Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Создание развивающей предметно – пространственной среды группы для проведения опытнической деятельности с детьми во второй группе раннего возраста, согласно ФГОС ДО
Педагогика
Автор: Иванова Елена Евгеньевна   
30.05.2019 23:07

Создание развивающей предметно – пространственной среды группы для проведения опытнической деятельности с детьми во второй группе раннего возраста, согласно ФГОС ДОСоздание развивающей предметно – пространственной среды группы для проведения опытнической деятельности с детьми во второй группе раннего возраста, согласно ФГОС ДО

Развивающая предметно – пространственная среда – это часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем) для развития детей в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

Развивающая предметно – пространственная среда второй младшей группы спроектирована в соответствии с требованиями к построению развивающей предметно – пространственной среды и принципами ФГОС ДО:

  • содержательно – насыщенна,
  • трансформируема,
  • полифункциональна,
  • вариативна,
  • доступна и безопасна.

Правильно организованная предметно – развивающая среда помогает обеспечить гармоничное развитие детей, создать эмоционально положительную атмосферу в группе, проводить развивающие игры.

 

При создании развивающей среды группы учитываются особенности детей, посещающих группу, уровень их развития, интересы, склонности, способности, половой состав, личностные особенности и другое.

В период раннего детства маленький человек активно познает окружающий мир. И наша задача – сделать окружение для ребенка ярким, интересным, запоминающимся, эмоциональным, активным и мобильным.

Вот почему в программе образования дошкольников основной упор должен быть сделан на наблюдения, эксперименты и продуктивную деятельность детей, то есть на опытническую деятельность. Опытническая деятельность представляет собой огромную возможность думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться. Она позволяет детям расширить, углубить и упорядочить свои представления о мире.

Опыт – это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях и всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда.

Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно – следственных связей.

Нельзя забывать о том, что дети по своей природе исследователи. Экспериментирование – ведущий, а в первые три года жизни ребенка практически единственный способ познания мира.

Считаю, что именно опытническая деятельность позволяет ребенку удовлетворить свою любознательность, а значит развивать его мыслительные процессы: произвольное внимание, память, мышление и так далее. А самое главное для этого возраста, решить одну из главных задач – развитие речи. И сделать ее не только средством общения, но и средством познания окружающего мира.

Главная моя роль в этом процесс – вызвать интерес к предмету, развивать познавательную активность. Для этого я использую разнообразные методы и приемы:

  1. Наглядный: знакомлю с предметом, учу обследовать и наблюдать, следить за моими действиями, а затем самостоятельно выполнять.
  2. Словесный: использую художественное слово, беседую, задаю вопросы, делаю выводы, а дети со мной их проговаривают.
  3. Практический: провожу простые упражнения и опыты, показываю способ действия, совместно с ребенком повторяю действия.

Опыты провожу как на занятиях, так и в свободной совместной деятельности. Дети с огромным удовольствием экспериментируют с объектами не живой природы: песком, водой, снегом, камнями. Опыты напоминают детям фокусы, от которых получают массу впечатлений, а самое главное, что дети проделывают все сами. Тем самым они являются равными участниками в процессе обучения.

В ходе проведения опытов дети превращаются в любознательных испытателей, определяя свойства различных природных материалов. Для формирования у детей интереса к опытнической деятельности, мы создали в группе уголок опытнической деятельности.

Уголок опытнической деятельности в нашей группе представлен многообразием коллекций материалов и разнообразием оборудования, в том числе в нем находятся:

  1. Приборы: лупы, зеркала, пипетки, линейки, лампы, фонарики, венчики, мыло, щетки, губки, одноразовые шприцы, песочные часы и т.п.
  2. Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы и размера, воронки, сита, лопатки, формочки.
  3. Материалы: природные (желуди, шишки, семена, орехи, спилы дерева и т.д.), бросовые (пробки, палочки, трубочки, лоскутки ткани, прищепки и резинки, веревки, нитки, шнурки и т.д.), неструктурированные (песок, вода, грунт, опилки, камешки, глина, мел, листья, и т.д.).

Предметно – пространственная среда группы для проведения опытнической деятельности с детьми включает в себя:

  1. Место для постоянной выставки.
  2. Место для приборов.
  3. Место для выращивания растений.
  4. Место для хранения материалов.
  5. Место для проведения опытов.

В период адаптации к детскому саду для стабилизации эмоционального состояния очень важны несложные упражнения с песком: «Отпечатки наших пальцев», «Отпечатки наших рук», «Пройдись пальцами как по пианино».

Далее можно переходить к более сложным играм: «Куличики», «Строим дом», «Прокладывание дороги для игрушечных автомобилей» — ценность их в том, что с развитием тактильно – кинестетической чувствительности и мелкой моторики, ребенок учится говорить о своих ощущениях, развивается речь, произвольное внимание, память.

Таким образом, самые первые увлекательные и любимые игры – игры с песком. В них дети имеют возможность проявить естественную активность, получить огромную радость, а также творчески изучать мир вокруг себя.

