Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Формирование предпосылок УУД у дошкольников посредством квест-игры
Педагогика
Автор: Грибова Елена Викторовна, Богоявленская Елена Вячеславовна   
31.08.2017 10:20

Формирование предпосылок УУД у дошкольников посредством квест-игрыФормирование предпосылок УУД у дошкольников посредством квест-игры

  • Грибова Елена Викторовна ст. преподаватель МИОО, г. Москва
  • Богоявленская Елена Вячеславовна воспитатель ГБОУ «Школа № 1454 «Тимирязевская»

г. Москва

АННОТАЦИЯ

В статье квест-технология рассматривается как средство формирования предпосылок универсальных учебных действий (УУД) и метапредметных результатов дошкольников, а также как процесс организации взаимодействия педагога с детьми, способствующий овладению знаний в игровой форме, формированию умений решать определенные задачи, приобретению навыков компетентного выбора из альтернативных вариантов через реализацию сюжетной линии.

Ключевые слова: квест, метапредметные результаты, универсальные учебные действия, интерактивные игры, дошкольники, проблемно-поисковые ситуации.

«Люди никогда не обнаруживали большего остроумия, чем в изобретении игры.» Лейбниц Г.В.

 

Скачать конспект

Квест является одной из современных форм взаимодействия участников образовательного процесса (педагога, детей, реже — родителей), направленной либо на выработку общих способов действий в искусственно созданных проблемно-поисковых ситуациях; либо на формирование умений решать задачи определенного вида на основе компетентного (осознанного и обоснованного) выбора альтернативных вариантов достижения цели через реализацию сюжетной линии. Разработка фабулы – дело трудоемкое и творческое, отнимающее достаточно много времени, зато в случае удачного результата и отдача будет велика. В качестве основы для сюжета квеста может быть использована художественная литература, любимые детьми мультфильмы, приключения отдельно взятых популярных героев или же быть эксклюзивной. Что бы это ни было: приключения или детектив, авторская выдумка или сочетание настоящих событий, — идей для квестов множество, здесь главное грамотно всё реализовать, чтобы игроки имели возможность погрузиться в уникальную атмосферу. Содержание должно быть, прежде всего, понятным, детальным, продуманным и проработанным до мелочей.

Педагогу, реализующему данную образовательную технологию, не следует предоставлять все знания и информацию в готовом виде [1], т.к. формат квеста предполагает превращение любого нового материала (и даже его фрагмента) в объект самостоятельного поиска и познания. В рамках квест-игры педагогу удается представить информацию в наиболее привлекательном для детей виде, что способствует развитию их познавательного интереса и активности самостоятельности учения. Решение головоломок и логических задач требует от дошкольников сообразительности, наблюдательности, внимательности и организованности, учит проявлять инициативу и не бояться ошибок; также в квестах предполагаются такие задания, в которых необходимо что-то разыскать – предмет, подсказку, правильный ответ на вопрос. Такой способ добывания знаний из реальности бытия динамичен и увлекателен, мотивирует детей быть активными и инициативными, учит ценить знания и обращаться с полезной информацией (искать, делить, передавать, хранить, применять и пр.). Осознание значимости собственного вклада в деятельность команды способствует формированию навыков совместной работы, само- и взаимооцениванию.

Организация непосредственной образовательной деятельности, досуговых и развивающих программ в форме квеста возможна в условиях дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) с детьми различных возрастных групп (при условии вариативности и постепенного усложнения заданий, внешней простоты сюжетной линии и пр.). Квест-технологию стоит рассматривать как современный инструмент для достижения не только личностных и предметных, но и метапредметных результатов образовательной деятельности (таблица 1).

Деятельность в рамках квест-технологии оставляет простор для творческого подхода к выполнению всех заданий и способствует развитию логико-аналитического, алгоритмического, критического мышления детей; развивает умения самоопределяться и работать в командe, находить несколько альтернативных способов решений проблемной ситуации и отбирать наилучший; способствует формированию рефлексии, умению анализировать как свои, так и действия товарищей по команде. Каждая педагогическая технология имеет ряд отличительных особенностей, так в квестах уникально:

  • реализация и осуществление образовательных задач происходит через игровую деятельность (интеграцию различных видов детской деятельности);
  • познавательный интерес носит поисково-исследовательский характер;
  • эмоциональная и интеллектуальная активность взаимосвязаны, мотивируются целенаправленно;
  • творческому самовыражению ребенка не мешает клишированность ввиду отсутствия предоставления готовых алгоритмов решения задач; др.

В наиболее обобщенном виде алгоритм разработки квеста может быть представлен следующим образом (рисунок 1).

