Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Организация работы в ДОУ с родителями детей с ОВЗ.
Педагогика
Автор: Витовская Виктория Ивановна Моисеева Валентина Владимировна   
18.04.2021 09:45

Организация работы в ДОУ с родителями детей с ОВЗ.Организация работы в ДОУ с родителями детей с ОВЗ.

  • Автор: Витовская Виктория Ивановна
  • Соавтор: Моисеева Валентина Владимировна

В работе с родителями детей с ОВЗ неслучайно уделяется достаточно большое внимание. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные возможности в решении определённых вопросов воспитания детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей с ОВЗ как активных членов общества.

Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что появление в семье ребёнка с ОВЗ нарушает сложившуюся жизнедеятельность семьи меняются психологический климат семьи. Существуют проблемы в эффективном взаимодействии педагогов и родителей в формировании целостной картины мира дошкольников. От участия совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. Так же и от качества работы дошкольного учреждения, в том числе и от воспитателей, зависит уровень педагогической культуры родителей.

 

Принцип активного включения в образовательный процесс всех его участников предполагает создание условий для понимания и принятия друг друга с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе. Инклюзия – это активное включение детей, родителей и специалистов в области образования в совместную деятельность: совместное планирование, проведение общих мероприятий, семинаров, праздников для создания инклюзивного сообщества как модели реального социума.

Исходя из всего вышесказанного, учитывая проблемы, возникающие в семьях, где воспитываются дети с ОВЗ, мы определили общую цель психолого-педагогической работы с родителями таких детей повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество.

В нашем дошкольном учреждении с 2019 года функционирует группа комбинированного вида, в которой воспитываются дети с ОВЗ в количестве 8 человек от 3-х до 7-лет. 6 детей из них имеют задержку психического развития, 2 детей с расстройством аутистического спектра (РАС).

Посещение детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в режиме полного дня. Дети занимается на всех занятиях совместно со сверстниками. При этом педагоги всегда учитывают их индивидуальные особенности.

Педагог создает условия, в которых ребенок может самостоятельно развиваться во взаимодействии с другими детьми. На занятиях игры и упражнения выбираются с учетом индивидуальных маршрутов обучения и воспитания, разработанные командой специалистов. Для детей с ОВЗ создаем специальные образовательные условия.

Вся работа в детском саду строится по принципу командной работы, необходимы долгие напряженные усилия большого количества специалистов различных профилей: учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога — психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, воспитателей, врачей. Наличие такой команды специалистов разных профилей позволяет осуществлять системное воздействие, вырабатывать единые требования к коррекционно-развивающему процессу, проектировать индивидуальные образовательные маршруты и разрабатывать адаптированные образовательные программы для детей с ОВЗ.

В процессе воспитания, обучения и социализации ребенка с ОВЗ в 2020 учебном году мы приняли совместное решение со специалистами и родителями о создании клуба «Принимаем — помогаем». Клуб организован для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и родителей нормативно — развивающих детей. В состав входят участники оздоровительного и образовательного процесса, родители (законные представители) воспитанников.

Цель деятельности: всестороннее психолого-педагогическое сопровождение воспитания и развития детей с ОВЗ и нормативно-развивающих детей, посещающих учреждение.

Основные задачи:

  • Обеспечение эффективного взаимодействия между ДОУ и родителями воспитанников в целях оптимизации воспитания и развития детей с ОВЗ в условиях ДОУ и семьи.
  • Оказание всесторонней психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям).
  • Психолого-педагогическое просвещение родителей воспитанников с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и потребностей семей

Деятельность клуба осуществляется в соответствии с годовым планом ДОУ, с учетом индивидуальных и групповых запросов родителей. Функционирование родительского клуба осуществляют специалисты ДОУ. Формы клуба групповые и подгрупповые, индивидуальные мероприятия для родителей деловые игры, соревнования, консультации, тренинги.

Законы клуба:

В работе клуба участвуют заинтересованные и активные родители.

Учимся любить детей такими, какие они есть.

Каждый участник имеет свою точку зрения.

Важно и ценно для ребёнка чувствовать поддержку родителей.

Вместе мы преодолеем все трудности.

Родительский клуб «Принимаем — помогаем» работает по двум основным направлениям:

  • Психолого педагогическое, информационно просвещение родителей «За круглым столом».
  • досуговая деятельность «Рука в руке».

«За круглым столом» начинает свою работу с базовых форм взаимодействия с семьей. Была организована и проведена триаду встреч.

Включение родителей в качестве равных партнеров в образовательный процесс предполагает издание специальных пособий с играми и упражнениями по проведению занятий с ребенком дома, информационных листов, памяток по оформлению документов для получения социальной помощи.

