Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Обучение детей методике Монтессори в ДОУ
Педагогика
Автор: Мравян Оксана Юрьевна   
12.01.2017 23:59

Обучение детей методике Монтессори в ДОУОбучение детей методике Монтессори в ДОУ

Мария Монтессори-педагог, психолог, физик. Ее методика обучения детей широко применяется уже много десятков лет в Америке и Западной Европе. Когда как в восточной Европе около семидесяти лет мало кто слышал о ней. И вот снова об этой методике образования говорят, на ее основе открываются школы и детские сады, родители интересуются занятиями по Монтессори и живо обсуждают уже испробованные из них.

Принципы обучения Монтессори

Мария Монтессори преподавала в Римском университете, она, была первой женщиной-врачом в Италии. В своей знаменитой книге «Дети — другие» Монтессори открыла всем. Новое видение ребенка, который переживает все как взрослый человек, поэтому и обучать его необходимо соответственно. Позже свою методику обучения, Монтессори назвала «системой саморазвития ребенка в дидактически подготовленной среде».

 

В детском саду по Монтессори начинаются занятия с того, что воспитатель здоровается с каждым малышом за руку и дети выбирают сами себе занятие.

Существуют три главных принципа, на которых основывается данное обучение:

  • Интерес
  • Индивидуальный подход
  • Свобода выбора

Комнату в данном садике делят на несколько зон. Первая зона считается практической

  • Свобода выбора

Комнату в данном садике делят на несколько зон. Первая зона считается практической (зона реальной жизни), где малыша учат обычным повседневным вещам: как правильно застегивать пуговицы, зашнуровывать ботиночки, умываться, или даже месить тесто и т.д. Дети при этом помогают друг другу. Вторая зона называется зоной сенсорного развития, в ней ребенка знакомят со свойствами предметов, их цветом, формой, размером, различными материалами и т.д.

Остальными зонами чаще всего являются зоны: математическая, географическая, языковая, зона спортивная, где дети выполняют различные физические упражнения.

В школах дополнительно к этим добавляют зоны музыки, танцев, пения, искусства. Обычно через несколько часов занятий, как в школе, так и в саду дети собираются в круг и рассказывают друг другу о том, чем они занимались, что новое узнали за это время. Педагог или преподаватель при этом стоит в стороне и не вмешивается в разговор детей. То общение является свободным выбором каждого ребенка.

Конечно, со стороны сначала кажется, что роль педагога в этой методике обучения небольшая и не значимая. Ведь он не читает, не заставляет заниматься, не проверяет домашнюю работу у детей.

Но педагог в учебном учреждении по Монтессори все же имеет свои конкретные задачи:

  • Готовит помещение для занятий
  • Показывает детям, как быстро выполнять задания и правильно работать с материалом
  • Устраняет факторы, которые мешают ребенку заниматься
  • Наблюдает за успехами каждого ребенка индивидуально, предлагает для него более сложные задания, если ребенок желает их выполнять
  • Проводит так же работу с родителями, объяснят им, как заниматься с ребенком дома, как правильно его хвалить, или поучать
  • как правильно его хвалить, или поучать

Система обучения по Монтессори имеет свои исключения. Например, нельзя быстро реагировать на просьбы ребенка помочь ему, нельзя плохо отзываться о ребенке, не стоит трогать ребенка пока он сам об этом не попросит. Существуют и плюсы, и минусы данной методики обучения. Давайте рассмотрим их ниже.

Плюсы и минусы методики Монтессори

Обучение детей по методике Монтессори помогает детям становиться самостоятельными, не бояться трудностей, с которыми они столкнется в жизни. Так же данная педагогика учит детей познавать себя и окружающий мир, уважать людей, любить природу, животных. Для проведения занятий по данной методике не нужно никакого современного и дорогого оборудования или конкретных игр. Ребенок сам вправе выбирать себе занятие, сам принимает решения по поводу своего будущего, в плане того, что ему интересно, а не родителям или педагогам. Но стоит заметить, что сегодня методика Монтессори в первоначальном виде почти не используется. Сейчас лучшие педагоги и психологи разрабатывают новые зоны для игр и практической работы. Они постоянно ищут разные подходы к детям, соответственно индивидуальности каждого ребенка. Все силы современной педагогики сейчас направлены на улучшение данной методики с целью вырастить детей полноценными и успешными личностями.

