Методический портфель педагога дошкольного образования (образовательная область «Познавательное развитие», тематический блок экологическое воспитание старших дошкольников) |
Педагогика | |||
Автор: Серёдкина Надежда Николаевна | |||
25.01.2017 18:59 | |||
ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА ОГАОУ ДПО «ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ» Факультет развития образовательных систем ОСНОВОПОЛАГАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 1. 1. Актуальность проблемы профессиональной деятельности педагога дошкольного образования в современных условиях (самоанализ педагогической деятельности) Моя педагогическая деятельность осуществляется в соответствии с нормативными документами, отражающими требования к содержанию и результатам образовательной деятельности, в том числе Государственным стандартом дошкольного образования Российской Федерации [7], который устанавливает систему норм и требований к содержанию воспитания и обучения, и овладению детьми ключевыми компетентностями в условиях детского сада.
Основная роль в моей педагогической деятельности, так же, как и в программе воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» [9], отводится индивидуализации воспитательно-образовательного процесса и отдельно каждого ребёнка, формированию нравственных качеств личности, развитию игровой и двигательной деятельности, как основных видов деятельности в данном возрасте. Воспитательно-образовательный процесс организуется с учётом интересов ребенка, его потребностей, социальной ситуации группы и взаимоотношений воспитанников. Имею набор разнообразных дидактических и методических материалов для различных категорий воспитанников. Ведущие цели Программы, реализуемые мной, — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как патриотизм, активная жизненная позиция, творческий подход в решении различных жизненных ситуаций, уважение к традиционным ценностям. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной (изобразительная, конструктивная и др.), музыкальной, чтения. В своей работе стараюсь находить сильные стороны и перспективы развития для каждого воспитанника, поддерживать их. Воспитательную работу организую на основе анализа причин поступков и поведения детей. Все воспитанники группы безбоязненно обращаются ко мне за помощью, столкнувшись с трудностями решения того или иного вопроса. Работаю над темой "Формирование основ экологической культуры с детьми дошкольного возраста". Перед собой поставила следующие цели: дать подрастающиму поколению знание о ценности природы, практические навыки и умения; эстетические переживания; привлекать к самостоятельному решению важных проблем, нахождению общих правильных ответов; заложить основу экологической культуры личности. Особое внимание в своей профессиональной деятельности я уделяю экологическому воспитанию. Считаю, что именно в этот период идет формирование экологической культуры — осознано — правильное отношение к явлениям, объектам живой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни [25]. В организации непосредственно-образовательной деятельности использую игровые технологии [21]. Именно в игре, у детей развивается на протяжении образовательного процесса: внимание, логическое мышление, интерес, доброжелательность, умение выслушать собеседника, и трудолюбие. У ребят формируются элементы экологического сознания, практические навыки и умения в разнообразной деятельности в природе. Стремлюсь, чтобы дети понимали, что любовь к живому — это не стремление скорее взять себе, а любоваться красотой окружающего, ощущать запахи природы, умение слушать ее мелодию и помочь всему живому. Перспективное планирование осуществляется в соответствии с программой воспитания и обучения детей. Программа воспитания и обучения воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» [7] соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Основываюсь на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса. План воспитательной работы составляю с учетом нормативных документов, актуальных задач, интересов воспитанников, что повышает ее обоснованность. Педагогические цели и задачи ставлю в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников и комплекса условий (времени года, возможностей образовательного учреждения). Цели и задачи гибко изменяю в зависимости от готовности воспитанников к освоению предлагаемого материала. Перевожу тему занятия в педагогическую задачу и добиваюсь понимания детьми целей и задач педагогического мероприятия. При подготовке педагогического мероприятия формулирую критерии достижения его целей, а после его проведения соотношу результаты воспитания и обучения с поставленными целями. Свою педагогическую деятельность строю с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей. Построение образовательного процесса осуществляю на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра [12]. Апробирую в своей работе инновационные методики и технологии. Приветствую все новое, передовое и проектирую свою деятельность на будущее. Использование игровых технологий позволяет вызвать интерес у воспитанников к педагогическим мероприятиям. Задания для детей дифференцируются так, чтобы каждый воспитанник почувствовал свой успех. Чтобы повысить учебную мотивацию у детей, стараюсь подбирать задания, от выполнения которых дети получают удовольствие, у них повышается самооценка. На занятиях идет постоянное усложнение заданий, которые рассчитаны на «зону ближнего развития» ребенка. Использую в своей работе совместную деятельность детей, которая способствует формированию положительных взаимоотношений, умению договариваться о содержании деятельности, оказывать помощь тем, кто в ней нуждается, подбадривать их. Программные образовательные задачи решаю в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования. Отмечаю даже самый маленький успех каждого воспитанника и демонстрирую его родителям. Это способствует созданию