| 
  План по самообразованию воспитателя Тема: Развитие связной речи детей дошкольного возраста (старшая группа) 
Актуальность темы: 
Эта тема для меня важна, потому что речь ребёнка является ключевым моментом в его развитии. 
Успехи воспитанников в связной речи обеспечивают в будущем и в большей мере определяют успех при поступлении в школу, способствует формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности. Мне как педагогу это очень импонирует. Ведь работа по развитию речи – это умение выбирать нужные слова и правильно употреблять их в речи, строить предложения и связную речь. 
 Скачать конспект 
Как показала практика, дети очень любят творческий характер, а также самостоятельность и возможность самим сочинять и рассказывать друзьям. 
Я добиваюсь, чтобы дети показали отношение к тому, что они видели, что им особенно понравилось, заинтересовало их и почему, какие выводы они сделали. Всё это побудило меня значительно больше уделять внимания развитию связной речи у детей. 
Цель: Развитие навыков свободного общения со взрослыми и детьми; 
Задачи: 
- совершенствовать диалогическую форму речи;
 
- развивать монологическую форму речи
 
- учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы
 
- учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины; составлять рассказ по картинкам
 
- развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.
 
 
  
| 
 Месяц 
 | 
 Тема 
 | 
 Содержание работы 
 | 
 Практический выход 
 | 
 
| 
 Сентябрь 
 | 
  | 
 Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игры и упражнения. 
 | 
 Памятки для родителей по обучению связной речи. 
 | 
 
| 
 Октябрь 
 | 
 Работа над пересказами с использованием опорных схем. 
Пересказ рассказов 
«Лесной голосок» Г.Скребицкого; «Осень под водой» Н.Сладкова; 
«Пушок» Г.Скребицкого. 
 | 
 Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий. 
Обучение детей приемам планирования собственного пересказа. 
Активизация и обогащение словарного запаса детей. 
 | 
 Консультация для родителей на тему: 
«Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой». 
 | 
 
| 
 Ноябрь 
 | 
 Развитие речи и личности дошкольника в сказкотерапии. 
Сказкотерапии: «Зайка – зазнайка», «Волшебные слова», «Непослушный Ваня». 
 | 
 Помочь детям представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа; побуждать к умению выразительной передачи в мимике и движениях эмоциональных состояний; развивать умение составлять словесные описания по восприятию пантомимических этюдов; активизировать в речи фразеологизмы. 
 | 
 Консультация для педагогов ДОУ «Сказкотерапия» на занятиях по развитию речи». 
 | 
 
| 
 Декабрь 
 | 
 Игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста. 
(О.С.Ушакова). 
 | 
 Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений. Отрабатывать темп, силу голоса, дикцию. 
 | 
 Познакомить родителей с играми (дидактическими и лексико – грамматическими), влияющими  на развитие речи детей. 
 | 
 
| 
 Январь 
 | 
 Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам. 
 | 
 Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; учить детей исследовательским действиям при рассмотрении картины; формировать анализ, синтез; учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя. Пополнять и активизировать словарный запас детей. 
 | 
 Посещение родителями деятельности воспитателей и детей по работе над составлением рассказов по картинам. 
 | 
 
| 
 Февраль 
 | 
 Работа с загадками. Составление загадок. 
 | 
 Показать роль загадки на формирование выразительности речи. Учить детей отгадывать загадки по схемам. Развивать монологическую речь детей. 
 | 
 Консультация для родителей: «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи». 
 | 
 
| 
 Март 
 | 
 Работа над развитием речи через театральную деятельность. Инсценирование сказок: «Репка», «Колобок». 
 | 
 Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей. 
 | 
 Показ сказки «Колобок» детям младшей группы. 
 | 
 
| 
 Апрель 
 | 
 Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений. 
 | 
 Учить детей читать выразительно стихотворения перед слушателями. Вызвать интерес к поэзии. Пополнять и активизировать в речи словарный запас детей на тему «Весна». 
 | 
 Конкурс чтецов. 
 | 
 
| 
 Май 
 | 
 Обучение сочинению сказок. 
 | 
 Учить детей сочинять сказку по модели – схеме; последовательно и связно рассказывать друг другу свои сказки; учить придумывать название сказке; работа над словарем –учить подбирать признаки предметов ( прилагательные к существительным);воспитывать интерес к сказкам и их сочинительству. 
 | 
  | 
 
 
  
Список использованной литературы: 
- Вачков И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. М., 2001.
 
- Шорохова О.А. Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дощкольников. — М.: ТЦ Сфера. 2007.
 
- Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. М., 1994.
 
- Ушакова О.С. Развитие речи и творчества дошкольников:. Игры, упражнения, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
 
 
			 |