Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Опыт работы "Технология волонтерства как одно из средств развития навыков общения детей раннего и дошкольного возраста".
Педагогика
Автор: Никонова Ксения Ильинична   
02.04.2017 19:41

Опыт работы Технология волонтерства как одно из средств развития навыков общения детей раннего и дошкольного возрастаОпыт работы "Технология волонтерства как одно из средств развития навыков общения детей раннего и дошкольного возраста"

В соответствии с приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины. Привлечение к участию в добровольческой деятельности и возрождение духовности одно из ведущих направлений системы гражданского образования будущих школьников.

Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие в обществе и мире, создали условия для частичной подмены духовно-нравственных ценностей материальным благополучием.

 

К тому же, что в наши дни телевизор, компьютер прочно вошли в жизнь малышей. Во многих семьях, как только ребенок начинает сидеть, его усаживают перед экраном телевизора, который все больше заменяет бабушкины сказки, мамины колыбельные, разговоры с отцом, а экран становится главным воспитателем ребенка. Однако это, казалось бы, безопасное занятие может повлечь за собой печальные последствия не только для здоровья ребенка, но и для его речевого развития. Овладение речью в раннем возрасте происходит только в живом общении, когда малыш вступает в диалог. В последние годы отмечают у детей неспособность к самоуглублению, отсутствие заинтересованности делом. Появилось новое заболевание — дефицит концентрации внимания, которое особенно ярко проявляется в процессе обучения и характеризуется гиперактивностью, ситуативностью, рассеянностью. Таким детям необходима постоянная внешняя стимуляция. Многим детям трудно воспринимать информацию на слух. Короткие предложения они не способны удержать в памяти, поэтому детям не интересно читать даже самые интересные книги.

Исходя из этого, актуальным является вопрос о создании такой формы работы, при которой бы дети учились общаться и взаимодействовать между собой, так появилось волонтерское движение в нашем детском саду.

Технология волонтерства — это активная форма общения в детской среде — от сверстника к сверстнику, способствующая ранней позитивной социализации ребенка через активную деятельность, где дети выступают инициаторами деятельности, дает возможность помочь малышу раскрепоститься, пойти на общение со сверстниками и детьми более старшего возраста, доставить эмоциональную радость.

Технология волонтерства решает следующие задачи:

  • формирует у детей позитивные установки на добровольческую деятельность;
  • развивает коммуникативно — речевые умения и навыки обеих сторон;
  • помогает установлению эмоциональных контактов между детьми;
  • обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих друзей;
  • совместная деятельность идет в процессе познания, когда каждый обмен знаниями, способами деятельности происходит в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Важным моментом в организации волонтерского движения считаю обучение волонтеров, ведь ребенок не может сразу взять и пойти учить других, не имея в запасе знаний и коммуникативных навыков. Поэтому, была разработана программа по обучению волонтеров, построенная на интерактивных методах обучения и проведена консультация для педагогов по их применению в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Прежде всего, это диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие воспитателя и ребенка, а также детей между собой. Для того, чтобы вызвать у детей ощущение «взрослости», а на его основе стремление к решению новых, более сложных задач общения и деятельности: мы поможем научить малышей тому, что умеем сами; мы – помощники; мы хотим узнать новое и многому научиться; мы готовимся к школе.

Такие мотивы охотно приняли старшие дошкольники. Набралась группа детей, желающая быть волонтерами. Мной проводились игры, направленные на сплочение коллектива и развитие коммуникативных способностей детей «Давайте познакомимся», «Что такое здоровье», «Мой цветок волшебства», «Снежный ком» и др.

Вначале готовили волонтеров к работе с младшими дошкольниками и детьми раннего возраста.

Первый поход был во вторую ясельную группу с беседой о вкусной и здоровой пище. Ребята были скованы, все время посматривали на воспитателя. Но придя в группу, начали спрашивать: «А когда мы еще пойдем?» Волонтеры стали регулярно ходить к малышам, где помогали раздеваться, одеваться, играли с ними.

Посещая малышей, проводили беседы, занятия, игры, театрализованные представления. Создавали ситуации, которые побуждали детей активно применять свои знания и умения, ставили перед ними все более сложные задачи, поддерживали желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца. Побуждали ребят замечать состояние человека (обижен, огорчен, скучает, не хочет общаться) и проявлять сочувствие, готовность помочь. На занятиях с волонтерами организовывали индивидуальную, парную и групповую работу, использовали творческие работы.