доброжелательной атмосферы в группе и условий для позитивной мотивации детей, а также удовлетворенности родителей образовательной деятельностью, выстраиваемой в группе. Использование игровых методов развития познавательной активности позволяет активизировать их творческие возможности, проявлению любознательности. В свою очередь, воспитание свободного, уверенного в себе человека, с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющего свое мнение и умеющего отстаивать его, является приоритетом образовательной программы. Игра-путешествие – это один из способов расширения жизненного пространства детей, осмысления окружающего мира, места в нем. В игре ребенку предоставляется возможность решить множество проблем без утомления, перенапряжения, эмоциональных срывов. Все происходит легко, естественно, с удовольствием, а главное, в ситуации повышенного интереса и радостного возбуждения. Примеряя в игре-путешествии на себя роли животных и растений, воссоздавая их действия и состояния, ребенок проникается к ним чувствами, сопереживает им, что способствует развитию у ребенка экологической этики. Существуют различные варианты игр-путешествий: «Экспедиция в Африку (на Северный полюс)», «Экскурсия в зоосад», «Путешествие к морю». В ходе таких путешествий знакомлю детей с природой родного края [11], растительным и животным миром Иркутской области [19]. Игры-путешествия имеют существенное преимущество перед специально организованными занятиями в том плане, что в них складываются более благоприятные условия для проявления активного отражения в детской самостоятельной деятельности общественно сложившегося опыта. Поиск ответов на возникшие игровые проблемы повышает познавательную активность детей и реальной жизни. Прогрессивное, развивающие значение игры-путешествия состоит не только в реализации возможностей всестороннего развития ребенка, но и в том, что она способствует расширению сферы их интересов, возникновению потребности в игре, становлению мотива новой деятельности – учебной, что является одним из важнейших факторов психологической готовности ребёнка к обучению в школе. Сценарии игр-путешествий строятся в виде непосредственных реальных путешествий детей в природу, в виде игр по сюжетам сказок, рассказов на природоведческие темы. [17] Предпочтение отдаю тем играм, которые позволяют решать задачи экологического образования. Дошкольники приобщались к языку физической географии, элементарным навыкам чтения карт. Знакомясь с частями света, реками, озерами, морями, горами, океанами и равнинами, дети учились отыскивать их на карте, сопоставлять их символическое изображение на карте и глобусе Дети научались предлагать свой собственный замысел и воплощать его в разнообразных видах деятельности. Достигла такого результата за счет использования комплекса игр – путешествий, совместной деятельности педагога и детей, использования дидактических материалов. [14] Внедряю в образовательный и воспитательный процессы инновационные методики организации образовательной деятельности с использованием технологии активных методов обучения в рамках перехода на ФГОС ДО. Это побуждает воспитанников самостоятельно рассуждать, организовывать их для поиска необходимой дополнительной информации: книги, компьютерные технологии, медиапособия и др. Использую:
Серия педагогических мероприятий объединена основной проблемой. Например, давая детям полное представление о растениях леса, воспитатель в познавательной деятельности знакомит их с ролью домашних животных в природе и жизни человека, в художественно-эстетической деятельности – с образами растений в произведениях писателей, поэтов, с передачей этих образов в народно-прикладном искусстве и творчестве художников-иллюстраторов. Вариативность использования интегрированного метода довольно многообразна.
Переход дошкольного учреждения на проектный метод деятельности, как правило, осуществляется по следующим этапам: НОД с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования и т.д.; комплексные педагогические мероприятия; интеграция (частичная интеграция; полная интеграция); метод проектов; метод развития творческого познавательного мышления. В своей работе применяю здоровьесберегающие технологии: двигательный режим – применение разумного сочетания специально организованной и свободной деятельности детей; использование малых физкультурных форм – гимнастика пробуждения, физкультминутки, гимнастики для глаз и пальцев, частые смены динамических поз, дыхательные гимнастики, закаливание, музыкотерапия, релаксация, в комплекс утренней гимнастики включаю упражнения на профилактику плоскостопия и нарушения осанки и т.д. [23, 26]. Применение их на практике помогает детям сохранить здоровье за период пребывания в детском саду: снимает психическое напряжение, успокаивает, позволило снизить заболевания и количество часто болеющих детей. Для социального развития ребенка важно создание условий для формирования коммуникативных навыков. С этой целью в свободной деятельности использую все виды игр: сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические, режиссерские, строительные, игры-драматизации, словесные, социальные. Во время игры у детей более успешно идет развитие познавательных процессов, быстрее формируются и закрепляются положительные черты личности и социальные навыки, умение работать в коллективе. С целью самообразования постоянно изучаю новинки методических пособий, литературу по педагогике и психологии, знакомлюсь с материалами и документами в СМИ, сайтов для дошкольных работников, принимаю активное участие в обсуждении и публикации собственных материалов. Продуктивно работаю в составе рабочих групп, разрабатывающих и внедряющих образовательные проекты, программы, методические и дидактические материалы. Выступаю перед коллегами с информацией о новых программных и методических материалах, участвую в конкурсах профессионального мастерства. В своей профессиональной деятельности испытываю определенные трудности: недостаточное оснащение ТСО, своевременным демонстрационным и наглядным материалом по познавательному развитию, развитию речи, достаточного количества игрушек и пособий для сюжетно-ролевых игр, разного вида конструкторов, мозаик и т.