Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Инновационные технологии в образовании
Педагогика
Автор: Уварова Татьяна Александровна   
06.08.2019 10:28

Инновационные технологии в образованииИнновационные технологии в образовании

Уварова Татьяна Александровна

Педагогическая технология предполагает «строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических процессов» [ В.П. Беспалько].

Технология – от греческих слов technё (искусство, ремесло, наука) и logjs (понятие, учение) В словаре иностранных слов: «технология –совокупность знаний о способах и средствах проведения производственных процессов.

Что же такое «инновационная образовательная технология»? Это комплекс из трех взаимосвязанных составляющих: 1. Современное содержание, которое передается детям, предполагает не только освоение предметных знаний, содержание которых должно быть хорошо структурированным и представленных в виде мультимедийных материалов. 2. Современные методы обучения – активные методы компетенций, основанные на взаимодействии. 3. Современная инфраструктура обучения, которая включает информационную технологию, организационную и коммуникационную составляющие. Технологию можно представить как более или менее жестко запрограммированный процесс взаимодействия преподавателя и студентов, гарантирующий достижение поставленной цели. Технология понимается как алгоритм в обучении как определенная программа процесса обучения, применение которой ведет к достижению цели- формированию определенных качеств личности, познавательных умений, способов мышления определенных отношений. Педагогические технологии могут различаться по разным основаниям, по целям и задачам, по структурам.

 

Основные виды инновационных технологий, применяемых в ДОУ.

К числу образовательных технологий можно отнести:

1) здоровье сберегающие технологии; 2) развивающие технологии; 3) технологии проектной деятельности; 4) технологии исследовательской деятельности; 5) коррекционные технологии; 6) личностно — ориентированные технологии; 7) игровые технологии.

1. Здоровье сберегающие технологии

Направлены на укрепления здоровья ребенка. Привитие ему здорового образа жизни, это особенно актуально в свете ухудшения экологии, общей картины здоровья и неправильного питания. Основной цель является создание условий для формирования у воспитанников представления о здоровом образе жизни. Формой работы являются спортивные праздники, физкультминутки, утренняя гимнастика, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, релаксация прогулки на территории детского сада и не только, спортивные игры, закаливание, водные процедуры. Здоровье сберегающие технологии могут быть по – разному реализованы. В зависимости от целей:

  • они могу быть направленны на сохранение здоровья и реализовываться медицинским персоналом: мониторинг здоровья, контроль за питанием обеспечение здоровье сберегающей среды;
  • они могут быть направлены на физическое развитие ребенка по средствам различных видов гимнастик (дыхательная, пальчиковая, ортопедическая), закаливание, динамические паузы;
  • они могут знакомится с культурой здоровья;
  • они могут обучатся здоровому образу жизни через коммуникативные игры, игровые сеансы, лого ритмику, физкультурные занятия;
  • они могут быть коррекционными и реализовываться на сеансах различного вида терапий (арт-, сказко, цвето-).

2. Развивающие технологии

В традиционном обучении ребенку представляется для изучения уже готовый продукт, шаблон действия. При развивающем обучении ребенок самостоятельно должен прийти к какому – либо мнению, решению проблемы в результате анализа своих действий.

3. Технологии проектной деятельности

Проектная деятельность в детском саду реализуется ребенком совместно с педагогом. Цель – работа над проблемой, в результате которой ребенок получает ответы на интересующие ему вопросы. Знания, которые ребенок получает в ходе работы над проектом. Проекты реализуются:

  • по количеству участников: индивидуальные, парные, групповые, фронтальные;
  • по продолжительности: краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные;
  • по приоритетному методу: творческие, игровые, информационные, исследовательские;
  • по тематике: включают семью ребенка, природу, общество культурные ценности и другое. Учебные проекты можно классифицировать следующим образом: 1) «Игровые» — занятия, которые проводятся в группе в форме игры, танцев, увлекательных развлечений. 2) «Экскурсионные» — проекты, целью которых является всестороннее и многогранное изучение окружающего мира и социума.