Важным фактором является просвещение и обучение педагогов и специалистов, работающих с детьми, оказание им методической и консультативной помощи. Мной была организована деятельность по обучению, методическому и информационному обеспечению образовательного процесса. С этой целью с педагогами проводила семинары, консультации.

В рамках нашего ДОУ работа по данной технологии ведется по следующим направлениям:

  • Привитие культурно — гигиенических навыков;
  • Игровая деятельность;
  • Трудовая деятельность;
  • Театрализованная деятельность.

По возможности, я старалась заниматься с малышами во всех режимных моментах, в течение всего дня. Утреннее проведение и разучивание пальчиковых игр, стихотворений. Днем — оказание помощи при одевании детей на прогулку. Совместные игры на прогулке, оказание помощи на участке. После прогулки – умывание и укладывание спать, для этого дети старшей группы показывают как правильно мыть руки и умывать лицо водой, объясняют важность и нужность выполнения каждого действия — нельзя сильно открывать кран, чтобы вода не полилась на пол; показывают, как пользоваться мылом, как намылить руки, чтобы образовалась пена, какие места нужно получше потереть – тогда она лучше смоет грязь. Старшие дети используют художественное слово — вместе с показом рассказывают потешки «Водичка – водичка..», «Ладушки ладушки с мылом моем ладушки..» и др.

Во второй половине дня – оказание помощи в заправке кроватей, совместная продуктивная деятельность, совместные сюжетно-ролевые игры, оказание помощи в мытье игрушек.

Пальчиковые игры являются важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, поэтому старшие дети обучают малышей пальчиковым гимнастикам «Солнышко», «Моя семья», «Капуста», «Прятки», «Пальчик — мальчик» и т.д.

Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности детей является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно игровая деятельность помогает создать такие ситуации, в которых развивается речь детей. В ходе работы я отметила, что и старшие, и младшие дети с удовольствием вместе играют. Так старшие дети проводят с детьми ясельного возраста подвижные игры и упражнения имитационного характера: «Пузырь», «Снежок», «Маленькие ножки бежали по дорожке» и др. Малышам импонирует эмоциональная вовлеченность в игру с другими детьми, им передается их эмоциональный настрой, а значит, у них возникает желание активно участвовать в речевом общении.

Театрализованная деятельность оказывает большое влияние на речевое развитие ребёнка: стимулирует активную речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребёнок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса). За период с октября по февраль детям ясельной группы дети старшей группы показали следующие сказки: «Колобок»; «Репка»; «Теремок»; поставили кукольные спектакли «Курочка ряба», «Маша и медведь», «Три медведя».

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй.

Дети старшей группы охотно участвовали в театрализованных постановках, а дети ясельной группы с удовольствием смотрели спектакли. После показа сказки артисты спрашивали, кто же детям больше понравился, какой герой. Малыши начинают делать первые самостоятельные выводы.

Итак, работа над развитием коммуникативно – речевых навыков детей раннего возраста с помощью технологии волонтерства дает положительные результаты:

У детей старшей группы: сформированы позитивные установки на добровольческую деятельность. На 1 марта 2017 г. 50% детей из группы являются волонтерами. Дети научились вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать, понимать и принимать точку зрения собеседника, вести дискуссию; стали готовы решать социальные задачи, адекватно вести себя в различных жизненных ситуациях, в том числе и конфликтных. У них отмечены более развитые коммуникативно — речевые умения и навыки. У них развивается уверенность в себе, начинают чувствовать себя нужными и ценными для других людей. Наши дети уже понимают, что волонтер обязательно должен быть добрым, терпеливым, ответственным.

Для детей раннего возраста: дети стали больше говорить, охотнее общаются со старшими детьми; с удовольствием слушают потешки, сказки, песни и т.д.; проявляют словотворчество, стали употреблять в речи больше сложных предложений, задают много вопросов «Где?», «Почему?».

Выходя из стен детского сада, наши дети, в отличие от других, не только узнали о таком благородном и нужном движении как волонтерство, но и сами в нем поучаствовали. Надеюсь, что в будущем это оставит отпечаток в сознании у детей, как желание помогать другим людям безвозмездно.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 14 (330) выйдет
19 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год