Рисунок 1. Общий поэтапный алгоритм организации квест-игры [2]

Для простоты и удобства рассмотрим последовательность этапов на конкретном примере.

  • Тема

Динозавры. Тема была выбрана не случайно, многие дети любят динозавров (по крайней мере, проявляют к ним повышенный интерес). Что же они находят такого особенного в этих существах? Во-первых, они похожи на сказочных героев и будоражат воображение детей; во-вторых, они необычные, но всё же реальные животные (что способствует интересу маленьких исследователей); и, наконец, в-третьих, из-за их видового разнообразия дети могут выбрать себе «любимца» по отличительным признакам: размеру, окраске, месту обитания и пр. Название квеста: «Приключения динозаврика Анки».

  • Глоссарий

Анкилозавр; меловой период; доисторические животные, папоротник, хвощ и пр. С греческого языка слово «динозавр» переводится как «ужасный ящер».

  • Целеполагание

Для детей (ясно и понятно): помочь динозаврику по имени Анки отыскать своих маму и папу, для этого необходимо выполнить все задания. Для воспитателя: апробация и внедрение в собственную практику новых педагогических технологий; создание благоприятных условий и позитивного настроя дошкольников для проведения квест-игры; развитие у детей коммуникативных навыков и умения работать в команде.

  • Ресурсы

Человеческие, информационные, материально-технические, др. Задача организатора квеста перед началом мероприятия продумать всё до мелочей.

  • Форма

Моноквест (по предметной составляющей), сюжетный (по содержанию), групповой (по числу участников), кратковременный (по продолжительности проведения), линейный (по прохождению сюжета), образовательно-развлекательный (по назначению), проводимый в реальном режиме в ДОУ.

  • Сценарий

Возраст детей: 4-5 лет. К своим годам дети уже много слышали о динозаврах — видели героев современных мультфильмов и исторических фильмов, имеют различные игрушки, читали вместе с родителями и педагогами ДОУ печатную продукция, слышали рассказы и пр. Различия в размерах динозавров, в строении тела, в среде обитания, особенности приспособления к окружающему миру создают огромный материал для творчества педагога в выборе сюжетной линии для квеста и самих заданий. Кстати вопрос о том, почему вымерли динозавры, для детей так же любопытен, как и для учёных. Одна и таже сюжетно-тематическая линия квеста может быть применима в разных возрастных группах ДОУ, начиная с младшей. Отличаться будет лишь время, затрачиваемое на прохождение череды заданий и сложность этих самых заданий. От целостности, увлекательности, логичности и непредсказуемости сценария во многом зависит и конечная эмоция, которую вызовет прохождение квеста у детей.

  • Задания

Целиком и полностью коррелируют с темой и назначением квеста, однако все задания должны, с одной стороны, соответствовать возрасту участников, с другой — не быть для них слишком простыми. Так, самыми распространенными типами заданий являются: тайные письма и всевозможные шифровки, кроссворды и ребусы, спрятанные предметы и подсказки, викторины, лабиринты, загадки, сбор пазлов, поиск сходств и отличий, зашумленные картинки, подсчет, эстафеты, зеркальное отображение и т.д. Можно все игровые квест-задания максимально приблизить к реальным жизненным ситуациям — например, попытаться измерить вес всех динозавров в машинах или людях; обдумать, какой динозавр поместился бы в игровой комнате или в музыкальном зале, а какой смог бы бегать только на улице и в окно какого этажа заглянуть. Все этапы прохождения квеста (выполнения заданий) должны быть объединены единой тематикой (лейтмотивом), плавно переходить друг в друга, выстраиваться логической цепочкой. Примерами готовых заданий под квест рассматриваемой тематики могут стать нижеследующие (рисунок 2).

Рисунок 2. Примеры готовых заданий под квест про динозавров для детей

  • Критерии

Ключевыми критериями оценки квеста для педагога (автора-разработчика) выступает гармоничность сюжета, взаимосвязанность всех заданий в единую историю, их логичность и разумность. Критериями успешности прохождения квеста для детей (игроков) может служить количество, скорость и правильность выполненных заданий; слаженность командной работы и активность действий отдельных её участников (здесь стоит упомянуть о том, что оценить вклад каждого ребенка в общее дело бывает крайне трудно).