Что дает Монтессори-педагогика детям?

Работая по программам Монтессори-методики, дети приобретают важные и нужные навыки, они учатся:

  • работать индивидуально и в группе;
  • быть собой, не заставляя себя быть «совершенством»;
  • обладать чувством собственного достоинства;
  • самостоятельно двигаться к цели, принимать решения, организовывать свое время, делать выбор и отвечать за результат;
  • встречать и принимать неудачи, извлекая из них уроки;
  • прощать и принимать прощение;
  • радоваться жизни;
  • любить реальных, далёких от совершенства людей;
  • стремиться к обучению и познанию.

Современные исследования подтверждают важность одного из наблюдений Марии Монтессори, которому она дала название «сенситивные периоды». Сенситивные периоды — это периоды особой восприимчивости ребенка к различным видам деятельности и поведения в целом. Каждый из этих периодов представляет собой наиболее благоприятное время для развития того или иного чувства, навыка, умения, для овладения каким-либо конкретным видом знаний. Если дети вынуждены что-либо осваивать вне благоприятного сенситивного периода, это дается им тяжелее или же результат не достигается совсем.

Примером здесь могут служить дети из двуязычных семей. С самого рождения ребенок находится в двуязычной языковой среде, он с первых дней буквально, как губка, впитывает информацию из окружающего мира. Ребенок осваивает оба языка своих родителей без формального обучения и утомительных сознательных усилий, которые требуются взрослому при изучении иностранного языка. Монтессори считала, что первые три года жизни являются важнейшими для формирования творческой сути человека. В течение последующих трёх лет в детском саду первоначально приобретённое расширяется и закрепляется.

В методике Монтессори ребенку представляется свободный выбор своей деятельности, что, в свою очередь, позволяет каждому ребенку развиваться в своем темпе. Поэтому в группе могут одновременно обучаться дети с разными способностями. Медлительный ребенок может много времени — не один день — заниматься одним и тем же материалом, не тормозя при этом продвижение остальных детей. Более способный ребенок гораздо быстрее переходит от одной учебной задачи к следующей. При этом он избавлен от необходимости скучать, дожидаясь, пока все остальные разберутся в этом материале. Ребенок с высокими способностями имеет возможность двигаться дальше, так как перед ним большой выбор разнообразного материала и возможных видов работы с ними. Хорошо известно, что дети развиваются в разном темпе и их готовность к обучению каким-либо предметам значительно отличается даже в одном и том же возрасте. Интерес к занятиям и доступность материала позволяет многим детям в Монтессори-группе начинать читать и считать необычно рано.

В каком возрасте надо начинать заниматься по методике Марии Монтессори?

Возраст детей, поступающих в Монтессори-группы в разных школах, центрах, детских садах, отличается, но всегда и везде наполнение группы строится с учетом возрастных периодов развития ребенка выделенных Марией Монтессори:

  • от 0 до 3 лет,
  • от 3 до 6 лет,
  • от 6 до 9 лет,
  • от 9 до 12 лет,
  • от 12 до 15 лет,
  • от 15 до 18 лет.

Этот самостоятельный, уникальный образовательный процесс протекает с максимальным использованием возможностей сенситивных периодов в специально подготовленной среде. Для полноценного развития ребенка необходима такая среда, которая позволит в полной мере задействовать все возможности растущего человека, удовлетворит потребности ребенка в деятельности, даст пищу разуму.

Каким образом организована Монтессори-среда?

  • Помещение оборудовано с учетом детских потребностей, культурных традиций, эстетических требований, сенситивных периодов развития.
  • Среда наполнена уникальным Монтессори-материалом.
  • Каждый материал представлен в единственном числе, автодидактичен (т. е. обладает возможностью для самопроверки ребенком правильности своих действий и служит способом самообучения), имеет точный алгоритм действия, отвечает эстетическим и экологическим требованиям.
  • Работа с материалом индивидуальна, и чем младше ребенок, тем более это важно. Иначе нет сосредоточенности, концентрации внимания, погружения в работу.
  • Среда не статична, а изменчива в зависимости от потребностей детей. В Монтессори-педагогике не экспериментируют с детьми — меняют среду, тем самым дают возможность ребенку двигаться дальше в своем развитии с учетом его индивидуального выбора, темпа развития, потребностей.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru Журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 43 (359) выйдет
26 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год