| 
  Перспективное планирование по ознакомлению с родным краем. 
автор Потехина Ирина Викторовна воспитатель МАДОУ №300 г. Красноярска 
Красноярье — край родной! Где найдешь ещё такой? Ширь, простор, богатство недр, Лиственница здесь и кедр. 
Здесь отец живёт и мать... Я хочу про край всё знать! 
С чего начинается Родина? Для ребенка — со знакомства с тем местом, где он родился, с восхищения тем, что он видит перед собой, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Этот процесс продолжается в дошкольном возрасте при целенаправленном воздействии со стороны педагога. Ведь дошкольный возраст очень важный и, самое главное, благоприятный период в жизни ребенка для этой деятельности. Психолого-педагогические исследования показали, что детям дошкольного возраста доступны знания о важных событиях истории, фактов географии, достижениях в культуре и искусстве, если они преподносятся в доступной форме и вызывают интерес. 
 Скачать конспект 
Что же для ребёнка краеведение? Это изучение той части страны, того места, где он родился, где живут его родители, находится его дом и детский сад. Педагог инициирует дошкольников замечать вокруг то новое, что создается руками людей, ценить и беречь то, что их окружает. Воспитывая детей на событиях, связанных с историей города и родного края, мы формируем чувство гордости и любви к своей Малой Родине. Краеведение сегодня становится очень важным звеном в развитии дошкольника. 
Цель разработки: Формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к культурному наследию, историческому прошлому и настоящему Красноярского края через планирование познавательной и практической деятельности. 
Задачи: 
Обучающие: 
- Познакомить детей географическим положением Красноярского края на карте России;
 
- Дать знания о памятниках, архитектурных зданиях, природных заповедных местах Красноярского края;
 
- Познакомить детей с именами и деятельностью знаменитых людей Красноярска;
 
- Расширить представления о природных особенностях Красноярского края;
 
- Обучить основам работы с географической картой и картой города Красноярска;
 
 
Развивающие: 
- Развивать устойчивость внимания, наблюдательность;
 
- Развивать зрительную, слуховую и моторную память;
 
- Развивать познавательную активность;
 
 
Воспитательные: 
- Воспитывать нравственно-патриотические качества;
 
- Воспитывать бережное отношение к городу и природе.
 
 
С точки зрения ФГОС дошкольного образования, данная методическая разработка направлена также на поддержку инициативы, самостоятельности и ответственности детей в специфических для них видах деятельности; приобщение к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка. 
ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 
| 
      месяц 
 | 
 Тема недели 
 | 
                        Объем знаний по краеведению 
 | 
 Итоговое мероприятие 
 | 
 
| 
 Сентябрь 
 | 
 Д/сад 
 | 
 5-6   Что изучает краеведение? Карта России как источник информации. Географическое положение края. Общие сведения(Енисей,Красноярское море,крупные города (Красноярск, Норильск, Ачинск, Канск),природные богатства: древесина, пушнина, рыба,грибы,ягоды,полезные ископаемые) 
6-7 Карта Красноярского края. Флаг. Губернатор края. Общие сведения(Крупные реки: Енисей, Ангара, Кан, Мана,Туба; 
оз. Таймыр; лечебные озера Учум, Тагарское; Полезные ископаемые: газ, уголь, золото, нефть, руды, алмазы, гранит, графит). Источники минеральной воды(Кожановская, Тагарская, Нанжуль) 
 | 
 5-6 Организация мини-центра по краеведению в группе. Создание альбома о Красноярском крае. 
6-7 Выставка детско-взрослых рисунков «Мой край». 
 | 
 
| 
 Дары осени 
 | 
 5-6 Природные дары(кедровый орех,папоротник, брусника,клюква,черника,черемша,грибы) 
6-7 Дополнительно: 
Выращивание гречихи и зерновых культур. Мед. Лекарственные травы и ягоды (шиповник, боярышник). 
 | 
 5-6 Создание плаката-коллажа «Дары нашего края». 
6-7 Просмотр спектакля по краеведению. 
 | 
 
 
| 
      месяц 
 | 
      Тема недели 
 | 
                      Объем знаний по краеведению 
 | 
 Итоговое мероприятие 
 | 
 
