Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Проект "ДОУ и семья: навстречу друг другу"
Педагогика
Автор: Фуженкова Тамара Дмитриевна   
29.09.2017 21:07

Проект ДОУ и семья: навстречу друг другуПроект "ДОУ и семья: навстречу друг другу"

Многие дошкольные учреждения, как города, так и села, сегодня ориентируются на поиск таких форм и методов работы, которые позволяют учесть актуальные потребности родителей, способствуют формированию активной родительской позиции.

Современные условия деятельности дошкольных учреждений выдвигают взаимодействие с семьёй на одно из ведущих мест.

С целью разрешения основной выявленной проблемы – недостаточно тесных и доверительных отношений педагога с семьей – был разработан проект “Навстречу друг другу”.

Опираясь на результаты исследований, проведённых в МАДОУ «Детский сад №7 «Созвездие» в рамках проекта, можно говорить об актуальности проблемы форм сотрудничества и взаимодействия детского сада и семьи. Так, одной из основных задач детского сада, педагогов и психологов является установление положительных взаимоотношений между воспитателями и родителями, разработка новых, нетрадиционных форм работы с семьёй для пропаганды педагогических знаний и формирования психологической культуры, привлечение внимания родителей к ребёнку. Сегодня как никогда остро стоит вопрос общественных институтов с семьёй.

Скачать конспект

Семьи находятся в остром кризисном состоянии:

  • социальном;
  • экономическом;
  • политическом.

Детский сад вместе с родителями несёт ответственность за становление личности ребёнка.

Именно в семье закладываются основы личностного роста, и родители не могут быть не заинтересованы в совместном воспитании.

А как привлечь семьи к участию в жизни детского сада? Как сделать так, что бы от этого процесса получали удовольствие и дети, и педагоги, и сами родители?

Практика работы в детском саду показала, что родители интересуются, что происходило с ребёнком в течение дня, какие достижения или трудности принёс ему день; а воспитатели получают от родителей информацию о долгосрочных целях, надеждах и чаяниях в отношении будущего их ребёнка и семьи, однако:

  • между педагогами и родителями нет достаточного взаимодействия
  • у родителей наблюдается педагогическая и психологическая непросвещённость
  • отсутствует интерес к традиционным (к средней группе падает), формам общения: собрания, консультации, беседы.
  • со стороны родителей уделяется недостаточное внимание к личности ребенка
  • дети излишне интеллектуализированы и заорганизованы.

Проанализировав подобную ситуацию, я решила заняться проблемой более серьёзно, так как новое время диктует новые формы работы. Проблема взаимодействия с семьёй стоит очень остро. Поэтому внедрение в свою работу новых, нетрадиционных методов не только с родителями, но и с воспитанниками, и с семьёй в целом, поможет обратить внимание на ребёнка, помочь семье увидеть ребенка другими глазами, более уверенного в себе, а родителей заинтересовать новыми формами работы, новыми методами проведения мероприятий.

На основании опроса, проведённого психологом и педагогами ДОУ, становится ясно, что традиционная работа частично исчерпала себя. Родителями были предложены наиболее интересные, новые и приемлемые в детском саду формы работы, поэтому я решила заняться проблемой “Новые формы сотрудничества с семьёй”.

Мною условно были выделены три направления работы:

  • детско-родительские отношения
  • сотрудничество педагогов и родителей.
  • взаимодействие ребенка и педагога

В процессе работы проведены следующие исследования:

  • Эмоциональное самочувствие дошкольника в семье и в ДОУ
  • Детско-родительские отношения
  • Стиль семейного воспитания
  • Стиль общения педагога с родителями

Совместно с педагогом-психологом был разработан диагностический инструментарий:

  1. Методики для диагностики детско-родительских отношений.
  2. Методики для диагностики взаимодействия педагогов и родителей.
  3. Методики для диагностики взаимоотношений педагогов и детей.

Результаты эмоционального самочувствия дошкольника в семье и в ДОУ таковы:

  • Симптомы нервно-эмоционального напряжения отмечены у 53% детей;
  • Держат обиду и гневаются на взрослых 70%, детей;
  • Боятся наказаний родителей и педагогов 76% детей;

Диагностика детско-родительских отношений проводилась с родителями всей группы. В исследовании участвовало 32 человека (мамы и папы воспитанников) и только 25% родителей принимают своих детей такими, какие они есть.

68% родителей не следят за своей речью, позволяя себе бесцеремонность, как в словах, так и в действиях. Плохо владеют своими эмоциями, при этом мало обращают внимания на чувства и реакции детей.

Таким образом, можно сделать вывод, что коррекцию детско-родительских отношений можно и даже необходимо проводить на неформальных встречах.

В ходе исследований был составлен социальный портрет семей воспитанников:

  • образовательный уровень – 54% (с высшим),
  • 46% (со средним специальным),
  • средний возраст родителей – 32 года,
  • неблагополучных семей – нет,
  • семьи “группы риска” – 4, неполных семей – 5.

Обобщение и анализ социального портрета позволил выявить воспитательные возможности семьи, её потенциала как важной составляющей взаимодействия детского сада и семьи.

Стиль взаимоотношений педагога к детям был исследован педагогом– психологом. Результат показал, что воспитатель ориентируется на реального ребенка и принимает его как данность, пытаясь строить свои воспитательные воздействия сообразно особенностям его индивидуальности. Предпочитает придерживаться демократического стиля общения.

Таким образом, анализ первичной диагностики показал, что взрослые (родители и педагоги) порой склонны интеллектуализировать и рационализировать детей, объясняя это требованием времени. А в итоге дети мало получают нежности и любви взрослого, им не хватает времени для игр. Взрослые ждут от него результата, к сожалению, лишая радости ощущений от самого процесса.

