокий уровень означает:

  • создать у ребенка такое отношение к предмету, которое отвечало бы содержанию познавательной потребности следующего, более высокого уровня
  • создать условия, при которых ребенку необходимо осуществлять действия более высокого порядка, регулируемые не предметами, а его собственными намерениями.

Обе задачи можно решить специально организованной деятельностью и правильным включением в эту деятельность общение со взрослым. Успешность работы зависит от того, как сложилось особое отношение к воспитателю, особое, т.е. характеризующееся стремлением получить его одобрение. Такое отношение может появиться лишь в результате повседневного общения с педагогом, если последний постепенно удовлетворяет специфические – для каждого возрастного периода – потребности.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru Журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 42 (358) выйдет
18 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год