Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Развитие ранней профессиональной ориентации у дошкольников
Педагогика
Автор: Погодаева Ирина Викторовна   
12.01.2020 20:34

Развитие ранней профессиональной ориентации у дошкольниковРазвитие ранней профессиональной ориентации у дошкольников

Аннотация

В настоящее время все большее внимание уделяется процессам, связанным с социализацией старших дошкольников. Именно поэтому в представленной статье проведен анализ актуального вопроса формирования знаний воспитанников о профессиях, трудовой деятельности взрослых для развития ранней профессиональной ориентации у дошкольников.

Материалы статьи могут быть полезны для студентов ВУЗов, при изучении вопросов развития ранней профессиональной ориентации у дошкольников, а также для педагогов при организации образовательного процесса и создании развивающей предметно пространственной среды в ДОУ для развития профориентации дошкольников.

Ключевые слова: профессиональная ориентация, дошкольники, развитие, социализация, профессия.

 

Одной из важнейших задач образовательно-воспитательной работы в дошкольном учреждении является социализация детей дошкольного возраста. Сама социальная среда выдвигает требования к уровню развития воспитанника. Социализация детей осуществляется не только как знакомство с окружающим миром, получением навыков общения, но и как знакомство старших дошкольников с жизнью современного общества. В процессе усвоения ребёнком социальных ценностей, требований, норм, принятых в обществе, формируются личностные качества. Задачей взрослых является постоянное расширение представлений ребёнка о социальном мире, оказание помощи в накоплении опыта и понимании своего места в мире людей. Наилучшим способом передачи знаний и социального опыта осуществляется через общение и совместную деятельность ребёнка и взрослого. Ребёнок учится проявлять своё отношение к окружающей действительности, к людям, окружающим его, проявлять свои способности. Знания о социальной действительности преподносятся и через расширение представлений дошкольников о трудовой деятельности людей. Подобные знания обеспечивают понимание ребёнком общественного уклада, понимания места человека в обществе, его вклада в решении общественных задач, понимания значения труда для каждого человека. Знакомство с профессиями происходит на протяжении всего дошкольного периода. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях, приобщиться к миру взрослых.

Было установлено, что от уровня знаний о труде зависит интерес к трудовой деятельности, развитие познавательной деятельности, умение практически выполнять доступные трудовые процессы (повышение уровня знаний сопровождается активизацией интереса к трудовой деятельности). Успешное овладение детьми знаниями о труде взрослых возможно при хорошей организации педагогической работы. Ранняя профориентация детей носит информационный характер.

Выделяются следующие задачи профориентации дошкольников: ознакомление детей с профессиями, в соответствии с возрастными особенностями, формирование интереса к труду и элементарным трудовым умением в некоторых областях трудовой деятельности.

Целью ранней профориентации дошкольников является формирование у воспитанников эмоционального отношения к профессиональному миру.

Главной задачей трудового воспитания является воспитание трудолюбия. Нет необходимости доказывать, какие преимущества перед другими имеет человек, умеющий хорошо трудиться, ответственно относиться к своим обязанностям. Трудолюбие – сложное многосоставное, комплексное качество, которое среди немногих способно «переноситься» в другие виды детской деятельности, в том числе и учебную.

Выпускник дошкольного учреждения, обладающий этим качеством, будет успешно учиться в школе, осознанно и ответственно воспринимать обязанности учителя. Ведь учеба такой же труд, как работа у взрослых. Трудолюбие – это совокупность желания и умения трудиться в рамках индивидуальной и совместной деятельности со сверстниками и взрослыми. Участие в труде, как доказано многочисленными исследованиями, не всегда автоматически дает эффект воспитания и развития личности ребёнка.

В соответствии с требованием времени, следует больше внимания уделить учету склонностей и интереса детей к разным видам труда, больше внимания уделить культуре самообслуживания и культуре деятельности в целом. Реализация в практике дошкольного образования личностно- ориентированной модели взаимодействия взрослого и ребенка создает богатые перспективы для совершенствования индивидуальной работы с детьми в направлении ранней профориентации.