3) «Повествовательные», посредством которых ребята учатся объяснять свои чувства и эмоции при помощи речи, вокала, письма.

4) «Конструктивные направлены на то, чтобы научить ребенка создавать собственным трудом полезные предметы: посадить цветы, построить дом для птиц.

Инновационные образовательные технологии в ДОУ способствуют физическому и психологическому развитию ребенка, помогают приобрести веру в себя и в собственные силы, стать самостоятельным и ответственным. Ребята играя познают мир, а на практике стараются применять полученные знания.

4. Технологии исследовательской деятельности

Внедрение инновационных технологий в ДОУ предлагает, кроме всего прочего, использование педагогами так называемой исследовательской деятельности. Что это означает? Прежде всего, речь идет о том, что усилия воспитателя направлены в первую очередь на то, чтобы сформировать исследовательский тип мышления.

Основной целью исследовательской деятельности является создание экспериментальной деятельности, активным участником которым выступает ребенок. Методы и приемы организации исследовательской деятельности:

  • Наблюдения;
  • Беседы;
  • Опыты;
  • Дидактические игры;
  • Трудовые поручения. Инновационные

Инновационные педагогические технологии в ДОУ помогают «наставникам» найти подход к каждому отдельному ребенку, учитывать его особенности, черты характера и склад ума. Благодаря этому родителям больше не приходится уговаривать деток идти в детский сад. Ребята с удовольствием посещают ДОУ и с каждым днем обогащают свой багаж знаний.

5. Коррекционные технологии

В традиционном обучении ребенку представляется для изучения уже готовый продукт, шаблон действия. При развивающем обучении ребенок самостоятельно должен прийти к какому – либо мнению, решению проблемы в результате анализа своих действий.

6. Личностно – ориентированные технологии

Использование личностно – ориентированных, а так же игровых технологий способствует развитию индивидуальности дошкольника. Это является фундамент своего рода всего образовательного процесса.

Цель личностно-ориентированной технологии создание демократических партнерских гуманистических отношений между ребенком и воспитателем, а так же обеспечение условий для развития личности воспитанников. При личностно- ориентированном подходе личность ребенка ставится во главу обучения.

7. Игровые технологии

Игровые технологии – вот фундамент всего дошкольного образования. В свете ФГОС дошкольного образования личность ребенка выводится на первый план и теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре.

При этом игры имеют множество познавательных, обучающих функций. Среди игровых упражнений можно выделить те,

  • Которые помогают выделить характерные признаки предметов: то есть учат сравнивать;
  • Которые помогают обобщать предметы по определенным признакам;
  • Которые учат отличать вымысел от реального;
  • Которые воспитывает общение в коллективе, развивают быстроту реакции, смекалку и другое.

Стоит упомянуть технологию «ТРИЗ» (теорию решения изобразительных задач), ставящей во главу угла творчество. ТРИЗ облекает сложный материал в легкую и доступную для ребенка форму. Дети познают мир с помощью сказок и бытовых ситуаций. Технология «ТРИЗ» Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволит воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!». Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения. Основная задача использования ТРИЗ — технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий.

В своей работе применяю такие коллективные игры и занятия ТРИЗ:

« «Сказка наизнанку»

«Что-то часть чего-то»

«Теремок»

«Чем был – чем стал»

«На что похоже?»

«Плохо-хорошо»

«Цепочка»

«Перевертыши» и так далее…

Заключение: Таким образом, применение инновационных педагогических технологий способствует: повышению качества образования; повышение квалификации воспитателей; применение педагогического опыта и его систематизация; использование компьютерных технологий воспитанниками; сохранение и укрепление здоровья воспитанников; повышение качества обучения и воспитания.

Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.

Литература:

  1. Дерягина, Л.Б. Раннее развитие ребенка – не роскошь, а требование времени/ Л.Б. Дерягина // Дошкольная педагогика. – 2014 — №7, с. 17-20
  2. Павлова, Л.Н. Воспитание и обучение детей раннего возраста. / Л.Н. Павлова. — М.: Просвещение, 2012. — 176 с.
  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год