В каждом направлении можно выделить особо результативные мероприятия.

В направлении “Детско-родительские отношения” таковым явился обучающий блок.

Практикум для родителей “Нестандартные игры для детей и взрослых” включал в себя ряд занятий с детьми, игр и упражнений для взрослых. Наиболее удачными явились следующие: “Как хвалить за то, чего нет, чтобы появилось? ”, “Родители горячие, холодные, никакие … ”, “Как наказывать с пользой”. Названия самих тем заинтересовали

родителей, и у них появлялось желание действовать по отношению к детям нестандартно и творчески. Этому способствовали игровые упражнения “Слепой поводырь”, “Общение без слов”, “Ассоциации”, “Необычный комплимент” и применение техники активного слушания. Безусловному принятию и любви родителей к своим детям способствовали и контакт глаз, и телесные прикосновения и не стандартные, непривычные выражения по отношению к ребенку.

В направлении “Сотрудничество педагога и родителя” работа строилась с учетом

дифференцированного подхода. Подобная деятельность и от нас, педагогов, требовала

высокого профессионализма и новых знаний в индивидуальном сотрудничестве с каждой семьёй. Большой популярностью пользовались встречи в дискуссионном клубе:

Темы “Как из мальчиков воспитать настоящих мужчин” и “Воспитываем девочку. Как? ” были выбраны неслучайны. В ходе изучения запросов родителей мною был сделан вывод, что родители применяют единые требования и ждут одинаковых результатов от разнополых детей без учёта их индивидуально– психического развития.

Учитывая то обстоятельство, что 80% семей имело единственного ребенка, темой обсуждения за круглым столом стало: “Единственный ребенок в семье”. Поднимались вопросы избалованности детей в таких семьях, излишней опеки, чрезмерного

задабривания подарками и ненужными покупками.

Тема “Проблема рождения второго ребёнка” была дополнительно включена в обсуждение на дискуссионном клубе, так как 4 семьи ожидали пополнения. Стремясь к разрешению вставшей перед ними проблемы, они обратились к более опытным родителям и педагогам.

Особо хочется отметить работу с родителями “группы риска”, в которую вошли неполные семьи и требующие особого внимания.

Работа с этими семьями требовала более внимательного, чуткого подхода от воспитателя.

На установление обратной и действенной связи потребовалось длительное время. Основными формами работы были индивидуальные беседы и консультации. А вместе эти семьи мы собрали на встрече за круглым столом “Нам не дано предугадать, как наше слово отзовётся”.

Активная позиция отцов в воспитании своих детей, натолкнула меня на создание “Клуба заинтересованных отцов”, целью которого стало видение и осознание своей роли в семье, месте в семейных отношениях и способах осуществления воспитания.

Киновидеотренинги о вреде многих современных товаров и кинопродукции для детей заинтересовали родителей и педагогов ДОУ необычностью преподнесению информации, давали пищу для размышления.

Цикл практических занятий под символическим названием “Шпаргалка для взрослых” также включал нетрадиционные формы взаимодействия педагога и ребенка, куда вошли: семинар “Современным детям нужны современные педагоги”, сказкотерапия, тренинговые занятия “Эффективный воспитатель”.

В направлении “Взаимодействие ребёнка и педагога” под девизом “Взрослые глазами детей” были проведены яркие мероприятия, явившиеся важными событиями в жизни детей – это и интервью “За что я люблю маму” с выпуском газеты ко Дню матери,

составление и оформление генеалогического дерева, конкурс рисунков “Моя семья”, “Я в

детском саду”. В практику вошло изготовление руками детей пригласительных билетов,

поздравительных открыток, памятных сувениров.

Все события, проводимые в рамках проекта, регулярно отражались в газете “Дошколенок”, выпускались буклеты, памятки и проспекты для родителей.

Установлению эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми способствовало проведение досуговых мероприятий: постановка театральных представлений, организация праздников, дней рождения, выставок, например,

“Ярмарка семейных идей”.

Заключительный этап проекта – презентация, которая проходила в форме конференции для педагогов и родителей “Мы в ответе за своих детей”. Были приглашены специалисты психологической службы, детской поликлиники.

Усилением социальной и нравственной значимости проекта стала приобретенная в ходе работы способность взрослых увидеть себя глазами ребенка.

Родители и педагоги убедились в продуктивности нетрадиционных форм и методов работы детского сада с семьей.

Проект завладел вниманием всех участников и поддерживался устойчивый интерес в ходе всей работы, способствовал созданию дружелюбного партнерства, повышению психолого-педагогической культуры, заинтересованностью в получении новых знаний, ведущих к осознанному родительству. Наметились изменения во взаимоотношениях в

семьях воспитанников, родители с большим пониманием стали относиться к интересам и

потребностям своих детей, признали необходимость уважения их мнения.

Показателем результативности проведенной работы стало:

  • Уменьшение эмоциональной дистанции между родителями и детьми (в среднем на 8 %)
  • Родители и педагоги поняли необходимость эмоционального принятия ребенка
  • Изменения стиля общения педагогов с родителями: 36% имеют ярко выраженную ориентированность на личностную модель взаимодействия с родителями
  • Дети чаще чувствуют защищенность и поддержку со стороны родителей и педагогов – 75%
  • Наметились положительные изменения в стиле семейного воспитания.

Таким образом, использование новых нетрадиционных форм работы в сотрудничестве с семьёй способствовали созданию дружелюбного партнёрства между детским садом и семьёй, помогли педагогам и родителям освоить современные методы воспитания, основанные на взаимоуважении, демократическом и гуманистическом подходах.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год