Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Научная статья «Дидактические игры как средство воспитания и методика их проведения»
Педагогика
Автор: Осипенко Галина Леонидовна   
28.05.2019 23:07

Научная статья «Дидактические игры как средство воспитания и методика их проведения»Научная статья «Дидактические игры как средство воспитания и методика их проведения»

Дидактическая игра широко используется педагогами как средство воспитания и обучения. Она способствует расширению представлений, закреплению и применению знаний, полученных на занятиях, а также в непосредственном опыте детей.

Дидактическая игра делает процесс обучения более лёгким, занимательным: та или иная умственная задача, заключённая в игре, решается в ходе доступной и привлекательной для детей деятельности.

Дидактическая игра создаётся в целях обучения и умственного развития. И чем в большей мере она сохраняет признаки игры, тем в большей мере она доставляет детям радость.

Содержание дидактической игры определено программой воспитания в детском саду в раздел: «Ознакомление с окружающим миром. Формирование целостной картины мира» и «Развитие речи»:

 

а) знания о предметах, их назначении и качествах;

б) знания о разных видах труда и его роли в жизни людей;

в) знания о природных предметах и явлениях, временах года;

г) пространственные ориентировки.

Существенной стороной дидактической игры является игровой замысел. Он вызывает интерес детей, возбуждает их активность, желание играть. Игровой замысел часто выражен в самом названии игры и составляет её начало. Например, в игре «Чудесный мешочек» замысел игры заключается в том, чтобы, ощупав рукою игрушки, находящиеся в мешочке, ребёнок назвал их.

Каждая дидактическая игра имеет правила, которые обусловлены содержанием игры, игровым замыслом и вместе с тем выполняют очень большую роль – они определяют характер и способ действий, организуют и направляют поведение, взаимоотношения детей в игре.

Правила, используемые в дидактической игре, являются критерием правильности игровых действий, их оценки. Выражение детей «Он играет не по правилам» отражает отношение их к правилу игры как к чему- то незыблемому.

Усвоение детьми правил игры и следование им содействует воспитанию самостоятельности, возможности самоконтроля и взаимоконтроля в игре.

Игровые действия – это те действия, которые производят дети в игре. Чем они разнообразнее и богаче. Тем большее количество детей участвуют в игре и тем интереснее сама игра. Игровые действия очень разнообразны: в играх маленьких детей они заключаются в перестановке, перекладывании, собирании предметов, их сравнении, подборе по цвету, величине, в раскладывании картинок, в подражательных движениях детей и т.д.; игровые действия старших детей сложнее: они требуют взаимной связи действий одних детей с другими, их последовательности, очерёдности.

Дидактическая игра имеет определённый результат, который является финалом игры. Например, отгадывание загадок, выполнение поручений, игровых заданий, проявление смекалки является результатом игры и воспринимается детьми как достижение.

Для воспитателя результат игры всегда является показателем успехов детей в усвоении знаний, в умственной деятельности, в характере взаимоотношений. В дидактических играх результатом игры не может быть «выигрыш», полученный в итоге удачи, обмана, присвоения права другого и т.д.

Результат игры выражается в решении задачи и в том удовольствии, которое доставляет детям игра.

Содержание игры, игровой замысел, игровые действия и правила взаимосвязаны между собой, и отсутствие хотя бы одного из них делает игру невозможной.

Своеобразие дидактической игры как игровой деятельности заключается в том, что взаимоотношения воспитателя с детьми и детей между собой имеют характер именно игровых взаимоотношений. Воспитатель является участником игры или её организатором. Дети часто выполняют ту или иную роль, которая определена содержанием игры и обусловливает игровые действия. Например, в игре «Магазин» познавательное содержание заключается в том, что дети – покупатели должны дать описание предмета, который они хотят купить, а дети – продавцы – уметь по описанию определить требуемую вещь. Игра служит для упражнения в наблюдательности, в пользовании связной речью. Игровые действия заключаются в наблюдении, рассматривании предмета, в описании, сравнении его с другими. Игровые правила заключаются в том, что покупатель должен выбрать предмет, вежливо обратиться к продавцу, описать предмет, указать его качества, заплатить деньги; продавцы должны внимательно слушать, не перебивать покупателя, выбрать требуемый предмет, завернуть его.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год