Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Методическая разработка «Педагогическая поддержка в контексте с ФГОС ДО»
Педагогика
Автор: Никонова Мария Николаевна   
16.01.2017 02:22

Методическая разработка «Педагогическая поддержка в контексте с ФГОС ДО»Методическая разработка «Педагогическая поддержка в контексте с ФГОС ДО»

В данной статье речь пойдет о методе педагогической поддержки, а именно о теоретических основах этого понятия. Понятия педагогическое сопровождение и педагогическая поддержка обучающихся, сравнительно новое для системы образования России как школьной, так и дошкольной.

В целом педагогическая поддержка-это особое направление педагогической деятельности, реализующая принципы личностно-ориентированного образования, которое предусматривается (ФГОС федеральным государственным образовательным стандартом) и законом об образовании. Оно не только провозглашает обучающегося субъектом образования, но и стремится обеспечить субъект — субъектные, равноправные отношения взрослого и ребенка. Таким образом, педагогическая поддержка обеспечивает уход от авторитарного стиля в педагогике, где цель образования определяет сам педагог, а ребенок является лишь объектом образования.

 

Напомню, что в педагогике выделяют три стиля взаимодействия с детьми: авторитарный, либерально-попустительский, демократический стиль. Еще есть промежуточный – манипулятивный стиль. Вернемся к демократическому стилю.

Понятие «Педагогическая поддержка» в отечественную науку было введено Олегом Семеновичем Газманом. Данный термин он рассматривал с точки зрения процесса индивидуального развития и саморазвития личности ребенка. Олег Семенович, теоретически обосновывая идею педагогической поддержки, отмечает, что суть ее состоит в том, чтобы помочь ребенку преодолеть то, или иное препятствие, трудность, ориентируясь на имеющиеся у него реальные и потенциальные возможности и способности, развивая потребность в успешности самостоятельных действий. Конечно, методика была разработана для школы, но ее основные принципы, и даже некоторые приемы можно использовать в работе с детьми дошкольного возраста.

Рассмотрим определения термина педагогическая поддержка. Под педагогической поддержкой Олег Семенович Газман понимал превентивную (неотложную) и оперативную помощь детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обучении, в принятии школьных правил; с эффективной деловой и межличностной коммуникацией; с жизненным, профессиональным, этическим выбором (самоопределением). Таким образом, Олег Семенович Газман понимает педагогику поддержки, как деятельность личностно-ориентированного образования, где ребенок не объект, а субъект взаимодействия взрослого и ребенка. В зарубежном опыте тоже существует термин педагогическая поддержка, например Вальдорфская педагогика рассматривает принципы педагогической поддержки как Олег Семенович Газман. В методике М. Монтессори педагогическая поддержка рассматривается иначе.

Хотя, М. Монтессори определяет педагогическую поддержку как: «Помоги мне это сделать самому, ничего не делая за меня, направь в нужное русло, подтолкни к решению, а остальное я сделаю сам». Она позиционирует педагогику поддержки, как монипулятивный метод, где ребенок не субъект, а объект педагогического воздействия.

Олег Семенович Газман охарактеризовал следующие гуманистические принципы воспитания, как наиболее важные:

  1. Ребенок не может быть средством в достижении педагогических целей.
  2. Самореализация педагога — в творческой самореализации ребенка.
  3. Всегда принимай ребенка таким, какой он есть, в его постоянном изменении.
  4. Все трудности неприятия преодолевай нравственными средствами.
  5. Не унижай достоинства своей личности и личности ребенка.
  6. Дети — носители грядущей культуры. Соизмеряй свою культуру с культурой растущего поколения. Воспитание — Диалог культур.
  7. Не сравнивай никого ни с кем, сравнивать можно результаты действий.
  8. Доверяя — не проверяй!
  9. Признавай право на ошибку и не суди за нее.
  10. Умей признать свою ошибку.
  11. Защищая ребенка, учи его защищаться.

Педагогическая поддержка оказывается как по запросу ребенка, так и в том случае, если учитель видит, что ученик может справиться с ситуацией сам, но не уверен в своих силах или, же в «правильности» выбора. Ключевыми словами при определении понятия педагогической поддержки мы называем «чувство плеча», то есть создание такой атмосферы, проживая в которой ребенок четко знает — у него есть на кого опереться: «мы рядом, мы вместе» Роль педагога — «друг», «плечо».

Н. Б. Крылова, продолжая идеи Газмана, для нас педагогов, разработала нормы педагогической поддержки, которые мы можем использовать в своей профессиональной позиции:

  • Любовь к ребенку, безусловное принятие его как личности, душевная теплота, отзывчивость, умение видеть и слышать, сопереживать, милосердие, терпимость и терпение, умение прощать;
  • Приверженность к диалоговым формам общения с детьми, умение говорить по-товарищески (без сюсюканья и без панибратства), умение слушать, слышать и услышать;
  • Уважение достоинства и доверие, вера в миссию каждого ребенка, понимание его интересов, ожиданий и устремлений;
  • Ожидание успеха в решении проблемы, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении проблемы, отказ от субъективных оценок и выводов;
  • Признание права ребенка на свободу поступка, выбора, самовыражения; признание воли ребенка и его права на собственное волеизъявление (право «хочу» и «не хочу»);
  • Поощрение и одобрение самостоятельности, независимости и уверенности в его сильных сторонах, стимулирование самоанализа; признание равноправия ребенка в диалоге и решении собственной проблемы;
  • Умение быть товарищем для ребенка, готовность и способность быть на стороне ребенка (выступая в качестве символического защитника и адвоката), готовность ничего не требовать взамен;
  • Собственный самоанализ, постоянный самоконтроль и способность изменить позицию и оценку/самооценку.

Таким образом, Олег Семенович Газман заложил практические основы педагогической поддержки. Он подчеркивал, что ребенок в условиях поддержки и заботы начинает проявлять себя не просто в активных и позитивных поведениях. Он вступает в более высокие слои культурного и нравственного взаимодействия и сотрудничества с взрослым. И так, в целом можно сказать, что педагогическая поддержка-это особое направление педагогической деятельности, реализующая принципы личностно-ориентированного образования, которое предусматривается (ФГОС федеральным государственным образовательным стандартом) и законом об образовании. Оно не только провозглашает обучающегося субъектом образования, но и стремится обеспечить субъект — субъектные, равноправные отношения взрослого и ребенка.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год