Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
КОРРЕКЦИОННО — РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ «ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ»
Педагогика
Автор: Коробкова Оксана Владиславна   
16.09.2021 18:23

КОРРЕКЦИОННО — РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ «ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ»КОРРЕКЦИОННО — РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ «ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ»

автор: педагог-психолог О.В. Коробкова

Аннотация. Научно-практическая новизна и обоснованность программы. Настоящая программа представляет собой возможный вариант осуществления коррекционно-развивающей работы педагога — психолога с детьми дошкольного возраста, имеющими различные эмоциональные нарушения. Дошкольный возраст — особый период в жизни человека. Именно в этом возрасте формируется тот сравнительно устойчивый внутренний мир, который дает основание называть ребенка личностью. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека. Возрастные особенности дошкольников, обусловленные пока ещё ограниченными возможностями в осознании и вербализации межличностных отношений, ставят психологов перед необходимостью использования различных методов и коррекционно-развивающих задач.

 

Скачать программу

Известно, что в ходе взаимодействия с окружающими людьми происходит социализация ребёнка, усвоение им определённой системы ценностей, норм общечеловеческой культуры.

Кроме того, общение выполняет важнейшую роль в возникновении и развитии самосознания и самооценки.

В процессе общения ребёнок получает возможность с помощью взрослых и сверстников оценивать себя в разных сферах жизнедеятельности.

Современные условия общества, нестабильность в семейных взаимоотношениях и ранняя интеллектуализация способствует проявлению нарушений в эмоциональном развитии дошкольника, которые обостряют чувствительность ребёнка, повышают уровень тревожности, нерешительности, замкнутости и неуверенности в себе, что приводит к невротизации. Все эти личностные особенности детей обусловлены склонностью к беспокойству и волнениям, приходящим к ребёнку извне, из мира взрослых, из системы тех отношений, которые задаются родителями в семье, воспитателями, детьми в межличностном взаимодействии.

По определению известного психолога Р.С. Немова коммуникативные способности – это умения и навыки общения человека с людьми, от которых зависит его успешность.

Одной из важнейших задач дошкольного периода является социализация ребёнка и важнейшая её часть — развитие коммуникативности ребёнка, то есть умения общаться со сверстниками и взрослыми.

Если ребёнка понимают и принимают, он легче преодолевает свои внутренние конфликты и становится способным к личностному росту. Это основное положение психолого-педагогического сопровождения, в котором взрослый как хороший садовник: он не пытается вырастить из астры розу, а создаёт для каждого растения оптимальные условия для развития.

Программа "Вместе весело шагать" — это коррекционно-развивающие занятия, которые строятся в доступной и интересной для детей форме.

Актуальность, перспективность, практическая направленность. В последнее время наблюдается негативная тенденция увеличения обращений родителей к психологу по проблемам, связанных с различными проявлениями эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста: повышенная тревожность, страхи, повышенная напряжённость, агрессивность, неуверенность, двигательная расторможенность, замкнутость, нарушения в общении и т. д. Подобная симптоматика может в последствии сказаться не только на формировани их арактерных черт личности, но и привести к сложностям в обучении. Нарушениям психологического здоровья соответствует выраженное повышение тревожности, которое может привести к существенному снижению внимания, в особенности произвольного. У детей с защитной агрессивностью внутреннее напряжение может обусловить повышенную двигательную активность, склонность к нарушениям дисциплины. Дети с наличием выраженных страхов будут, как правило, пребывать в состоянии постоянного напряжения, что обусловит повышенную утомляемость и снижение работоспособности. У дошкольников с деструктивной агрессивностью и социальными страхами можно наблюдать трудности при ответах. Дети с демонстративной агрессивностью вырабатывают стереотип поведения, направленный на получение негативного внимания. Наиболее часто встречающейся формой эмоционального нарушения у детей дошкольноговозраста является тревожность. 27% детей старшего дошкольного возраста испытывают подобное состояние, что может свидетельствовать о недостаточной эмоциональной приспособленности ребенка к тем или иным социальным ситуациям. Основными источниками эмоциональной дестабилизации являются взаимоотношения созначимыми взрослыми – родителями (особенно с матерью), воспитателями. Опыт работы с дошкольниками показывает, что начинать знакомить детей с эмоциями можно с пятилетнего возраста: дети усваивают необходимые понятия, их словарный запас пополняется словами, обозначающими эмоции. Поэтому проведение коррекционной работы по оптимизации эмоционального состояния старших дошкольников является одной из актуальных задач педагога-психолога, работающего в условиях образовательного пространства.

Цель программы: развитие у детей социальных умений коммуникативной гибкости, научить детей преодолевать застенчивость, нерешительность, неуверенность в себе.