| 
 Октябрь 
 | 
 Лес 
 | 
 5-6 Путешествие по климатической карте края: 
Природные зоны (горы, степь, тайга, тундра) 
6-7 Дополнительно: 
Тайга как богатство края(кедр, лиственница) 
Природоохранные мероприятия. 
 | 
 5-6 Творческая мастерская (коллаж «Наш край». 
6-7   Тематическое занятие. 
 | 
 
| 
 Наш город 
 | 
 5-6 Красноярск как столица края. Краеведческий музей, Краевая больница, Краевой театр кукол и т.д 
Основные достопримечательности(мосты, фонтаны, парки и зоопарк, цирк, театры) 
6-7 Краткая история основания города. Геральдика.   Экскурсия по карте-схеме города. Улицы, названные в честь знаменитых людей (Сурикова, Горького, Ломоносова, Дубенского)   
Достопримечательности (памятники, музеи, архитектура) Знаменитые люди культуры и спорта( Суриков, Хворостовский, Астафьев, Поздеев, Ярыгин, Н.Чеховская(балет),Годенко, Устюгов,) 
 | 
 5-6 Целевая прогулка на Тематическую площадку МАДОУ «Мой Красноярск». 
6-7 Экскурсия в Краеведческий музей или обзорная по городу. 
 | 
 
 
| 
      месяц 
 | 
    Тема недели 
 | 
                      Объем знаний по краеведению 
 | 
 Итоговое мероприятие 
 | 
 
| 
 Ноябрь 
 | 
 Кто живёт в России 
 | 
 5-6 Многонациональность края. Различие во внешнем облике и зависимость от климатических условий. Русские как основное население края. 
6-7 Основные народности и их места проживания. Особенности жилища,питания северян, русских и хакасов. Народные песни и творчество. 
 | 
 5-6 Обрядовый праздник 
«Посиделки». 
6-7 Составление альбома «Народы Красноярского края». 
 | 
 
| 
 Животные Севера 
 | 
 5-6 Животный мир края(основное). Зависимость внешнего облика и образа жизни от климатических условий природных зон края. 
6-7 Дополнительно: 
Красная книга животных края. 
 | 
 5-6 Составление фотоальбома « Животный мир нашего края». 
6-7 Квест «Животный мир нашего края» 
или Экскурсия в зоопарк «Роев Ручей». 
 | 
 
 
| 
      месяц 
 | 
    Тема недели 
 | 
            Объем знаний по краеведению 
 | 
 Итоговое мероприятие 
 | 
 
| 
    Декабрь 
 | 
    Зима 
 | 
 5-6 Знакомство с творчеством художника В.И Сурикова. Рассматривание картины «Взятие снежного городка». 
6-7 Основные факты биографии В.И. Сурикова. Картины. 
 | 
 5-6 Пополнение мини-центра портретом и репродукциями картин. 
6-7 Экскурсия в дом-музей В. Сурикова . 
 | 
 
| 
 Игры зимой 
 | 
 5-6 Народные игры народов Севера края. 
6-7 Народные игры народов Красноярского края. 
 | 
 5-6 Физ. Досуг. 
6-7 Спортивный праздник. 
 | 
 
 
| 
      месяц 
 | 
    Тема недели 
 | 
                    Объем знаний по краеведению 
 | 
 Итоговое мероприятие 
 | 
 
| 
    Январь 
 | 
    Сказки 
 | 
 5-6 Сказки народов края. 
6-7 Устное народное творчество народов края( сказы, загадки,пословицы и поговорки) 
Знакомство с литературным наследием знаменитых писателей( Астафьев, Николай Оёгир (Эвенкия), Иван Пантелеев(рассказы для детей),Игнатий Рождественский(поэзия о природе),Роман Солнцев 
 | 
 5-6 Вечер развлечения. 
6-7 Театрализация по произведениям. 
 | 
 
| 
 Народные промыслы 
 | 
 5-6 Народно-прикладное искусство народов края(береста, резьба по дереву ) 
6-7 Дополнительно: 
Резьба по   кости, бисероплетение,сувениры из меха и т.п) 
 | 
 5-6 Тематическое занятие. 
6-7 Творческая   мастерская(Выставка поделок) 
 | 
 
 
| 
      месяц 
 | 
      Тема недели 
 | 
                  Объем знаний по краеведению 
 | 
 Итоговое мероприятие 
 | 
 
| 
 Февраль 
 | 
 Предметы нас окружающие 
 | 
 5-6 Использование древесины в крае (Изготовление бумаги, картона,пиломатериала,дсп, двп, мебели) 
 | 
 5-6 Экскурсия в пожарную часть. 
 | 
 
