Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Педагогическая статья на тему: «Нужно время, чтоб раскрыться...»
Педагогика
Автор: Гудкова Людмила Захаровна Козлова Марина Викторовна Насонова Екатерина Сергеевна Зубкова Наталья Алексеевна Сухачева Наталья Анатольевна   
27.11.2019 12:53

Педагогическая статья на тему: «Нужно время, чтоб раскрыться...»Педагогическая статья на тему: «Нужно время, чтоб раскрыться...»

Мы часто слышим: «А что же вы хотите? Ведь у ребенка такой страшный диагноз…» Да, диагноз, поставленный врачом, для родителей малыша с детским церебральным параличом звучит как приговор. Приговор, не подлежащий обжалованию, отсрочке и отмене. Но герои-родители не опускают рук, занимаются с сынишкой или дочкой день и ночь: работают над развитием системы двигательной коррекции, учат малыша активному эмоциональному отклику, формируют на доступном ребенку уровне психологическую базу для общения с другими детьми и взрослыми.

И задача педагогов, реабилитологов, медиков – словом, всех специалистов, работающих с малышом, — сделать так, чтобы этот огонек в глазах родителей не угасал. Чтобы мама и папа не переставали радоваться каждой, пусть самой небольшой, победе маленького человека. Потому что любой ребенок чувствует настроение своего родителя даже на расстоянии. И этот эмоциональный заряд обязательно должен быть со знаком «Плюс». Только тогда ребенок сохраняет стимул к работе через силу, к движению через «Не могу!», к преодолению этих постоянных, тяжелых, таких неумолимых барьеров… в ходьбе, в сидении, в работе таких непослушных рук, в речи наконец…

 

Как же помочь малышу лучше понимать обращенную к нему речь? Как облегчить выражение своих собственных мыслей, чувств, если губы и язык так плохо слушаются? А голос не звучит так звонко, как хочется? Конечно же через эмоцию! Мы все с вами знаем, как любят наши дети сказки. Как пододвигают они к нам поближе книжки с читанными-перечитанными, выученными наизусть сюжетами «Колобка» и «Репки», «Трех поросят» и «Смоляного бочка». И происходит это не потому что ребенок хочет услышать еще раз знакомую историю, он каждый раз открывает для себя новые грани: кто пришел первым помогать деду сражаться с безразмерным овощем, почему Колобок катится, а не идет? А ведь эти сказки – наши хорошие помощники: они помогают малышу понять многие закономерности – пространственные, временные, силовые…

Вот и получается, что мы без классики никак обойтись не можем. Только мы адаптируем эту классику под наши нужды: мы не просто текст детям читаем – мы с ними эту сказку ставим. Все вместе ставим – и воспитатели, и логопеды, и психологи, и дефектологи, воспитатели по физкультуре, музыкальные руководители, и родители… а главное – дети. Дети у нас – актеры первого плана, все главные роли — у них. Мы же прекрасно понимаем: чем больше ребенок с нами вместе прорепетирует свой своевременный выход на сцену, тем легче ему осознать, чем отличается один персонаж от другого. Проще пропустить через себя, что медведь большой и опасный, ходит вперевалочку и медленно, а мышка маленькая и проворная, быстро семенит лапками и пищит тоненьким голосом.

Одной из недавних наших театральных постановок стала сказка «Теремок». Эмоциональный отклик детей вдохновил нас еще в «репетиционном зале». Еще на этапе первых репетиций мы увидели, как нашим ребятам нравятся сказки с персонажами-животными! Ведь они же все такие разные: Лиса – с мягким голосом и лукавыми повадками, а Зайчик – простодушный и веселый, Волк – серый, загадочный и очень серьезный. Особенно детям понравилась наша первая примерка костюмов: как радовалась Лягушка-квакушка, когда увидела свою изумрудную расклешенную юбку! У девочки с левосторонним гемипарезом и кохлеарным имплантом, которая играла Квакушку, очень долго не получалось соединение звуков «КВ», а в процессе репетиций наконец получили красивое «Ква-ква!».

А наш замечательный «Миша»? Мальчик, который очень неустойчиво ходит, с удовольствием подражал рычанию и ходил вразвалочку, как медведь, а еще водил хоровод с другими детьми вокруг теремка и даже руководил сменой направления движения точно по времени — без подсказки взрослых!

Вот про эту смену движения, очередность выхода на сцену, протяженность голосоподачи детей в своих репликах и хотелось бы рассказать подробней. Все мы знаем о такой важной составляющей логопедической и дефектологической работы, как формирование ритмической и пространственно-временной базы речевой функции. У многих детишек с ДЦП зачастую нарушено функционирование как соматогнозиса (восприятия человеком схемы своего тела как некоей целостности), так и проприорецепции (мышечного чувства — ощущения положения частей собственного тела относительно друг друга и в пространстве).

Формировать и развивать эти функции организма, так необходимые для развития двигательной и речедвигательной составляющих, как раз и помогает каждодневное преодоление достаточно трудной для наших детей дистанции от «леса» до «теремка», перемещение одного героя налево от другого для того, чтобы занять свое место между третьим и четвертым персонажем на репетиции и на самом спектакле. А ведь нужно еще вспомнить – сколько шагов ты сделал в прошлый раз, чтобы Волку случайно не очутиться перед Мышкой, которая прибежала к Теремку аккурат после Лягушки-квакушки! Помните, как у Выготского? Мозг тренируется постоянным повторением действия, только тогда его функции постоянно развиваются и совершенствуются.

А еще нужно услышать музыку, причем узнать мелодию, чтобы вовремя взять за руку своего товарища и позвать его в общий хоровод, который в сценарии запланирован несколько раз на протяжение спектакля.

Кстати о сценарии. Его тоже пишут наши специалисты — сами. Обычно мы это делаем в стихотворной форме, потому что так мы работаем над Его Величеством — Ритмом. Ритмико-мелодико-интонационные нарушения – это еще один Колосс, который с трудом поддается нашим коррекционным стараниям. Но вот в театральной постановке – и интерес детский устойчивей, и истощение у ребят при таком серьезном воздействии со стороны педагогов все-таки наступает позже, чем на обычных занятиях! Вот она – великая сила искусства.

«Спасибо!» — вот, что хочется сказать нашим специалистам. Потому что они понимают: педагогическое воздействие только тогда и является эффективным, когда оно междисциплинарное – ведь пока длится репетиция или сам спектакль, мы сто раз просчитаем, как лучше ребенку организовать захват поручня, стула. Мы сто раз оценим скорость его реакции на звучание начинающейся мелодии и непременно оценим, насколько она изменилась по сравнению с прошлой неделей.

Участие родителей в спектаклях – важнейшая вещь, ведь они не только учат свои роли и помогают детям двигаться по сцене, но и дают ребятам положительный заряд – эмоциональный, нужный, добрый. И спасибо им за это!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru Журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 43 (359) выйдет
26 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год