Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ (старшая группа)»
Педагогика
Автор: Гаджиева Индира Шамсудиновна   
16.03.2019 21:32

«Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ (старшая группа)»«Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ (старшая группа)»

Автор: Гаджиева И.Ш

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Золотой ключик»»

Содержание презентации

Правильная организация предметно-развивающей среды — это одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в условиях ФГОС. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Она должна работать на самостоятельность и самодеятельность ребёнка. Развивающая среда должна быть: полифункциональной, насыщенной, вариативной, трансформируемой и безопасной.

 

Скачать конспект

Насыщенность среды – в моей группе имеются средства обучения и воспитания, материалы, игровое, спортивное, оздоровительное оборудование и инвентарь, которые обеспечивают игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей.

Трансформируемость – в группе есть возможность изменять предметно-пространственную среду в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

Полифункциональность материалов — разнообразное использование различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.; в группе имеются полифункциональные предметы, в том числе природные материалы, пригодные для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

Вариативность – наличие различных пространств, а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов.

Доступность – обеспечивает доступ для воспитанников ко всем помещениям группы, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

Создавая развивающую среду в группе, я, прежде всего, уделила внимание созданию условий, обеспечивающих безопасность и психологическую комфортность каждого ребенка в группе. Я старалась, чтобы обстановка в моей группе была приближена к домашней, уютной обстановке. Предметы мебели в группе расставлены вдоль стен, кроме центра конструирования. Он у нас располагается по центру. В свободном доступе и слева, и справа.

Приглашаю на экскурсию в старшую группу «Любознайки».

С учетом всех этих вышесказанных принципов мы поделили все групповое пространство на секторы: рабочий, активный и спокойный.

Раздевалка (Слайд 4,5, 6, 7, 8) В раздевалке группы находятся индивидуальные шкафчики детей, скамейки. Здесь же находится информационный стенд для родителей, в котором размещаются консультации, советы родителям и другая важная информация. Здесь же находится информация о тематических неделях в детском саду и рекомендации родителям в рамках тематической недели. Имеется паспорт группы и папка с консультациями, в которой каждый родитель сможет найти ответ на интересующие его вопросы.

Рабочая зона (сектор) (Слайд 9)

Центр искусства (Слайд 10) Для этого центра отведено самое светлое, хорошо освещенное в группе место. Здесь воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. В распоряжении детей есть различные материалы для воплощения своих творческих замыслов: акварель, тушь, гуашь, сангина, цветные карандаши и фломастеры, восковые мелки, простые карандаши, пластилин, доски для лепки, цветная, белая бумага и картон, акварель, кисти, непроливайки, клей, ножницы, стеки, большой выбор трафаретов, различные схемы для рисования животных, растений, бытовых приборов, схемы для поделок из бумаги, большой выбор раскрасок, магнитные доски для рисования. К центру имеется свободный доступ, в любое свободное время дети могут лепить, рисовать, вырезать, делать поделки из бумаги. Здесь же есть небольшая выставки с образцами народного художественного промысла.

  • Центр экспериментирования (Слайд11) Неизменной популярностью у дошкольников пользуется центр экспериментирования, представляющий собой мебельный модуль со специально оборудованными стеллажами. На полочках для детского исследования размещены самый разный природный материал: мел, песок, глина, камни, ракушки, перья, уголь и т. д. Микроскопы, глобус, лабораторное оборудование, мерная посуда – все это вызывает у детей особый интерес. Имеется картотека проведения экспериментов а также различный материал для проведения экспериментов и опытов.

(Слайд12) Цент речи и моторики; включающий в себе игры и оборудование для развития речи и подготовки ребенка к школе, к освоению чтения и письма, Для речевой активности здесь детей ждут наборы предметных и сюжетных картинок, раздаточный и демонстрационный материалы по звуковой культуре речи, мнемотаблицы для составления описательных рассказов.

Математический центр «Познавайка». (Слайд13-14) Также к рабочей зоне относится математический центр, он содержит разные игры на развитие логики, мышления, внимания, счётный наглядный и раздаточный материал. Математическое лото, математические пазлы, числовые домики, блоки Дьёнеша, схемы и демонстрационные материалы к ним, палочки Кюизенера и схемы, счётные палочки и схемы к ним, Колумбово яйцо, головоломка танграмм, игры для сенсорного развития детей. Здесь же находится картотека игр на развитие внимания, памяти и мышления.