  • Наполнение

Жил-был динозаврик по имени Анки. У него были папа и мама, которые его очень любили. Однажды родители отправилась на поиски места, где растет много вкусных папоротников и попросили малыша Анки их дождаться. «Конечно, не волнуйтесь, я вас дождусь» — сказал Анки. Шло время, мамы и папы всё не было, и тогда Анки решил пойти им на встречу. Шел он, шел и увидел глубокую речку. «Как же мне переправиться на другую сторону?». «Ребята, помогите Анки перебраться. Давайте выполним задание «пройти лабиринт». Ведь наш Анки еще детеныш и один он не справится!». *Задание «пройди лабиринт» *

Спасибо, ребята, какие вы все молодцы, не оставили Анки в беде! Наш динозаврик поел хвощ, подкрепился парочкой папоротников и пошел дальше искать родителей. Это был вежливый малыш и здоровался со всеми, кто ему встречался. «Как много кругом динозавров! Вот бы их сосчитать! Жаль, я не умею» — думал Анки. Ребята, так давайте ему поможем! *Задание «Сосчитай динозавров» *

«Здорово, что я теперь смогу сказать папе и маме, что встретил целых n динозавров! Но все же, где мои мама и папа, зачем я только ушел?» — подумал наш маленький друг динозаврик Анки и заплакал. Он не очень боялся хищников, потому что мама говорила, что у него есть хороший панцирь с шипами и большая тяжелая шишка на хвосте. Которой если размахнуться получше, то любой обидчик сбежит. Анки вспомнил слова мамы: «Сынок, если тебе будет страшно одному, представь, что мы с папой рядом!» Но Анки не может взять в лапку карандаш. Ребята, нам снова придется прийти ему на помощь, готовы? *Задание «Обведи по точкам» *

Когда динозаврик увидел ваши рисунки, ребята, то настроение у него сразу улучшилось. Спасибо вам! Наш Анки шел и вдруг вспомнил важные слова папы, которые он говорил ему когда-то: «Если ты заблудился, то оставайся на месте, не двигайся дальше, мы сами тебя найдем!». Анки так и сделал. Папа и мама сами нашли своего малыша и не сильно его ругали, потому что были очень рады встрече! Они нашли хорошее место, где росло много хвощей и папоротников, и отправились туда всей семьей. А вам, ребята, родители Анки говорят большое спасибо за то, что не оставили малыша-динозаврика одного в беде!

Таким образом, подбор педагогами ДОУ различных (разноуровневых и содержательных) заданий (интеллектуальных и творческих, логических и спортивных) позволит вариативно реализовать содержание данного квеста; дополнительная сюжетная линия способна расширить и углубить историю (в случае такой необходимости); введение в интерактивную игру маршрутного листа с нанесенными на нём точками и заданиями для выполнения может быть удобно для перемещения детей и оценивания итогов работы команд; задействование нескольких помещений ДОУ (или возможность выхода на улицу) позволит не только сделать квест более динамичным, но и синтегрирует различные виды детской деятельности (например, действо может начинаться в помещении группы, предполагать последовательное выполнение заданий и переход в музыкальный зал, затем в спортивный и заканчиваться на улице).

  • Доработка

Стоит не забывать, что квест всегда можно улучшить как во время, так и после запуска. Если какое-то задание/упражнение не пришлось детям по душе (оказалось слишком простым или, напротив, чересчур сложным), то его можно заменить, не нарушая при этом сюжетной линии. При любой доработке квеста, как и при первичном его составлении, необходимо быть последовательным.

  • Организация

Желательно заранее узнать число участников, распечатать и разложить по местам все необходимые раздаточные материалы, оборудовать помещение. Перед началом квеста, как правило, проводится инструктаж для участников (возможен в формате игровой разминки). Если по ходу прохождения квеста и/или итоговым результатам детям полагаются какие-то бонусные баллы, призы, награды, то это тоже стоит оговорить заранее.

  • Итоги

Без осознания и фиксации результатов любой деятельности нельзя продемонстрировать и проанализировать их, аналогично обстоит дело и с квест-технологией. Дети выражают в рефлексии и перемену в настроении, и свои чувства; отвечают на вопросы (Какое задание понравилось больше всего? Почему? Какое показалось самым трудным? Кто из твоей команды помог динозаврику Анки больше всех? Что бы ты сделал в подобной ситуации? И др.). Обсуждение итогов может стать бесценным материалом для анализа проведенного и корректировки будущих мероприятий подобного рода, а также, например, для выхода на тематические беседы – тьюториалы с детьми.

Список литературы:

  1. Игумнова Е.А., Радецкая И.В. Квест-технология в контексте требований ФГОС общего образования // Современные проблемы науки и образования. – 2016. — №6
  2. Низенькова М. Файл: Web-1 // Открытая Интернет-площадка методистов ТолВИКИ [Электронный ресурс]. (дата обращения: 18. 08. 2017)
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 11 (327) выйдет
31 марта 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год
Скачать Номер 47 (316) за 2023 год
Скачать Номер 46 (315) за 2023 год