Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Поддержка детской инициативы в игре дошкольников второй младшей группы»
Педагогика
Автор: Жиренко Ирина Николаевна   
10.03.2019 10:08

«Поддержка детской инициативы в игре дошкольников второй младшей группы»«Поддержка детской инициативы в игре дошкольников второй младшей группы»

«Представьте, что будет, если курица начнет доставать своих цыплят из яиц, а не ждать, когда они сами вылупятся?» народная мудрость.

Каждый ребенок бессознательно стремится к самостоятельности. Свой первый шаг он делает ОТ мамы. У каждого ребенка наступает момент, когда он говорит: «Я сам!» Если в это время взрослый, набравшись терпения, позволяет ребенку поступать самостоятельно и помогает ему в этом, даже если у малыша еще не все получается, малыш испытывает чувство гордости за свою самостоятельность. А если нет, то этот период может пройти, а ребенок так и не почувствует, как хорошо быть самостоятельным. Не подталкивайте ребенка к самостоятельности — играйте вместе.

Как развивать самостоятельность у детей в игре?

В организации этой непростой работы должна быть четкая последовательность. Когда ребенок учится чему-то новому, ему необходимо сотрудничество со взрослым. Воспитатель в этот период помогает поставить игровую задачу, показывает, каким предметным способом ее можно решить. Когда же ребенок научиться ставить игровые задачи, надо предоставить ему максимальную возможность для проявления самостоятельности.

 

В возрасте от 3 до 5 лет дети находятся на начальном этапе развития сюжетно – ролевой игры, дети придумывают замысел, по своему усмотрению выбирают роли, ставят разнообразные игровые задачи, решают, с кем играть. Важным требованием тут должно стать отсутствие гиперопеки со стороны взрослого в процессе руководства игрой. Можно сформулировать правило руководства: все, чему научился каждый ребенок, нужно постепенно переводить на уровень самостоятельного применения в игре.

К проявлению самостоятельности и творчества детей побуждает гибко изменяющаяся игровая среда.

Игровая деятельность постепенно переходит от индивидуальной к коллективной. По мере обогащения игрового опыта для детей предпочтительнее становится взаимодействие в игре со сверстниками. Приучать детей самостоятельно договариваться со сверстниками в игре, при выборе ролей и действий.

Самостоятельность в игре не возникает самопроизвольно, это результат длительной, продуманной и кропотливой работы.

Что свидетельствует о повышении уровня самостоятельности в 3 – 5лет

  • замысел игры появляется по инициативе самого ребенка
  • выбирают роли
  • ставят взаимосвязанные игровые задачи
  • решают, с кем играть
  • сопровождают ролевые действия ролевыми высказываниями, обращенными сначала к игрушке партнеру и воображаемому собеседнику, затем к взрослому и сверстнику
  • ролевые высказывания возникают по инициативе взрослого или самого ребенка
  • учатся выбирать предметные и ролевые способы решения ролевых задач
  • самостоятельно включают в игру предметы – заместители
  • младшие дошкольники играют рядом

Педагог должен помочь ребенку правильно осмыслить новые явления и понятия, новые слова и фразы, познакомить его с социально-предметным миром, различными профессиями, миром духовных и социальных ценностей, чтобы в дошкольном детстве ребенок мог использовать эти знания в игре, а в будущем мог легко адаптироваться к реальной действительности.

У детей возникают трудности с неумением организовать сюжет игры, некоторые дети бродят от одного игрового поля к другому, выполняя действия с игровыми предметами несоответствующие их функциональному назначению действия, а также неумение дошкольников распределять роли между участниками. Зачастую это связано с незнанием практических действий, обусловленных их ролью в игре.

Поэтому я выбрала игру в качестве основного средства развития навыков и умений по ориентировки в социальном и бытовом пространстве.

Нами были отобраны и систематизированы сюжетно-ролевые игры, и игровые задания по теме «Социально – бытовая ориентировка»: «Личная гигиена», «Одежда и обувь», «Питание», «Дом, Семья», «Наш детский сад», «Культура поведения», «Транспорт», «В магазин за продуктами». Основные задачи, решаемые в процессе игровой деятельности с младшими дошкольниками это:

  • информирование о назначении предметов, окружающих нас в быту и в социальном пространстве, приемах и правилах обращения с ними. Выработка практических умений и навыков пользования некоторыми предметами окружающего социально – бытового пространства

-Содержанием детских игр являются реальные явления и события, происходящие в жизни, деятельности и в отношениях людей. Чтобы отражать их в игре, ребёнку необходимо иметь определённые знания об этом, приобретая собственный действенный и чувственный опыт.

Дидактических игр, типа «Лото, домино», «Дом, в котором ты живешь» и т. п. формировались осознанные представления о предметах быта, способах их применения. Посредством игр «Моя семья», «Мой дом», «Профессии» и т. п. дети познавали социально – бытовое пространство, учились ориентироваться в нем, выполняя определенные игровые действия.

Для дальнейшего разнообразия игровых действий и развития игрового сюжета проводили наблюдения, экскурсии и целевые прогулки, на которых обращали внимания на трудовые действия работников детского сада: младшего воспитателя, повара, медицинской сестры, дворника; рассматривали оборудование, предметы, инструменты которыми они пользуются для выполнения своих профессиональных обязанностей и обсуждали результаты их труда. Во время наблюдения обращали внимание детей на то, что повар приготовил вкусный завтрак, обед, ужин. Знакомила детей с названиями блюд. Впоследствии играя, дети не просто ставили кастрюли на плиту, а «варили» суп, компот, рассказывая о том, какие продукты они использовали при приготовлении этих блюд и именно, поэтому все так вкусно.

Организуя сюжетно-ролевую игру с детьми младшего возраста необходимо объяснять и демонстрировать возможности использования игрушек и предметов в различных играх. Для этого необходимо детально рассмотреть используемые игрушки, строительный материал реальные предметы. Определить строение, назначение и расположение предметов в пространстве с помощью сохранных анализаторов. Следующий этап работы — овладение практическими действиями с игрушками и предметами. Это осуществляется в совместных действиях педагога и ребёнка, при условии многократных повторений и чётких описаний с постоянной сменой сюжета.

Далее малышам предлагались игры – инсценировки. Это помогало детям уточнить представления о различных бытовых ситуациях и о возможных действиях в них ( «Кукла Наташа заболела», «На приеме у врача», «Устроим кукле комнату»). Важно было, чтобы малыши научились выполнять несколько взаимосвязанных действий. С этой целью широко использовались вопросы, подсказывающие новые действия. Например, чтобы привлечь внимание детей я начинаю играть с куклой, объединив при этом несколько сюжетов, доступных пониманию детей: «кормлю куклу», «укладываю спать». Дети внимательно наблюдают за моими действиями. Продолжая играть, передаю куклу детям, словесно направляя дальнейший ход событий.

В процессе организации сюжетно-ролевых игр очень важно следить за тем, какие отношения складываются между воспитанниками, предупреждать возникновение конфликтов из-за игрушек или желаемой роли. Очень важно в процессе игровой деятельности формировать у детей дружеские взаимоотношения, желание и умение помочь, уступить друг другу. При этом следует использовать характерную для маленьких детей способность к подражанию. Нужно многократно показывать им, как поступать в определённых ситуациях, каким образом выполнять необходимые действия. В результате систематически предъявляемых требований и повторного выполнения заданий вырабатываются положительные умения, позволяющие адаптироваться в обществе.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год