Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Взаимодействия ДОУ и семьи по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья.
Педагогика
Автор: Дудкина Елена Викторовна Николаева Галина Петровна Димидова Алена Владимировна   
23.12.2017 04:32

Взаимодействия ДОУ и семьи по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья.Взаимодействия ДОУ и семьи по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья.

Дудкина Елена Викторовна Воспитатель
Николаева Галина Петровна Воспитатель
Димидова Алена Владимировна Учитель-дефектолог
МАДОУ ДЕТСКИЙ САД № 53 г. Томск

В настоящее время особое значение приобретает взаимодействие родителей и педагогов в реализации программ и создании условий для полноценного и своевременного развития детей ОВЗ дошкольного возраста. Родители становятся активными участниками образовательного процесса, а не просто сторонними наблюдателями. Значимость семьи становится особенно важной при формировании личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Взаимосвязь педагогов – родителей – ребенка зависит в дальнейшим социализация ребенка

Социализация детей с ОВЗ требует специальной организации и комплексного сопровож-дения для социального становления ребенка в процессе его воспитания, образования и развития. Важной социальной задачей, стоящей перед дошкольным образовательным учреждением, является оказание помощи семье в воспитании ребенка с ОВЗ с целью социализации его к условиям школы.

 

Современное дошкольное образование развивается в принципиально новых условиях.

Центральным моментом преобразований является, психологизация системы образова-ния, а именно приведение практики дошкольного образования в соответствие с теми спе-цифическими характеристиками дошкольного возраста, которые определяют его уникаль-ный вклад в общий цикл психического развития.

Многие родители не знают закономерностей психического развития детей и часто дез-ориентированы в состоянии развития своего ребенка, диагнозы детей пугают родителей. В настоящее время для специалистов, работающих с детьми, особенно актуальными стали задачи привлечения семьи в специальное образовательное пространство, включения родителей в коррекционно – педагогический процесс. Анализ методических разработок по данной теме позволяет сделать вывод, что тема оптимизации детско — родительских отношений в семьях, имеющих ребенка с ОВЗ, является особенно актуальной сегодня. Результаты исследования в нашем детском саду позволяют сделать вывод, что в помощи по вопросам психологического благополучия нуждаются не только дети, сколько их родители. И в первую очередь им нужно овладеть навыками, которые способствовали бы развитию позитивных детско – родительских отношений, формированию и сохранению психологического здоровья детей. Для этого был поиск новых подходов и методов в работе с семьей.

Совместная работа специалистов» (воспитатели, учитель – дефектолог, учитель — лого-пед, педагог — психолог, инструктор по физической культуре, инструктор – ЛФК, музы-кальный руководитель) по реализации адаптированной образовательной программы обес-печивает психолого – педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей участниками образовательного процесса.

Поставив перед собой цель – разработать эффективную модель психологического со-провождения дошкольников, способствующую сохранению и укреплению психологиче-ского здоровья детей в системе взаимодействия «ребенок – родитель – педагог».

В своей практической работе выделили направления по привлечению родителей психолога – педагогическому сопровождению дошкольников с ОВЗ:

  1. Обогащение эмоциональной сферы ребенка положительными эмоциями.
  2. Развитие дружеских взаимоотношений через игру, общение детей в повседневной жизни.
  3. Коррекция эмоциональных трудностей детей (тревожность, страхи, агрессивность, низкая самооценка).
  4. Обучение детей способам выражения эмоций, выразительным движениям.
  5. Расширение знаний родителей и педагогов ДОУ о различных вариантах эмоцио-нального развития детей, о возможностях преодоления эмоциональных трудностей до-школьников.
  6. Формирование навыков, умений правильного реагирования родителей на различ-ные эмоциональные проявления детей в практическом игровом тренинге.

Используем активные формы и методы работы с родителями:

  • общение и групповые родительские собрания;
  • участие родителей в собраниях группы, детского сада посвященных вопросам се-мьи и детства;
  • консультации;
  • занятия с участием родителей — детей;
  • совместная подготовка и проведение утренников, спортивных праздников; сопро-вождение детей родителями во время утренников, праздников.
  • выставка детских работ дети — родители;
  • беседы с детьми и родителями;
  • семинар – практикум для родителей с детьми и родителями;
  • выполнением домашнего задания родителями с детьми;
  • проведение детско – родительских групп.
  • Такая форма работы, как проведение детско – родительских групп, стала наиболее востребованной и эффективной.