Задачи программы:

  • Создать чувства принадлежности к социуму, положительного эмоционального фона, умения понимать своё эмоциональное состояние и распознавать чувства окружающих людей;
  • Познакомиться с эмоциями человека, осознать собственные эмоции и чувства, научиться распознавать эмоциональные реакции других людей и развивать умение адекватно выражать свои эмоции.
  • Развивать навыки совместной деятельности в коллективе; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Принципы реализации программы

В коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста мы руководствуемся следующими принципами:

  1. Принцип индивидуализации предполагает учёт возраста, учёт типа детско-родительских отношений, уровня общего состояния ребёнка.
  2. Принцип доступности от уровня психологических особенностей ребёнка.
  3. Принцип наглядности — демонстрация упражнений, этюдов, моделирование ситуаций, игр подтверждает объяснение и помогает ребёнку их правильно выполнять.
  4. Принцип систематичности и последовательности заключается в непрерывности, регулярности, планомерности процесса, в котором реализуются задачи коррекционно-развивающей работы.
  5. Принцип научности лежит в основе всех технологий, способствующих коммуникативным способностям детей старшего дошкольного возраста.
  6. Принцип оздоровительной направленности обеспечивает оптимизацию двигательной активности детей, укрепление психологического здоровья, совершенствование физиологических и психических функций организма.

Адресат: дети 5-6 лет имеющие личностные особенности (застенчивые, нерешительные, неуверенные в себе).

Занятия проводятся с группой состоящей из 5-7 детей, 1 час в неделю.

Продолжительность занятия – 30 минут.

Срок реализации программы – 5 месяцев.

Коррекционный курс состоит из 19 занятий.

Ожидаемые результаты реализации программы. Дети научатся понимать и описывать свои желания и чувства; осознавать свои физические и эмоциональные ощущения; различать эмоциональные состояния взрослых и детей по особенностям жестов, мимики, движений. У детей повыситься самооценка, снизится уровень ситуативной тревожности.

Таким образом, у детей расширяется круг осознаваемых эмоций, они начинают глубже понимать себя и других, у них чаще возникает эмпатия по отношению к взрослым и детям.

По ходу реализации коррекционной программы дети приобретут навыки, которые позволят ребенку управлять своим эмоциональным состоянием, что является условием дружественного и плодотворного общения с окружающими.

Учебный план.

№ п/п

Содержание

Всего часов

В том числе

лекционных

практических

1.

"Я и эмоции"

6

1,5

4,5

2.

"Я+Я"

7

1,75

5,25

3.

"Я и моё окружение"

6

1,5

4,5

 

Итого:

 

19

4,75

14,25

Учебно-тематический план

№ п/п

Содержание

Всего часов

В том числе

лекционных

практических

I

"Я и эмоции"

6

   

1.

Радость

1

0,25

0,75

2

Удивление

1

0,25

0,75

3

Страх

1

0,25

0,75

4

Гнев

1

0,25

0,75

5

Горе

1

0,25

0,75

6

Наши эмоции

1

0,25

0,75

II

"Я+Я"

7

   

1.

Тайна моего имени

1

0,25

0,75

2.

Автопортрет

1

0,25

0,75

3.

Мой внутренний мир

1

0,25

0,75

4.

Мой любимый сказочный герой

1

0,25

0,75

5.

Ритуал приветствия

1

0,25

0,75

6.

Мой волшебный дом

1

0,25

0,75

7.

Я знаю, я умею, я могу

1

0,25

0,75

III

"Я и моё окружение"

6

   

1.

Мы так похожи

1

0,25

0,75

2.

Мы такие разные

1

0,25

0,75

3.

Язык жестов и движений

1

0,25

0,75

4.

Давайте жить дружно

1

0,25

0,75

5.

Мальчики и девочки

1

0,25

0,75

6.

С кем я живу

1

0,25

0,75

 

Итого:

 

19

4,75

14,25

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 43 (214) выйдет
24 октября 2021

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 42 (213) за 2021 год
Скачать Номер 41 (212) за 2021 год
Скачать Номер 40 (211) за 2021 год
Скачать Номер 39 (210) за 2021 год
Скачать Номер 38 (209) за 2021 год
Скачать Номер 37 (208) за 2021 год
Скачать Номер 36 (207) за 2021 год
Скачать Номер 35 (206) за 2021 год
Скачать Номер 34 (205) за 2021 год
Скачать Номер 33 (204) за 2021 год
Скачать Номер 32 (203) за 2021 год
Скачать Номер 31 (202) за 2021 год
Скачать Номер 30 (201) за 2021 год