Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Формировании навыков сотрудничества у детей дошкольного возраста»
Педагогика
Автор: Лебедева Анастасия Валерьевна, Данилова Светлана Анатольевна   
16.06.2018 12:23

«Формировании навыков сотрудничества у детей дошкольного возраста»«Формировании навыков сотрудничества у детей дошкольного возраста»

АНО ДО «Планета детства «Лада» детский сад №194 «Капитошка», города Тольятти.

  • Лебедева А.В педагог – психолог.
  • Данилова С.А. воспитатель р/о.

В современном обществе одним из главных качеств человека является умение сотрудничать в коллективе, решать общие задачи, находить пути решения конфликтных ситуаций, умение приходить к компромиссу. Как и с какого возраста формируются эти значимые для человека качества?

Многие известные исследователи (М. И Лисина, В.А Петровский, Т.А Репина) раскрывая процесс становления форм, поиска средств детского общения и сотрудничества, изучая возрастные изменения отношений к взрослому и сверстнику на протяжении дошкольного возраста, неоднократно отмечали, что первоосновы сотрудничества формируются именно в период дошкольного возраста.

 

Дошкольный возраст — чрезвычайно важный период начальной ступени социализации ребенка. В этом возрасте ребенок пытается осознать свое место в системе отношений с окружающими людьми. Группа детского сада — это первое своеобразное детское общество, возникающее в совместных играх детей, где они имеют возможность, самостоятельно объединится друг с другом и действовать как маленькими, так и большими группами. Коллектив сверстников выступает для ребенка в качестве источника различных переживаний — как положительных, так и отрицательных. В детском обществе при формировании навыков сотрудничества ведущая роль принадлежит конечно же педагогу. Именно воспитатель должна создать все необходимые условия для положительных взаимоотношений детей в детском коллективе.

И мы хотим поделиться своим опытом работы в этой сфере педагогической деятельности.

Развитие навыков сотрудничества у детей требует серьезных педагогических усилий со стороны педагога.

Наш детский сад «Капитошка» работает по приоритетному социально-личностному направлению. Формирование у детей навыков сотрудничества является одной из важных задач детского сада. И ее решение происходит в различных видах совместной деятельности – игровой, трудовой, изобразительной. Формирование навыков сотрудничества в нашем саду обнаруживается уже с утра, в действиях детей во время проведения группового сбора или «Утро радостных встреч». Уже здесь проявляется эмпатия, умение вступить в контакт или избежать нежелательного контакта, договориться о совместных действиях. Общий круг представляет возможность ребенку увидеть всех, поприветствовать, поделиться радостью или огорчениями. Приветствия, пожелания, комплименты и подарки будут основой для того, чтоб наладить общение на весь день. «Утро радостных встреч» состоит: в создании общности детей и взрослых (группа «Волшебники», в воспитании уважения и интереса к личности каждого члена группы, в совершенствовании навыков и культуры общения. Групповой сбор состоит из приветствия, игры, обмена новостями, планирование дня. Во время группового сбора проводятся игры для сплочения коллектива, игры на развитие умения входить в контакт, вести диалог, игры на развитие интереса к партнеру по общению такие как: «эхо», «кто говорит?», «кто я?» «пожелания», «комплименты», «здороваемся без слов», «возьмемся за руки, друзья,», «рисунок на спине» и многие другие. Эта форма работы с детьми позволяет создать положительный эмоциональный настрой на весь день, обеспечить условия для межличностного общения детей и взрослых.

Еще одной из интереснейших форм, для развития сотрудничества у детей в нашем саду, является доска выбора. Она находится в каждой возрастной группе. Доска выбора представляет собой набор пиктограмм, обозначающих ту или иную зону. Вместе с воспитателем дети выбирают пиктограммы для обозначения уголков в группе, где дошкольникам было бы интересно находиться и заниматься какой-либо деятельностью. С помощи доски выбора ребенок учится планировать свою деятельность, объединятся в группы по интересам, оценивать результат своей работы, не конфликтовать, не ссориться.

Для формирования у детей представлений о том, как надо жить в коллективе, что значит быть хорошими товарищами и друзьями, в группах проводятся этические беседы, проектные деятельности, используются литературные произведения и конечно же игры.

Игра — одно из незаменимых средств сплочения детского коллектива. Она помогает педагогу всесторонне изучить ребят, проникнуть в их духовный мир. Детская игра отражает тот уровень взаимоотношений детей, который сложился в данном коллективе: это обмен игрушками, радость и сопереживание одного ребенка или группы детей за успехи других, готовность подчиниться товарищу. Воспитатель должен помнить о том, что в игре могут закладываться и отрицательные свойства характера, такие, как агрессивность, соперничество, ревность, недоброжелательность, грубость. В нашем детском саду разработан специальный комплекс игр на сплочение детского коллектива, которые способствуют созданию спокойной, доверительной обстановки в группе, обеспечивают развитие социальной уверенности у дошкольников, повышают самооценку детей, их уверенность в себе. Это такие игры: «Радио», «Скажи хорошее о друге», «Угадай по описанию», «Угадай, кто мой друг», «Комплименты», «Клубочек», «Передай игрушку по кругу», «Встаньте те, кто», «Разные приветствия», «Доброе животное», «Волшебный стул», «Подарок от души» и другие.

В группах детского сада разработаны проектные деятельности на данную тему такие как: «Дружат в нашей группе девочки и мальчики», «Дружбу уважай, друзей своих не обижай», «Подарок от души», «Дружные ребята», «Наши добрые дела» и тд.

Таким образом можно сделать вывод, что воспитатель должен задавать культурную атмосферу взаимоотношений детей в коллективе и обеспечить условия, в которых каждый ребенок раскроется со стороны своих лучших качеств, способностей и тем самым окажет положительное влияние на остальных, и тогда в детском коллективе, объединенном интересной содержательной деятельностью, дружескими отношениями, перспективами будущих совместных дел и переживаний, у детей формируются чувство психологической защищенности, душевного комфорта, что, в свою очередь, способствует проявлению творческой инициативы и вклада каждого в коллективную жизнь. Такой коллектив вызывает у детей чувство гордости и радости общих достижений. Именно о таком коллективе часто вспоминают с большей теплотой его бывшие участники.

Список используемой литературы:

  1. Абраменкова В.В. Совместная деятельность дошкольников как условие гуманного отношения к сверстникам// Вопросы психологии. 1980.
  2. Доронова Т.Н., Карабанова О.А. “Игра в дошкольном возрасте”-2002.
  3. Клаус Фопель «Привет, ручки!: Подвижные игры для детей 3–6 лет».
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год