Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Доклад на тему: «Развивающая предметно – пространственная среда в ДОУ для развития у детей ориентировки в пространстве»
Педагогика
Автор: Плотникова Людмила Михайловна   
14.04.2019 18:43

Доклад на тему: «Развивающая предметно – пространственная среда в ДОУ для развития у детей ориентировки в пространстве»Доклад на тему: «Развивающая предметно – пространственная среда в ДОУ для развития у детей ориентировки в пространстве»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №29, комбинированного вида»

Подготовила: Плотникова Людмила Михайловна, воспитатель 1 категории. 2018 год

АКТУАЛЬНОСТЬ

Важным показателем развития интеллекта ребёнка является осознание себя во времени и пространстве. Ориентирование в пространстве имеет большое значение для всестороннего развития ребёнка, оказывает влияние на развитие его самосознания, а также личности в целом.

Пространственное ориентирование – это вид восприятия при помощи зрительного, слухового, кинетического анализаторов.

Развивающая предметно – пространственная среда

 

Скачать презентацию

должна быть: содержательно насыщенной, трансформируемой полифункциональной, вариативной, доступной, безопасной.

(пункт 3.3. 4 ФГОС ДО)

Организация развивающей среды

В группе в свободном доступе детей должны находиться:

  • наборы разрезных картинок;
  • матрешки, пирамиды, вкладыши;
  • музыкальные игрушки;
  • разного вида мозаика;
  • листы бумаги, карандаши, восковые мелки;
  • штампы;
  • палочки – считалочки;
  • настольные плоскостные игры;
  • коллекции из природного материала;
  • пазлы.

Развивать у дошкольников различные способы восприятия пространства, полноценные пространственные представления можно посредством игр и упражнений.

Младший дошкольный возраст

Дети от 3 до 4 лет

ЗАДАЧИ

  • Развивать умение ориентироваться в расположении частей своего тела
  • Различать пространственные направления от себя: вверху – внизу, впереди – сзади (позади), справа – слева
  • Различать правую и левую руки

Игры и игровые упражнения

Умение ориентироваться в расположении частей собственного тела:

«Сделай, как я», «Поможем Маше – растеряше собраться на прогулку», «В какой руке?»

Умение ориентироваться в пространстве относительно себя, использовать слова впереди – сзади, слева – справа:

«Достань игрушку», «Поможем накрыть стол», «Где что находиться?», «Расставим игрушки»

Умение понимать и использовать предлоги:

в, на, под, за: «Куда закатился мяч?»

Средний дошкольный возраст

Дети от 4 до 5 лет

Задачи

  • Развивать умение определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении (вперед – назад, направо – налево, вверх – вниз
  • Обозначать словами положение предметов по отношению к себе (передо мной, справа от меня, слева, сзади)
  • Познакомить с пространственными отношениями: далеко — близко

Старший дошкольный возраст

Дети от 5 до 6 лет

Задачи

  1. Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве; понимать смысл пространственных отношений;
  2. Двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу и в соответствии со знаками; определять свое местонахождение среди окружающих людей и предметов;
  3. Обозначать в речи взаимное расположение предметов;
  4. Учить ориентироваться на листе бумаги.

Игры и игровые упражнения

Умение двигаться в заданном направлении:

«Правильно пойдешь — секрет найдешь»

По заданию воспитателя ребенок двигается в указанном направлении (2 шага вперед, 3 шага вправо, 1 вперед). Если ребенок правильно выполняет задание, то он находит спрятанную игрушку.

«Не ошибись»

Воспитатель предлагает выполнять следующие движения: поднять вверх правую (левую) руку, сделать наклоны вправо (влево) и т.д.

Игры и игровые упражнения

Умение ориентироваться на листе бумаги

«Найди пару», Найди такую же картинку», «Запомни и повтори», «Что изменилось?», «Художники», «Расскажи про свой узор», «Составь узор».

«Кто где стоит»

Дети делятся на две подгруппы по 5 человек. Один ребенок (ведущий) встает в центр, другие встают впереди, сзади, слева, справа от ведущего. Ведущий рассказывает, кто где находится по отношению к нему.

«Где спрятались игрушки?»

(можно использовать кукольную мебель)

Выяснить у детей местоположение каждой игрушки.

Подготовительная к школе группа

Задачи

  • Учить ориентироваться на ограниченной территории (лист бумаги, тетрадь, доска)
  • Располагать предметы в указанном направлении, отражать их пространственное расположение
  • Познакомить с картой, схемой, планом, маршрутом.
  • Развивать способность к моделированию пространственных отношений в виде рисунка, плана, схемы.
  • Учить «читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов их движение в пространстве.

Игры и игровые упражнения

Умение ориентироваться на ограниченной плоскости:

«Запомни и повтори», «Дорисуй ряд», «Составь узор»

«Нарисуй отгадку»,, «Что внутри, что снаружи?», «Левее, правее», «Рисуем по точкам», «Выше, ниже»

Игры и игровые упражнения

Развитие способности к пространственному моделированию:

«Чье место?», «Секреты», «Водители», «Дорога домой и дорога к школе», «Найди спрятанный предмет», «Угадай, что спрятано», «Составь карту»

Используем листы бумаги с изображением плана территории (детского сада, участка, дороги к дому), направление движения обозначаем прямой линией со стрелкой, геометрические фигуры используем для обозначения объектов

Песочный стол

Цель: учить изображать геометрические фигуры на песке, ориентироваться на плоскости, развивать воображение детей

Рекомендуемая литература

  1. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», 3 – изд., 2016г.
  2. И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений» (по возрастам)
  3. Интернет – ресурсы.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 10 (119) выйдет
1 октября 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 9 (118) за 2019 год
Скачать Номер 8 (117) за 2019 год
Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (33) за 2012 год
Скачать Номер 8 (32) за 2012 год
Скачать Номер 7 (30) за 2012 год