| 
    Безопасность 
 | 
 6-7 Противопожарная безопасность в крае. Работа МЧС по тушению лесных пожаров в крае. 
 | 
 8-7 Акция 
«Спасем дерево от вырубки» 
(сбор макулатуры) 
 | 
 
 
| 
      месяц 
 | 
    Тема недели 
 | 
            Объем знаний по краеведению 
 | 
 Итоговое мероприятие 
 | 
 
| 
      Март 
 | 
 Кутюрье 
 | 
 5-6 Русский   национальный костюм. Музыкальные инструменты и игрушки. 
6-7 Национальная одежда северных народов края . 
 | 
 5-6 Музыкальное развлечение. 
6-7 Мастер-класс 
«Украшение костюма». 
 | 
 
| 
 Профессии 
 | 
 5-6 Профессии ,связанные с промышленностью и природой края (нефтяник, шахтер, егерь, металлург, машиностроитель,энергетик,речник) 
6-7 Дополнительно: 
Крупное производство: ГЭС,Норильский Никель,Русал, Красмаш (холодильники «Бирюса»), Красноярская судоверфь(речные суда),Кр.шинный завод, Назаровский завод с/х машин, Крастяжмаш (мостовые краны), ЦБК и ДОК(двп, дсп, пиломатериал),Завод Цветных металлов, Краскон, Бирюсинка. 
 | 
 5-6 Создание альбома «Что дает наш край стране?» 
6-7 Проект «Профессии наших родителей». 
Экскурсия на производство. 
 | 
 
 
| 
      месяц 
 | 
    Тема недели 
 | 
                      Объем знаний по краеведению 
 | 
 Итоговое мероприятие 
 | 
 
| 
 Апрель 
 | 
 Планета Земля 
 | 
 5-6 Заповедники края (На примере Большого Арктического и заповедника Столбы) 
6-7   Дополнительно: 
7 заповедников края (кратко) 
Природоохранные службы края . 
 | 
 5-6 Создание макета части одного из заповедников . 
6-7 Экскурсия в заповедник «Столбы». 
 | 
 
| 
 Водные обитатели 
 | 
 5-6 Рыбы водоемов края (Щука, окунь, осётр, хариус, горбуша, стерлядь, сиг, форель) 
6-7 Дополнительно: Красная книга рыб края. 
 | 
 5-6 Творческая мастерская(создание книги «Рыбы нашего края». 
6-7 Создание плаката «Защитим рыб!» 
 | 
 
| 
 май 
 | 
    9 мая 
 | 
 5-6 Мемориал Победы как музей ВОВ. Основные памятники, посвященные ВОВ. 
6-7 Воины-сибиряки в годы ВОВ 
 | 
 5-6 Бессмертный полк в мини-музее группы. 
6-7 Экскурсия на 
 | 
 
 
   Работа по краеведению обогащает детей знаниями о родном крае, способствует воспитанию любви к нему и формирует патриотические   качества характера. 
ЛИТЕРАТУРА: 
- Алешина, Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая и подготовительная группа / Н. В. Алешина. — Москва: ООО»Элизе Трейдинг», 2002
 
- Матова В. Н. Краеведение в детском саду. ФГОС /В. Н. Матова. — Москва: Детство-Пресс, 2015
 
- Воспитание детей через приобщение их к истории родного края / З. Герасимова, Н. Козачек // Д.в. №12, 2001 г.
 
- Крутовская Е.А. Были и сказки Заповедного леса: Рассказы, стихи, сказки. – Красноярск: «Тренд», 2009
 
- Комратова М.Г., Грибова Л.Ф. С чего начинается Родина… // Управление ДОУ №6, 2003.
 
- И. Рыбалова Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания // Д.в. №6, 2003.
 
- Рубцова Н.И. Использование национально-регионального компонента в образовательной работе с детьми.// Мир детства №4, 2001.
 
- Памятники истории и культуры Красноярского края. В четырёх выпусках. – Красноярск, 1989.
 
- Статейнов А. Флора и фауна Сибири в 3-х томах. Красноярск: Издательство «Буква», 2008.
 
- Николаев, Р. Фольклор народов Сибири. Красноярск, 1993.
 
- Кириллов, М.В. Природа Красноярска и его окрестностей, Красноярское книжное издательство, 1999г.
 
 
			 |