д. Для информирования собственного педагогического мнения, соответствующего изменениям в системе дошкольного образования, надо много читать, думать, переосмысливать свой педагогический опыт. Все дети разные: по темпераменту, характеру, состоянию здоровья. Некоторые дети малообщительны, замкнуты, гиперактивные, тревожные дети. Моя задача, найти контакт с каждым ребенком, помочь ему адаптироваться в социальном мире. Дифференцированный подход веду по двум направлениям: оказание своевременной помощи детям, испытывающим трудности при усвоении материала. Хотела бы глубже изучить вопрос личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком. На решение этих проблем буду направлять максимум усилий. 1. 2. Цели и задачи профессиональной деятельности на современном этапе В качестве основной цели своей профессиональной деятельности на современном этапе выделяю повышение своей профессиональной компетентности в сфере дошкольной психологии и педагогики. Реализовать данную цель путем решения ряда задач:
В настоящее время любому воспитателю надо в своей работе базироваться не только на новинки методической литературы и традиционные подходы в дошкольном образовании, но и на знание нормативно-правовых документов. Следует отметить, что существует немало нормативных актов, регулирующих процесс воспитания и обучения [13].
При организации работы с детьми педагогу необходимо соблюдать, в первую очередь, права ребенка, которые установлены Конвенцией о правах ребенка ООН. Обеспечение прав ребенка необходимо осуществлять «без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения ребенка, его родителей или законных опекунов» [1]. Педагогу необходимо знать и соблюдать Федеральный государственный закон об основных гарантиях прав ребенка в РФ [5]. Настоящий федеральный закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка. В данном законе детство признается государством важным этапом жизни человека. Государство исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности. Конституцией РФ [2] гарантируется право каждого человека на образование. Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования. Образовательную деятельность педагог осуществляет на основе Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [8]. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования. Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах:
Вся деятельность педагога в сфере дошкольного образования осуществляется на основе Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. N 1014 г. Москва "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования. Организация пребывания детей в группе детского сада осуществляется с учетом Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации работы в дошкольных организациях [3]. Настоящие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее — санитарные правила) направлены на охрану здоровья детей при осуществлении деятельности по воспитанию, обучению, развитию и оздоровлению, уходу и присмотру в дошкольных образовательных организациях, а также при осуществлении услуг по развитию детей (развивающие центры) в дошкольных организациях независимо от вида, организационно-правовых форм и форм собственности. Настоящие санитарные правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к:
При построении воспитательно-образовательного процесса основным ориентиром для педагога является Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [6]. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Стандарт является основой для разработки образовательной программы нашего дошкольного образовательного учреждения, в том числе и проектирования образовательного процесса в старшей группе. Воспитательно-образовательный процесс в своей группе выстраиваю на основе принципы дошкольного образования, определенных ФГОС ДО:
Еще одним нормативно-правовым документам, которым необходимо руководствоваться воспитателю, является профессиональный стандарт «Педагог» [7]. Настоящий документ определяет профессиональный стандарт как характеристику квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. Одним из основных требований является требование к образованию педагога. Требования к образованию и обучению — высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности), либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации. Требования к опыту практической работы не предъявляются. Стандартом «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного образования) (воспитатель)» установлено, что в функции педагога входят:
Таким образом, знание нормативно-правовых основ организации образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях входят в сферу должностных обязанностей воспитателя. В свою очередь, своевременное повышение квалификации в области правового образования позволяет педагогу эффективно и качественно разрешать нестандартные проблемные ситуации, возникающие в процессе их профессиональной деятельности. Выводы по разделу 1 В условиях модернизации дошкольного образования воспитателю необходимо своевременно повышать свою квалификацию в области нормативно-правовой документации, методики дошкольного образования; Современные нормативно-правовые акты, регламентирующие работу воспитателей дошкольных образовательных организаций, предъявляют серьезные требования к квалификации педагогов и предполагают значительные изменения в организации воспитательно-образовательного процесса; На основе анализа нормативно-правовых документов и самоанализа своей педагогической деятельности пришла к выводу о необходимости повышения своей квалификации в области личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком. На решение данной задачи направлю максимум своих усилий.
|