Тема первой встречи «Вместе – разом, вместе – дружно»: представили особенности работы по развитию общей и мелкой моторики. Коррекция мелкой моторики рук детей важна для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие действия.

Темы второй встречи:

  1. «Развиваем моторику» — организовали информационно наглядное пособия для развития мелкой моторики, картотеку игр на развитие координации речи с движением, общей моторики, картотеку пальчиковой гимнастики, игр для развития мелкой моторики рук (оригами, рисование пальцами, лепка).
  2. «Артикуляционная моторика» – представили практическое пособие: картотека упражнений для постановки звуков, методику работы по С.С. Железнова и Е.С. Железновой [1], Т.Н. Новиковой-Иванцовой [2].
  3. «Учимся правильно дышать» – организовали презентацию пособий по физиологическому и речевому дыханию, гигиене носа и горла.

Первый наш опыт в досуговой деятельности прошел через природу в начале осени. «Ох, и хорошо в лесотундре осенью». Совместно с родителями мы организовали нашим детям поход. Сколько восторгов и радости доставил этот поход. Дети любовались красотой природы, наблюдали, закрепляли знания об изменениях в природе, узнали много новых слов. Также дети собирали природный материал, который пригодится в продуктивной деятельности. Каким веселым, спортивным и удивительным получился денек. Программа нашего похода была познавательно-насыщенной, устанавливали палатку, определяли следы. Ну какой же поход без привала, дети с удовольствием доставали из своих рюкзаков приготовленные родителями бутерброды, дружно делились друг с другом. Уставшие, но счастливые дети возвращались в детский сад.

В качестве формы практической работы организован мини проект в ДОУ по теме: «Юные эколята». Совместно с родителями выбрали презенты для детей «Эко карандаши» из которых вырастут настоящие растения. В продолжение данной темы была показана презентация которую с удовольствием подготовила нам родительница воспитанника «Сохраним мир от мусора», о переработке отходов. Дети примерили на себя роль созидателя и утвердились в ней: в роли спасателей они оказали помощь в проведении трудового десанта «Очистим пруд от мусора», «рассортируем мусор по контейнерам». Игры прошли на «ура!» Природа – наш друг! — эта мысль станет главным мотивом бесед с ребёнком и их родителями

Создали семейный театр в группе для детей с ОВЗ – конструктивная форма взаимодействия с семьёй, объединяющая семьи, в целях развития их воспитательного потенциала при поддержке специалистов. Поставили сказки: «Колобок», «Теремок», «Репка».

Что даёт семейный театр? Для родителей семейный театр – это источник новых знаний; возможность адекватного восприятия действий ребёнка; приобретение опыта совместных переживаний. Для ребёнка – это удовлетворение потребности в любви, в одобрении; овладение способами взаимодействия со сверстниками и другими взрослыми; понимание окружающего мира.

Организовали дистанционные встречи по запросу родителей.

  • «Что такое Су-джок?, Спиральная гимнастика» провел учитель логопед. Она расширила кругозор родителей, их знания о методиках спиральной гимнастики и Су-джок в домашних условиях.
  • «Как помочь родителям выбрать правильный стиль общения с ребенком». Обсудить виды наказания и поощрения, которые родители применяют к детям. Клубом «принимаю- помогаю» была организованна дистанционная встреча через zoom с педагогам- психолого.

Мультидисциплинарная команда специалистов отмечает следующие позитивные результаты по отношению к детям. Попадая в инклюзивную среду и видя, как дети общаются, ребенок с ОВЗ тянется за ними, все психические процессы формируются быстрее.

Благодаря инклюзии здоровый ребенок учится заботиться, оказывать внимание другим, активно развивает свои навыки коммуникации. Нормативно развивающиеся дети помогают детям с ОВЗ осваивать различные виды деятельности, тем самым совершенствуются сами.

Когда дети с ОВЗ обучаются среди нормативных детей, у них появляется стимул к развитию: они хотят говорить, играть как их сверстники; они подражают здоровым детям и быстрее развиваются.

В рамках инклюзивного подхода ребенок-партнер становится активным участником образовательного процесса. Его речь становится доступной для окружающих. А среди сверстников дети демонстрируют свои успехи с большой радостью, желанием быть признанным. Дети получают возможность реализовать знания, умения, навыки в своем детском коллективе.

Родители получают не только теоретические знания, но и приобретают практический опыт понимания своего ребенка, умение играть с ним, создавать ему условия для дальнейшего развития и вхождения в большой мир. Родители становятся заинтересованными в вопросах, касающихся формирования личности малыша, его внутреннего мира, отношений с окружающими; исчезает страх и появляется уверенность и гордость за успехи своего ребенка.

Мы получаем обратную связь от участников образовательного процесса родителей и ценим их благодарность нашему труду. Большое спасибо нашим родителям за участие, помощь в нашей совместной работе.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год