Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Особенности личности и профессиональной компетентности педагога инклюзивного образования
Педагогика
Автор: Зайцева Ольга Владимировна Гуцу Юлия Игоревна   
27.01.2021 08:16

Особенности личности и профессиональной компетентности педагога инклюзивного образованияОсобенности личности и профессиональной компетентности педагога инклюзивного образования

  • Зайцева Ольга Владимировна, воспитатель,
  • Гуцу Юлия Игоревна, инструктор по плаванию,

ГБОУ СОШ «Образовательный центр «Южный город» пос. Придорожный структурное подразделение «Детский сад» «Семицветик», Самарская область

Современная жизнь все больше ориентируется на инклюзию. И профессия педагога инклюзивного образования становится все более востребованной на всех уровнях системы образования – от дошкольного до высшего. Педагог инклюзивного образования в детском саду занимается обучением, развитием и воспитанием детей с ограниченными возможностями здоровья при помощи специальных подходов и методик, которые наиболее эффективны для реализации образовательного потенциала каждого отдельно взятого ребенка.

 

В отличие от педагога, работающего исключительно с нормотипичными детьми, который имеет представление и опыт работы предыдущих поколений педагогов и ученых, чьи методики направлены именно на обучение и становление ребенка, развитие которого проходит в определенных нормах — некий усредненный и более-менее устоявшийся процесс взаимодействия и передачи знаний, работа педагога инклюзивного образования обладает своей спецификой, которая состоит в том, чтобы донести нужную информацию до ребенка с особенностями таким образом, чтобы он максимально смог ее усвоить — не трансляция знаний в целом, а направленное действие метода на каждого воспитанника с ОВЗ.

Инклюзивное образование в детском саду исходит из трех основных позиций: признание ценности каждого обучающегося, возможность адаптации образовательной программы и готовность педагога принимать и вступать во взаимодействие с любым обучающимся. Соответственно инклюзия требует от педагога определенных поведенческих, коммуникативных, интеллектуальных, личностных характеристик, а также формирования новых профессиональных компетенций и личностных качеств.

Идеальный педагог детского сада, готовящийся к работе с детьми с ОВЗ, признает ценность личности каждого человека независимо от степени и тяжести нарушения; проявляет направленность на развитие личности ребенка с нарушениями в развитии в целом, а не только на получение результата; осознает свою ответственность; понимает творческую сущность педагогической деятельности с детьми с ОВЗ, требующую больших духовных и физических энергозатрат.

Важной личностной характеристикой педагога инклюзивного образования, на наш взгляд, является готовность к оказанию помощи. Согласно различным источникам, готовность к оказанию помощи – это интегральное личностное качество, включающее милосердие, эмпатию, толерантность, педагогический оптимизм, высокий уровень самоконтроля и саморегуляции, умение наблюдать, способность суммировать результаты наблюдений и использовать увеличивающийся объем информации о ребенке для оптимизации педагогической работы, перцептивные умения, креативность, творческий подход к решению проблем.

К основным коммуникативным характеристикам педагога инклюзивного образования можно отнести доброжелательность, умение слушать, грамотно выражать свои мысли, умение находить контакт с разными людьми. В общении педагог инклюзивного образования должен быть предельно вежливым, проявлять максимум такта и терпения.

Несомненно, педагог инклюзивного образования должен получить особую подготовку в области специальной (коррекционной) педагогики. Ему необходимы представление и понимание, что такое инклюзивное образование, в чем его отличие от традиционных форм образования; знание психологических закономерностей и особенностей возрастного и личностного развития детей дошкольного возраста в условиях инклюзивной образовательной среды; знание методов психологического и дидактического проектирования воспитательно-образовательного процесса для совместного обучения детей с нарушенным и нормальным развитием; умение реализовать различные способы педагогического взаимодействия между всеми субъектами образовательной среды (с детьми по отдельности и в группе, с родителями, коллегами, специалистами, руководством).

Важна также интеллектуальная активность педагога, которая проявляется в стремлении к постоянному развитию и совершенствованию, как в профессиональном, так и личностном плане.

Принято считать, что эффективная педагогическая деятельность любого педагога, в том числе педагога инклюзивного образования, невозможна без любви к детям. Любовь к детям, на наш взгляд, проявляется в способности видеть в детях маленьких людей, но обладающих меньшими знаниями и жизненным опытом. Педагог, искренне любящий детей, терпелив к их неудачам, проявляет интерес в общении с ними, не считает их суждения глупыми и скучными, стремится к диалогу.

В работе педагога инклюзивного образования очень важен оптимистический настрой, что должно проявляться в его речи, мимике, жестах. Важно, чтобы такой настрой, нацеленность на успех и положительный результат, передавались детям и их родителям.

К сожалению, в профессию не всегда приходят люди по призванию, руководствуясь искренним желанием помочь. Иногда педагогами становятся люди, которым данный вид деятельности противопоказан. И если специальные знания можно приобрести в процессе обучения, самообразования и реальной педагогической практики, то некоторые качества и свойства личности, необходимые педагогу инклюзивного образования, приобрести невозможно.

Подводя итог, стоит отметить, что профессия педагога инклюзивного образования непроста и требует больших духовных и энергетических затрат. Педагог должен быть психологически готов к участию в инклюзивном образовательном процессе, что включает в себя эмоциональное принятие детей с ОВЗ, внутреннюю мотивацию на оказание помощи; желание познавать и развивать инклюзию; готовность к личностному взаимодействию.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 17 (333) выйдет
12 мая 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 16 (332) за 2024 год
Скачать Номер 15 (331) за 2024 год
Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год