Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Роль музейной педагогики при формировании основ краеведения и этнических познаний дошкольников.
Педагогика
Автор: Мельникова Ольга Васильевна   
03.12.2020 17:19

Роль музейной педагогики при формировании основ краеведения и этнических познаний дошкольников.Роль музейной педагогики при формировании основ краеведения и этнических познаний дошкольников.

Мельникова Ольга Васильевна, воспитатель МБДОУ «ЦРР – д/с «Рябинушка», г. Абакан, Республика Хакасия

В настоящее время актуальным является развитие интереса детей к изучению родного края. Обуславливается это рядом причин: желанием познать окружающий мир, новыми подходами к процессу воспитания и обучения, ориентацией на развитие личности, осознанием эффективности краеведческого подхода в обучении и воспитании. Именно в дошкольном возрасте происходит закладка основ познавательного интереса к изучению родного края, окружающего ребенка макромира.

В дошкольном возрасте, когда формируются основы личности ребенка, необходимо осуществление формирования краеведческих знаний, которые направлены на развитие и формирование социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения дошкольников. Краеведение способно приобщить детей к общественно полезному труду, любви к своей Родине, культуре, преодолению любых форм национального эгоизма и ограниченности. Музейная педагогика тесно связана с изучением истории родного края и дошкольным краеведением, она дает огромную платформу для всестороннего развития дошкольников. С.А. Жукова отмечает: «Важными объектами для формирования краеведческих знаний детей являются музеи, в которых сохраняется и пропагандируется историко-культурное и природное наследие страны».

 

Музейная педагогика, как одно из направлений деятельности музея, становится все более востребованной в практике духовно-нравственного, гражданско-патриотического, историко-краеведческого воспитания личности в едином образовательном процессе. Она осуществляет связь прошлого с настоящим и будущим, несет в мир то лучшее, что несет человечество. Музейная деятельность тесно связана с изучением истории родного края и дошкольным краеведением. Технология использования средств музейной педагогики в формировании краеведческих знаний дошкольников заключается во включении элементов музейной педагогики в учебную и воспитательную деятельность в определенной системе. Именно благодаря творчеству воспитателей, заинтересованности и самоотверженности, любви к родному краю большинство детей проявляют познавательный интерес к предмету, осваивают требования, предъявляемые образовательным стандартом. В процессе краеведческой деятельности педагогов и детей создаются мини-музеи, обладающие огромным образовательным потенциалом. Данные музеи ставят для себя ряд важных целей: активное вовлечение дошкольников в общественную и исследовательскую деятельность для изучения родного края, а также сохранения природного и историко-культурного наследия, формирования у дошкольников патриотизма, гражданского самосознания, трудолюбия, ответственности.

Организация мини-музея предоставляет уникальную возможность проводить интересные дополнительные занятия, вовлекать дошкольников в поисковую деятельность, разнообразить словарный запас детей, а также формировать познавательные и творческие способности дошкольников.

Организуя мини -музей в группе, можно наблюдать, как дети с огромным интересом выбирают тематику будущих экспозиций, исходя из собственных интересов, подбирают экспонаты, оформляют свой мини-музей. Выбор темы для мини-музея является приоритетным вопросом. Это должно стать личной инициативой ребенка. Важно поддержать интерес к теме, показать ее значимость. В случае, если работа требует специфических знаний, навыков, воспитателю нужно оказать ребенку всевозможную помощь.

В ходе работы по организации мини-музея необходимо стремиться к достижению следующих задач: воспитывать патриотические чувства; реализовывать творческие способности детей; создать ситуацию успеха для конкретного ребенка; в процессе работы над различными темами развить у детей познавательные и мыслительные умения. Тематика музеев в детском саду, в первую очередь должна соответствовать специфике возраста, а также отвечать интересам и увлечениям каждого ребенка. Например, наиболее интересными для детей могут стать такие темы, как «Музей национального ремесла», «Музей новогодней игрушки», «Музей ретро-фотографий», «Музей героев сказок», «Музей матрешки», «Музей русской избы», «Игрушки наших родителей» и т.д. Основой экспозиции мини-музеев могут быть различные коллекции, альбомы с марками и фотографиями, открытки, детские рисунки, ретро-игрушки, символика государства, предметы истории, игровые макеты подготовленные детьми и родителями. Формы работы в мини-музее могут быть самые разнообразные:

  • экскурсии с целью создания коллекции
  • экскурсии в музей с целью знакомства с историей того или иного предмета
  • выставки семейных рисунков, фотографий, работ по лепке, аппликации, рисованию
  • викторины
  • проведение праздников, развлечений
  • сбор экспонатов, поисковая работа
  • тематические вечера, занятия
  • театрализованная деятельность;

Оценивая роль мини-музея в гражданско-патриотическом воспитании дошкольников, необходимо особое внимание необходимо особое внимание уделить силе воздействия представленных в нем материалов, ведь живой показ явлений и фактов средствами музейных экспонатов особо убеждает, остается в памяти, будит мысль дошкольников. Воспитатель оказывает неоценимую помощь в процессе воспитания, может помочь ребенку стать творческой личностью, а также помогает ему прожить не одну свою жизнь, а сотни других жизней, включает в сферу культуры. В этой сфере нет места вандализму-интересно не разрушать, а созидать.

Таким образом, место и роль музейной педагогики в формировании краеведческих знаний детей дошкольного возраста заключается в организации деятельности, способствующей решению больших и сложных задач нравственного, патриотического, толерантного воспитания подрастающего поколения. Музейная педагогика создает благоприятные условия для всестороннего развития личности, формирования и развития личности, формированию разносторонних интересов ребенка. Она значительно расширяет возможности воспитателя в решении задач, связанных с историческим, культурологическим образованием. Музейная педагогика направлена на повышение внимания детей к окружающей действительности, помогает обнаруживать вокруг обнаруживать вокруг себя реалии музейного значения, ценить подлинные вещи ушедших эпох. Все это делает жизнь ребенка более насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, дает ему в руки новый инструмент для познания мира.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год