Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога при организации проектной деятельности в дошкольном учреждении |
Педагогика | |||
Автор: Бардаченко Евгения Александровна Рублёва Ирина Ивановна | |||
24.12.2018 01:17 | |||
Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога при организации проектной деятельности в дошкольном учреждении Автор:
Познавательная активность – сложное личностное образование, которое складывается под влиянием разнообразных факторов, как субъективных, включающих любознательность, усидчивость, мотивацию и волю, так и объективных: окружающие условия, личность педагога, приемы и методы обучения. Структура познавательной деятельности включает в себя:
Развитие познавательной активности старших дошкольников является важным при подготовке детей к школьному обучению. Результаты диагностики готовности к школе выпускников детского сада показали недостаточную осведомленность детей об окружающем мире, невысокий уровень развития психических процессов, затруднения в решении мыслительных и речевых задач.
Психические процессы детей развивают на коррекционно-развивающих занятиях в детском саду и педагог-психолог, и учитель-логопед. На логопедических занятиях используются приемы по активизации психических процессов, а на занятиях педагога-психолога активизируется речевое высказывание детей. Поэтому мы увидели точки соприкосновения в работе психолога и логопеда по развитию психических процессов детей старшего дошкольного возраста. Подобная форма взаимодействия актуальна в системе образования для более эффективной подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе. Анализ психолого-педагогической, методической литературы позволил утверждать, что эффективность целенаправленной психолого-педагогической работы во многом зависит от разработки научно-обоснованной системы обучения [1, 3, 4, 5]. Специальная работа по устранению недостатков речи должна строиться на активизации познавательной деятельности, направленной на осмысление различных явлений окружающего мира. В связи с этим нами была создана и апробирована модель взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога по развитию психических процессов у детей старшего дошкольного возраста, стимулированию их познавательной активности в рамках проекта «Путешествия в страну «Познавай-ка». Задачами данного проекта стали поддержание детской любознательности, развитие разных видов активности (познавательной, творческой, двигательной) и совершенствование психических процессов старших дошкольников, а также повышение педагогической компетентности родителей и педагогов ДОО в вопросах развития психических процессов старших дошкольников. При реализации проекта был разработан цикл совместных занятий для детей 6-7 лет в форме путешествий. Тема путешествия зависела от тематического планирования проекта и календарных праздников. Всего было проведено семь совместных занятий: «Прогулка по осеннему лесу», «Сказочное путешествие», «Путешествие к белым медведям», «Путешествие к морским глубинам», «На машине времени», «Путешествие к звездам», «Путешествие в жаркие страны». Форма проведения занятий – групповая. Занятия сопровождались видеопрезентациями по теме, включающими слайды по изучаемым лексическим темам и занимательный игровой материал. Каждое занятие строилось по определенной структуре. Начало занятия включало игры и упражнения на создание положительного эмоционального настроя на работу, вызывание у детей интереса, инициативности. Основная часть была представлена развивающими играми, направленными на развитие зрительной памяти, внимания, мышления, зрительного и слухового восприятия, воображения, мелкой моторики, графических навыков, на согласование речи и движений. Особое место в структуре занятия отводилось лексико-грамматическим заданиям, проведению звукобуквенного анализа и синтеза слов. Завершающая часть состояла из приемов на сплочение детского коллектива, воспитание дружелюбия, чувства взаимопомощи. Занятие «Путешествие к морским глубинам»: игра на развитие внимания «Рыбы, крабы, кораллы» При решении поставленных задач использовались инновационные технологии:
В рамках проекта был разработан и проведен мастер-класс для педагогов ДОО «Использование игровых технологий в развитии познавательных процессов старших дошкольников». Работа с родителями была представлена семинаром-практикумом «Ступеньки к школе», семейным проектом «Кроссворденок-путешественник», выпуском информационного буклета «Задания на каждый день». Предлагаемая модель образовательной технологии педагогического проектирования актуальна и инновационна для дошкольного образования. Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога позволяет более эффективно решать задачи познавательного развития дошкольников, так как успешная коррекция речевых нарушений может осуществляться только в результате многоаспектного воздействия, направленного на речевые и внеречевые процессы, активизацию познавательной деятельности. Динамика преодоления нарушений у ребенка, возможность подготовки его к обучению в школе во многом зависят от методов обучения специалистов, единства формирования речевых процессов, мышления и познавательной активности. Используемая литература:
|