Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Доклад на тему: «Развивающая предметно – пространственная среда в ДОУ для развития у детей ориентировки в пространстве»
Педагогика
Автор: Плотникова Людмила Михайловна   
14.04.2019 18:43

Доклад на тему: «Развивающая предметно – пространственная среда в ДОУ для развития у детей ориентировки в пространстве»Доклад на тему: «Развивающая предметно – пространственная среда в ДОУ для развития у детей ориентировки в пространстве»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №29, комбинированного вида»

Подготовила: Плотникова Людмила Михайловна, воспитатель 1 категории. 2018 год

АКТУАЛЬНОСТЬ

Важным показателем развития интеллекта ребёнка является осознание себя во времени и пространстве. Ориентирование в пространстве имеет большое значение для всестороннего развития ребёнка, оказывает влияние на развитие его самосознания, а также личности в целом.

Пространственное ориентирование – это вид восприятия при помощи зрительного, слухового, кинетического анализаторов.

Развивающая предметно – пространственная среда

 

Скачать презентацию

должна быть: содержательно насыщенной, трансформируемой полифункциональной, вариативной, доступной, безопасной.

(пункт 3.3. 4 ФГОС ДО)

Организация развивающей среды

В группе в свободном доступе детей должны находиться:

  • наборы разрезных картинок;
  • матрешки, пирамиды, вкладыши;
  • музыкальные игрушки;
  • разного вида мозаика;
  • листы бумаги, карандаши, восковые мелки;
  • штампы;
  • палочки – считалочки;
  • настольные плоскостные игры;
  • коллекции из природного материала;
  • пазлы.

Развивать у дошкольников различные способы восприятия пространства, полноценные пространственные представления можно посредством игр и упражнений.

Младший дошкольный возраст

Дети от 3 до 4 лет

ЗАДАЧИ

  • Развивать умение ориентироваться в расположении частей своего тела
  • Различать пространственные направления от себя: вверху – внизу, впереди – сзади (позади), справа – слева
  • Различать правую и левую руки

Игры и игровые упражнения

Умение ориентироваться в расположении частей собственного тела:

«Сделай, как я», «Поможем Маше – растеряше собраться на прогулку», «В какой руке?»

Умение ориентироваться в пространстве относительно себя, использовать слова впереди – сзади, слева – справа:

«Достань игрушку», «Поможем накрыть стол», «Где что находиться?», «Расставим игрушки»

Умение понимать и использовать предлоги:

в, на, под, за: «Куда закатился мяч?»

Средний дошкольный возраст

Дети от 4 до 5 лет

Задачи

  • Развивать умение определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении (вперед – назад, направо – налево, вверх – вниз
  • Обозначать словами положение предметов по отношению к себе (передо мной, справа от меня, слева, сзади)
  • Познакомить с пространственными отношениями: далеко — близко

Старший дошкольный возраст

Дети от 5 до 6 лет

Задачи

  1. Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве; понимать смысл пространственных отношений;
  2. Двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу и в соответствии со знаками; определять свое местонахождение среди окружающих людей и предметов;
  3. Обозначать в речи взаимное расположение предметов;
  4. Учить ориентироваться на листе бумаги.

Игры и игровые упражнения

Умение двигаться в заданном направлении:

«Правильно пойдешь — секрет найдешь»

По заданию воспитателя ребенок двигается в указанном направлении (2 шага вперед, 3 шага вправо, 1 вперед). Если ребенок правильно выполняет задание, то он находит спрятанную игрушку.

«Не ошибись»

Воспитатель предлагает выполнять следующие движения: поднять вверх правую (левую) руку, сделать наклоны вправо (влево) и т.д.

Игры и игровые упражнения

Умение ориентироваться на листе бумаги

«Найди пару», Найди такую же картинку», «Запомни и повтори», «Что изменилось?», «Художники», «Расскажи про свой узор», «Составь узор».

«Кто где стоит»

Дети делятся на две подгруппы по 5 человек. Один ребенок (ведущий) встает в центр, другие встают впереди, сзади, слева, справа от ведущего. Ведущий рассказывает, кто где находится по отношению к нему.

«Где спрятались игрушки?»

(можно использовать кукольную мебель)

Выяснить у детей местоположение каждой игрушки.

Подготовительная к школе группа

Задачи

  • Учить ориентироваться на ограниченной территории (лист бумаги, тетрадь, доска)
  • Располагать предметы в указанном направлении, отражать их пространственное расположение
  • Познакомить с картой, схемой, планом, маршрутом.
  • Развивать способность к моделированию пространственных отношений в виде рисунка, плана, схемы.
  • Учить «читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов их движение в пространстве.

Игры и игровые упражнения

Умение ориентироваться на ограниченной плоскости:

«Запомни и повтори», «Дорисуй ряд», «Составь узор»

«Нарисуй отгадку»,, «Что внутри, что снаружи?», «Левее, правее», «Рисуем по точкам», «Выше, ниже»

Игры и игровые упражнения

Развитие способности к пространственному моделированию:

«Чье место?», «Секреты», «Водители», «Дорога домой и дорога к школе», «Найди спрятанный предмет», «Угадай, что спрятано», «Составь карту»

Используем листы бумаги с изображением плана территории (детского сада, участка, дороги к дому), направление движения обозначаем прямой линией со стрелкой, геометрические фигуры используем для обозначения объектов

Песочный стол

Цель: учить изображать геометрические фигуры на песке, ориентироваться на плоскости, развивать воображение детей

Рекомендуемая литература

  1. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», 3 – изд., 2016г.
  2. И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» (по возрастам)
  3. Интернет – ресурсы.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 21 (142) выйдет
7 июня 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 20 (141) за 2020 год
Скачать Номер 19 (140) за 2020 год
Скачать Номер 18 (139) за 2020 год
Скачать Номер 17 (138) за 2020 год
Скачать Номер 16 (137) за 2020 год
Скачать Номер 15 (136) за 2020 год
Скачать Номер 14 (135) за 2020 год
Скачать Номер 13 (134) за 2020 год
Скачать Номер 12 (133) за 2020 год
Скачать Номер 11 (132) за 2020 год
Скачать Номер 10 (131) за 2020 год
Скачать Номер 9(130) за 2020 год
Скачать Номер 8(129) за 2020 год