Ранняя профориентация носит информационный, консультационный характер. Игровая деятельность является ведущей для детей дошкольного возраста. Когда они подражают в ней взрослым, то обычно играют в профессии. И это может стать решающим фактором будущей социализации ребенка, основой для будущего профессионального самоопределения.

Важную роль в трудовом воспитании детей играет семья. Благоприятным условием для воспитания трудолюбия созданы в тех семьях, где родители успешно трудятся по своей специальности, любят свою профессию, рассказывают детям о работе. Личный пример родителей является для ребенка очень важным стимулом. Имея положительный пример родителей, дети стремятся быть трудолюбивыми, оказывать помощь, приносить пользу. Рассказывая ребенку о своей профессии, о значении своей работы для общества, ребенку прививаются нравственные мотивы, побуждающие к труду, а, может быть, и к выбору будущей профессии. Ранняя профориентация является решающим фактором социализации ребенка. Она включается в формирование системных знаний о профессиях, трудовой деятельности людей. Ранняя профориентация дошкольников осуществляется в условиях дошкольного образовательного учреждения с учетом особенностей психологического развития ребенка.

Создание условий для ранней профориентации дошкольников.

Правильно созданная развивающая предметно пространственная среда позволяет:

  • углубить практические знания воспитанников;
  • выявить интересы и склонности воспитанников;
  • развивать интерес и умение осуществлять действия.

Использование игрового пространства позволяет:

  • индивидуализировать обучение с помощью игрового пространства;
  • актуализировать знания и умения, имеющиеся у дошкольников;
  • позволяет каждому участнику участвовать в игровом процессе;
  • помогает выполнить игровые действия в собственном ритме;
  • использовать полученные знания в практическом применении;
  • принимать во внимание деятельность других воспитанников;
  • предусматривать игровой замысел;
  • корректировать и развивать игровой сюжет.

Развивающая предметно пространственная среда включает в себя:

Различные центры, помогающие воспитанникам выбрать занятия по интересам (Мир природы, моя Родина – Россия, лаборатория познайки, библиотека, мир искусства, весёлая математика, АБВГДейка, в гостях у сказки, весёлые нотки, мир конструирования).

У дошкольников основным видом деятельности является игра. Игра — вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними. Самое главное правило для взрослых: ребенку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть!

В ходе игры дошкольники начинают отражать содержание деятельности представителей самых разных профессий (врача, строителя, водителя, парикмахера, педагога и т.д.). В старших группах игры усложняются. В играх представлена работа различных учреждений (банк, почта, кафе, магазин, аптека, полицейский участок, пожарная станция, аэропорт и т.д). У воспитанников совершенствуются навыки в играх, в которых отражены отдельные профессии (продавца, почтальона, актера, врача, полицейского, водителя, космонавта, шахтера, спортсмена, летчика). Дошкольники учатся выполнять свои замыслы, играть в соответствии с ролью.

Центр сюжетно ролевых игр «Мир профессий», включает в себя маркеры игрового пространства с игровыми ширмами и макетами, с игровыми персонажами в костюмах разных профессий и инструментами для работы, которые позволяют знакомить воспитанников с профессиями взрослых.

В группе создана тематическая библиотека «Калейдоскоп профессий», где представлен широкий художественный и демонстрационный материал для развития ранней профориентации дошкольников (С. Маршак — "Пожар", "Почта"; С.Михалков «Дядя Степа-милиционер»; В. Маяковский «Кем быть», Дж. Родари «Чем пахнут ремесла»; В. А. Сухомлинский «Вол и садовник», «Моя мама пахнет хлебом», «Пекарь и швея», «Беда заставит учиться» и другие).

Важную роль в работе по профориентации играют дидактические игры. Дидактическая игра является средством всестороннего развития ребенка. Содержание игр формирует правильное отношение к предметам окружающего мира, к природе, систематизирует и углубляет знания о Родине, людей разных профессий и национальностей. Дидактическая игра развивает речь детей; пополняет и активизирует словарь ребенка; формирует правильное произношение, развивает связную речь.

Театрализованная игра — игра, в которой воспитанники обыгрывают сюжет из литературного источника. Особое удовольствие и радость доставляют воспитанникам театрализованные представления, где дети являются и актерами и зрителями. Такая нетрадиционная форма работы позволяет задействовать стеснительных, неуверенных в себе воспитанников, раскрыть их потенциал. Также воспитанники взаимодействуют с куклами, которые одеты в костюмы разных профессий.