Программа предусматривает несколько этапов работы:

  • выявление семей, нуждающихся в особой поддержке;
  • проведение серий занятий с использованием авторских игр с участием детей и ро-дителей;
  • анализ эффективности проведенных мероприятий с помощью ряда методик.

По завершению работы по программе получили следующие результаты:

  • дети стали более самостоятельными, смелыми, активными, жизнерадостными, ме-нее эмоционально восприимчивы и не боятся новых видов деятельности;
  • у них повысилась самооценка, появилось чувство уверенности в собственных си-лах;
  • у родителей – повысилась активность участия в жизни группы, вовлеченность в детские праздники, участие в семейных клубах, в различных творческих конкурсах со-вместно с детьми.

Кроме того, в нашем детском саду осуществляется поиск новых форм работы с родите-лями. Одной из таких форм стало проведении проведение акции «Цветик – семицветик». Цель акции: привлечь внимание педагогов и родителей к достижениям каждого ребенка. Семь дней подряд педагоги и родители учатся замечать достижения своих детей, даже самые незначительные для взрослого, но важные для малыша. Идею акции мы почерпну-ли в книге Лютовой Е.К., Мониной Г.Б., «Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми».

В раздевалке на кабинке ребенка закрепляется «Цветик – семицветик», вырезанный из картона. На лепестках, соответствующих дням недели, — информация о результатах ребен-ка, которыми он гордится. «За что его хвалить? Он ни чего не умеет» — недоумевают родители, когда им объясняют, правила проведения акции. Им, вечно спешащим, занятым, не приходит в голову, что достижение – это не обязательно победа на Олимпийских играх. Это и первая самостоятельно застегнутая пуговица, и убранные после себя игрушки, и многое другое, что так важно для ребенка.

Педагоги, музыкальный руководитель и родители активно вовлечены в подготовку данного мероприятия.

Для родителей воспитывающих детей с ОВЗ, сотрудничество со специалистами ДОУ, включенными в систему сопровождения, расширяет представление о собственной компе-тентности, придает уверенность в своих силах, способствует пониманию своих возможностей и компенсаторных возможностей ребенка, активному участию в процессе обучения и воспитания.

На базе нашего ДОУ работает Центр игровой поддержки ребенка, который посещают родители и дети с диагнозом ДЦП. Для них организованы консультации специалистов, игры в сухом бассейне и с мягкими модулями, а так же различные виды гимнастик с ис-пользованием специальных тренажеров.

В результате сопровождение ребенка с ОВЗ в комплексной системе «ребенок – роди-тель – педагог» способствует сохранению и эффективному формированию психологиче-ского здоровья ребенка.

Литература:

  1. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка: Книга для воспитателей детского сада и родителей. — 2-е изд. — М., 1993.
  2. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. — СПб., 2006.
  3. Спиваковская А.С. Психотерапия: Игра детства, семья. Т.1. — М., 2005.
  4. Осипова Л.Е. Работа детского сада с семьей / Л.Е. Осипова – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008 – 72 с.
  5. Андриеш В. А., Бубнова С. Ю., Зайцева И. А. Аспекты взаимодействия ДОУ и семьи. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2010 г. – 112с.
  6. Сертакова Н. М. «Игра как средство социальной адаптации дошкольников». 2009г.
  7. Солодянкина О.В. «Социальное развитие ребенка дошкольного возраста». 2006г.
 

Журнал

Дошкольник.РФ

Как попасть в журнал

Предлагаем педагогам, психологам, воспитателям, методистам, учителям и др. размещение творческого материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 1 (98) за 2018 год
Скачать Номер 12 (97) за 2017 год
Скачать Номер 11 (96) за 2017 год
Скачать Номер 10 (95) за 2017 год
Скачать Номер 9 (94) за 2017 год
Скачать Номер 8 (93) за 2017 год
Скачать Номер 7 (92) за 2017 год
Скачать Номер 6 (91) за 2017 год
Скачать Номер 5 (90) за 2017 год
Скачать Номер 4 (89) за 2017 год
Скачать Номер 3 (88) за 2017 год
Скачать Номер 2 (87) за 2017 год
Скачать Номер 1 (86) за 2017 год
Скачать Номер 12(24) за 2011 год