Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Педагогический опыт гражданского воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством метода проекта в современных ДОУ
Педагогика
Автор: О. Б. Баранова, Е. А. Тарасова   
20.05.2017 19:47

Педагогический опыт гражданского воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством метода проекта в современных ДОУПедагогический опыт гражданского воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством метода проекта в современных ДОУ

О. Б. Баранова, Е. А. Тарасова, г. Киселевск, Кемеровской обл.

Гражданское воспитание в ДОУ направленно на развитие гражданских чувств у детей дошкольного возраста, на воспитание гражданина, любящего свою Родину и гордящегося ею.

В современном мире задача гражданского воспитания приобретает особую остроту и актуальность и является одной из основных задач дошкольного образования. Воспитать любовь к родине — это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

Весьма эффективным средством воспитания гражданских чувств, является правильная организация предметно-пространственной среды в группе, организация которой (с учетом ФГОС) строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность, самостоятельность и инициативу, гражданские чувства каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Трудности в ознакомлении детей с отдельными историческими фактами, бытом, традициями вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Это требует насыщения окружающей ребенка действительности предметами и пособиями, позволяющими ему более точно представить себе то, о чем говорит педагог.

 

Очень важна работа с детьми по ознакомлению с родным городом в том плане, что она несет познавательную, гражданскую, природоохранную функции. В патриотическом центре размещены карточки-иллюстрации, альбомы, посвященные Киселевску, постоянно-действующая выставка «Киселёвск – город сердцу родной». Ребенку-дошкольнику можно рассказать много интересного о его «маленькой» Родине (об историческом прошлом города, о живописных местах, о памятниках природы и архитектуре, и о многом другом.

Постепенно в группах сложилась определенная система по ознакомлению детей с родным городом, начинаестя с темы: «Моя улица». Дети из кубиков и другого необходимого оборудования могут самостоятельно сконструировать свою улицу. Макет детского сада и прилегающая к нему территория с интересом рассматривается детьми, проигрывается маршрут их передвижения.

Когда дети становятся старше, информация и наглядные пособия для изучения становятся сложнее. Детям старшей и подготовительной группы даётся информация о символике Российского государства, даются понятия о географическом положении страны, области, города. Патриотический центр дополняется портретами первых лиц государства, символикой страны, которую дети этого возраста должны уже знать.

Важным средством гражданского воспитания является приобщение детей к традициям народа. Исконно русская традиция встречать гостей хлебом – солью так же отраженна в патриотическом центре.

Старшие дошкольники должны иметь представления о нашей истории, чтить память погибших воинов, в связи с этим создана музейная экспозиция «Награды наших прадедов», оформлены материалы о российской армии.

Мысль о том, что все создано трудом, руками человека, что труд приносит радость, счастье и богатство стране, должна как можно раньше зародиться в сознании ребенка. Показанный ему героизм труда воспитывает его гражданские чувства не менее, чем героизм военного подвига. Главное богатство нашего края — уголь. Ценен и почетен труд горнорабочего. Работа по формированию уважительного отношения к шахтёрскому труду завершается созданием макетов «Шахта», «Разрез».

Любить Родину – это знать её историческое наследие. Знакомство с бытом, обычаями русского народа может найти своё отражение в экспозиции «Русская изба», с видами народно – прикладного искусства.

Создавая данную экспозицию, хотелось у детей вызвать интерес к жизни на Руси, к крестьянской деревне, дать представления о избе, одежде, о березке, как символе России, грациозности, красоте русского дерева.

Понятие гражданство включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой, духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям. Детям дается представление о других странах и символики каждой из них. Много разных людей живет на Земле. Они отличаются друг от друга, цветом кожей, одеждой, питанием, песнями и танцами. Воспитанию толерантности способствует постоянно действующая выставка «Мы дети твои, Земля»

Воспитание гражданских чувств, представляет собой совокупность общечеловеческих ценностей: понятия любви, дружбы, добра, истины сливаются с познавательной активностью, представлениями о современной действительности и истории.

Педагоги ДОУ стараются, что бы содержание предметно-пространственной среды соответствовало интересам мальчиков и девочек, периодически изменяем ее, постоянно обогащаем для того, чтобы обеспечивались «зоны ближайшего развития» детей. Проделанная работа позволяет сделать выводы, что, решая задачи гражданского воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и возрастными особенностями детей. Особое значение приобретает совместная деятельность педагогов и родителей в сложном деле воспитания граждан.

Благодаря предметно-пространственной среде и работе, проводимой в группах, у старших дошкольников сформировано положительнее отношение к родному краю, уважение к символике страны, укрепились внутрисемейные связи. Дети гордятся своей принадлежностью к Российской стране и ее народу.

Личностно-ориентированная среда в группе стимулирует общение, любознательность, способствует развитию у детей таких жизненно необходимых социальных навыков, как инициативность, самостоятельность, творчество, способствует формированию гражданских чувств дошкольников. Воспитанники становятся более активными, общительными, ответственными и стараются максимально использовать свои возможности.

Раскрывается проблема воспитания гражданских чувств у дошкольников. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. Наблюдая за развитием детей, их интересами, пришли к выводу, что предметно – пространственная среда способна вызывать интерес у воспитанников и развивать личность ребенка в нужном направлении. Правильно организованное пространство группы способно положительно повлиять на развитие гражданских чувств у дошкольников.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 14 (330) выйдет
19 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год