Особым вниманием пользуются у воспитанников настольно-печатные игры: «Собери профессию», «Чего не хватает?», «Вкладыши», где самая простая задача — нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых; постепенно задача усложняется — воспитанник должен объединить картинки не только по внешним признакам, но и по содержанию. В играх «Что нужно врачу?», «Что есть в магазине?», «Что нужно банкиру?», воспитанники подбирают картинки по общему признаку и устанавливают связь между предметами.

Важную роль в развитии ранней профориентации дошкольников играет совместная работа педагога с воспитанниками. Реализуя задачи Базового компонента отдавать приоритет принципа активности, где дошкольник является активным субъектом жизнедеятельности со своим индивидуальным опытом и особым восприятием окружающего мира. При проведении учебной деятельности с воспитанниками стараться использовать различные средства и формы работы, постоянно менять виды деятельности, тем самым повышая познавательную активность воспитанников. Используются традиционные и нетрадиционные формы работы с воспитанниками.

Традиционные формы:

  • традиционные, комплексные и интегрированные занятия,
  • трудовая деятельность и различные виды игр,
  • решение проблемных задач и ситуаций,
  • наблюдения и экскурсии,
  • экспериментальная деятельность,
  • встречи с людьми разных профессий,
  • тренинги, дискуссии,
  • театрализованная деятельность,
  • развлечения,
  • чтение художественной литературы и беседы,
  • ролевые проигрывания поведения в различных ситуациях,
  • изобразительная деятельность,
  • обдумывание и проигрывания заданных ситуаций,
  • разгадывание кроссвордов и загадок,

Нетрадиционные формы:

  • творческое моделирование и проектирование,
  • разработка и составление алгоритмов,
  • просмотр слайд-шоу, фильмов о профессии,
  • изготовление технологических карт,
  • аукцион экономических идей,
  • заседание бизнес-клуба «Маленький бизнесмен».

Используя различные формы и методы ознакомления воспитанников с профессиями взрослых, учитываются возрастные особенности воспитанников.

Большое значение в ознакомлении воспитанников с трудом взрослых, с их профессиями проводится через наблюдения и экскурсии. Такие формы работы обеспечивают наибольшее представление о мире профессий; где они на практике проявляют и закрепляют полученные знания, реализуются все направления развития, проявляются коммуникативные качества. Наблюдение за работой взрослых положительно влияют на поведение воспитанников, их отношение к людям, к вещам. Они осторожно поливают цветы, чтобы не залить пол; работая с пластилином, стараются не ронять его на пол; без напоминания сам за собой убирает.

Одним из результативных методов современного образования является метод проектов, в основе которого лежит самостоятельная деятельность воспитанников (исследовательская, познавательная, продуктивная), в процессе которой ребенок познает окружающий мир и переносит полученные знания в реальную жизнь. Метод проектов также используется в развитии ранней профессиональной ориентации дошкольников и является особым механизмом взаимодействия родителей, воспитанников и педагогов.

Таким образом, ранняя профориентация дошкольников обладает большой значимостью в наше время в формировании личности ребенка, в развитии его социализации, в ходе ее приобретаются знания о профессиях и о труде взрослых самостоятельно или под руководством родителя или педагога.

Познавательное формирование считается структурной единицей программы образования дошкольного учреждения. Оно ориентировано на достижение целей формирования у ребенка интересов в познании, умственного развития посредством решения вопросов: формирование познавательной и продуктивной деятельности, развитие целостной картины мира, увеличение знаний ребенка. Чем старше становится ребенок, тем больше становится его интерес к профессиям.

Список используемой литературы.

  1. Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация школьников – М. – 1988.
  2. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. – Р Н/Д, 1996.
  3. Логинова В. И. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. – Л., 1976.
  4. Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. – М: Воронеж, 1996.
  5. Шатова А. Д. Вновь о трудовом воспитании дошкольников. //Дошкольное воспитание: традиции и современность. – М., 2002.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 14 (330) выйдет
19 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год