Центр «Валеология». (Слайд15) «Валеологический центр» ( «Центр здоровья») является одним из средств воспитания культуры здоровья дошкольников. Этот центр новый, только создается. Нами уже разработан проект. Здесь размещён наглядный материал об организме человека, правилах личной и общественной гигиены, безопасного поведения (энциклопедии, иллюстрации, развивающие игры, и т. д.). В течение года мы будем его пополнять необходимым материалом.

Активная зона (сектор) содержит в себе (Слайд 16):

Центр конструирования (слайд 17). Он располагается по центру группы. Тем самым разделяет учебную и игровую зоны. В нем находится различный строительный материал (конструкторы различного вида, лего-конструктор деревянный, лего–дупло, математический конструктор, конструктор-тико и т.д.), здесь мальчишки воплощают свои замыслы. Имеется и конструктор для девочек. Весь материал помещен в пластиковые контейнеры и корзины, что делает уголок мобильным. Конструктор можно перемещать в любое место группы и заниматься строительством подгруппой или индивидуально

(Слайд 18.) Центр сюжетно-ролевых игр «Магазин», «Салон красоты», «Семья», «Больница», «Полицейский», «пожарные» размещены в корзинах, что делает уголок мобильным. Дети могут расположиться в любом удобном для них уголке группы. В этих уголках любят играть не только девочки, но и мальчики. Атрибуты к играм постоянно пополняются.

(Слайд 19) Центр физкультуры и спорта пользуется большой популярностью у детей, так как реализует их потребность в двигательной активности в течение всего дня. В уголке дети могут играть в различные спортивные игры. Имеются обручи, скакалки, мячи большие и маленькие, кольцебрассы, кегли, корзины для эстафетных игр, мягкий коврик (маты), тренажёр, массажный коврик. Все это способствует сохранению и укреплению здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни.

Здесь же находится видеоцентр, который дает возможность показывать детям познавательные фильмы. Здесь же имеется музыкальная колонка, что дает возможность проводить утреннюю гимнастику под музыку. Музыкально-театральный уголок помогает сплотить всю группу, объединить интересной идеей. Дети – это большие артисты, поэтому они с большим удовольствием участвуют в постановках и выступают в роли зрителей. Уголок содержит разные музыкальные инструменты, различные маски, настольный, пальчиковый театры. Так как этот уголок стоит на одном месте, в нем имеется переносная ширма, которую можно разместить в любом уголке группы и обыгрывать.

(Слайд 20-21, 22, 23) Уголок безопасности, в уголке имеются необходимые атрибуты для ролевых игр, разнообразный материал по правилам безопасного поведения на дорогах, во время пожара: сюжетные иллюстрации, игры, папки, картотека по ОБЖ, есть игры, сделанные своими руками. С помощью родителей изготовлены макеты по ПДД, макет пожарного щита.

Спокойный сектор или зона отдыха и релаксации. (Слайд 24).

В этом уголке группы расположен центр книги (слайд 25), где дети любят отдохнуть и рассматривать любимые книги.

Материал в уголке постоянно обновляется, пополняется в соответствии с тематической неделей. Во время учебно-воспитательного процесса мы используем этот центр для знакомства с поэтами и писателями, читаем сказки, разучиваем стихи, сочиняем небольшие рассказы. Рядом находится картотека игр на развитие речи, мнемотаблицы, где каждый ребенок может взять игру, сесть за стол и по картинкам сочинить свою историю.

Есть (Слайд 26) Центр краеведения, в которой дети знакомятся с символикой государства, ЯНАО и родного города. Здесь же находится небольшой мини-музей «Гостиная народов России».

Используя всё пространство, центр природы и экологии (слайд 27) расположился у нас в отапливаемом переходе, в котором имеется календарь природы в доступном для детей месте. Дети очень любят там ухаживать за комнатными растениями, используя в работе инвентарь по уходу за ними. В экологическом центре имеются детские поделки из природного материала, экспонаты природы. Здесь мы проводим наблюдения за погодой и фиксируем их на настенном календаре, так же проводим простые опыты и занятия природоведческого характера. В уголке имеются макеты изготовленные родителями вместе с детьми: «Арктика», «Аквариум», «Деревенский дворик», «Зимний дворик». Все макеты можно свободно перемещать в любое место и обыгрывать по желанию детей. Имеется картотека животных, растений, природных явлений и т.д. Здесь ребята знакомятся с окружающим миром: с разными явлениями природы, флорой и фауной нашей планеты.

Мы стараемся создать условия для разных видов деятельности детей, обеспечивающих их всестороннее гармоничное развитие и создать комфортные условия пребывания детей в детском саду.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 14 (330) выйдет
19 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год