Когда дети совсем привыкнут, включаю в свою работу несложные опыты: «Песок сухой и мокрый», «На каком песке легче рисовать?». Опыты позволяют ребенку думать, а в дальнейшем и делать выводы.

Параллельно со знакомством с песком, знакомлю детей с водой. В процессе умывания, использую разнообразные потешки про воду, не только эмоционально окрашиваю этот процесс, но и привлекаю к воде как к объекту.

Очень нравятся детям несложные упражнения с водой. Наливая и переливая воду из сосуда в сосуд, дети с удовольствием наблюдают, как льется вода, принимая форму, той емкости, в которую налита. А какой восторг приходят дети, когда самостоятельно окрашивают воду в различные цвета. Во время этих упражнений они знакомятся и закрепляют цвета.

Дети знакомятся со свойствами воды, что она прозрачная, в прозрачной воде видны все предметы, помещенные в нее. И как удивляются, что те же предметы, помещенные в окрашенную воду, исчезают. После этих опытов дети приходят к выводу, что в грязной воде предметы не видны. Зимой выносим воду на прогулку и смотрим, что происходит с водой в конце прогулки. Так дети знакомятся с процессом превращения воды в лед.

Далее провожу более сложный опыт: «Тонет – не тонет». Где перед началом опыта спрашиваю детей, что утонет, а что будет плавать на поверхности воды. Даю возможность детям самим опустить предметы в воду. Для проведения этого опыта использую: деревянные предметы, пластмассовые, камни, железные предметы.

Нельзя забывать о том, сколько возможностей для экспериментирования дает нам зимнее время года. Знакомимся на прогулке со свойствами снега: лепится, тает на ладошке, на снегу остаются следы, на нем можно рисовать, в мороз снег скрипит.

В группе проводим следующий опыт: заносим снег в тепло, ставим в природный уголок и наблюдаем через время, что же произойдет. Дети сами делают вывод – снег тает и становится водой. Но при этом решается и воспитательная задача – снег есть нельзя можно заболеть, вода грязная. Все это дети обязательно проговаривают в слух.

В группе и в летнее время провожу опыты еще с одним природным объектом – камнями. Во время обследования дети узнают, что камни бывают разные: большие и маленькие, шершавые и гладкие, в воде камень тонет, все камни холодные. Обращаю внимание детей на то, что в воде камень темнеет.

Большие возможности со знакомством с различными материалами предоставляют занятия лепкой. Основной прием, который я использую – вдавливание. Для вдавливания подбираются разнообразные предметы: камушки, пуговицы, бусины, пробки; различные материалы: горох, фасоль, греча. Сюжеты для лепки должны быть близкими и понятными: «Огород», «Бусы», «Рыбка», «Цветок для мамы». Весь процесс строю в игровой форме, обязательно комментирую.

Эти занятия не только увлекают детей, но и дают возможность больше узнать о цвете, величине, форме и качестве предметов.

Тряпичные игрушки с различными наполнителями (горох, манка, греча, и т.д. Внутри некоторых подушек есть шарики от погремушек (издает звук). Эти игрушки открывают возможность экспериментировать. Их можно трогать, сравнивать на ощупь, придавать им разную форму и извлекать звуки.

Погремушки из бутылок. Из небольших пластиковых бутылок, наполненных разными материалами: камешками, горохом, манкой, песком, монетами. Эти погремушки издают неожиданные звуки и разные по внешнему виду и весу. Экспериментируя с ними, ребенок будет сравнивать звуки и скрытые в них свойства. Со временем он научится распознавать по звуку, что находится внутри.

Работа с детьми направлена на создание условий для сенсорного развития в ходе ознакомления их с явлениями и объектами окружающего мира. Основное содержание исследований предполагает формирование следующих представлений:

  1. О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).
  2. О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода, игры с ветром, со снегом и т.д.).
  3. О мире растений (способы выращивания из семян, луковицы, листа).
  4. О способах исследования объекта.
  5. О предметном мире.

Опытническая деятельность очень увлекательна, а самое главное она сближает педагога с ребенком, делая их равными партнерами, влияет на полноценное развитие ребенка, воспитывает интерес к окружающему миру, через общение со взрослым развивает речь и мыслительные процессы.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 20 (141) выйдет
31 мая 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 19 (140) за 2020 год
Скачать Номер 18 (139) за 2020 год
Скачать Номер 17 (138) за 2020 год
Скачать Номер 16 (137) за 2020 год
Скачать Номер 15 (136) за 2020 год
Скачать Номер 14 (135) за 2020 год
Скачать Номер 13 (134) за 2020 год
Скачать Номер 12 (133) за 2020 год
Скачать Номер 11 (132) за 2020 год
Скачать Номер 10 (131) за 2020 год
Скачать Номер 9(130) за 2020 год
Скачать Номер 8(129) за 2020 год
Скачать Номер 7(128) за 2020 год