Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ – ДОРОГА В УСПЕШНОЕ БУДУЮЩЕЕ»
Педагогика
Автор: Кашурина Людмила Александровна   
30.05.2021 13:42

«СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ – ДОРОГА В УСПЕШНОЕ БУДУЮЩЕЕ»«СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ – ДОРОГА В УСПЕШНОЕ БУДУЮЩЕЕ»

Кашурина Людмила Александровна Заведующий МБДОУ компенсирующего вида № 46 «Лучик» г. Красноярск

ФОРМЫ И СПОСОБЫ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С ДЕТЬМИ С ОВЗ

Современная действительность и новые условия жизни требуют от нас новых подходов к образовательной деятельности и мастерству педагога. И сегодня все педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. И, конечно, исходя из реалий времени, перед педагогом дошкольного учреждения стоит непростая и важная задача – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

 

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Главный критерий – это новизна и актуальность. Нововведения в образовании помогают достигнуть таких целей:

  • Гуманизации, демократизации образовательного процесса
  • Интенсификации познавательной деятельности воспитанников и обучающихся
  • Повышении эффективности организации учебной и воспитательной работы; — Видоизменения учебного материала с точки зрения методики и дидактики. Реализовать поставленные цели помогают новые подходы, которые активно внедряются в педагогический процесс. Они являются основой для разработки новых методов и приёмов работы.

В воспитательно-образовательном процессе принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается равного партнерства: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Цель и задача такого понимания — содействовать становлению ребенка как личности. В основе лежат два ключевых подхода:

Личностно-ориентированный подход подразумевает ориентирование образовательного процесса на личность каждого воспитанника. С помощью современных технологий педагог учитывает уникальный опыт и характер каждого ребенка, развивает его индивидуальность и таланты. Реализация этого подхода включает в себя опору на принципы выбора (дети могут выбирать направления, которыми они хотят заниматься), доверия (отсутствие авторитарного давления со стороны педагога), творчества и успеха, субъективности, индивидуальности;

Компетентностный подход акцентирует внимание на результате обучения, при этом результат – это не совокупность знаний, а комплекс умений, способность решать проблемы, конфликты, действовать в разных ситуациях.

Однако, что более сложно и важно – это, конечно, «услышать голос ребенка» с особыми образовательными потребностями.

Как же организовать работу педагогического коллектива, деятельность каждого педагога, чтобы совокупность знаний и умений привела к желаемому результату?

Использование в практике работы ДОУ с детьми с ОВЗ элементов разных технологических подходов, их тщательный и критический анализ может стать основой становления педагогического стиля. И, безусловно, каждая из используемых педагогических технологий должна быть выполнима и, в первую очередь, здоровьесберегающей. Федеральные государственные требования определили содержание и условия организации образовательного процесса для формирования общей культуры, развития физических, интеллектуальных и личностных качеств дошкольников, обеспечивающих их социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья, а также выделили содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей. Все эти задачи педагогам необходимо решать интегрировано, обеспечивая разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Такая интеграция возможна только при условии реального соединения в единое целое процессов обучения, воспитания и развития. В связи с этим актуальной становится интегрированное включение современных технологий в образовательное пространство ДОУ.

В настоящее время насчитывается больше сотни образовательных технологий. Какие же выбрать?

Характером применяемого инструментария (методик, техник, программных и технических средств) определяется специфика воспитательной модели, в зависимости от которой выделяют различные виды инновационных технологий: игровые; проектные; проблемного обучения; с использованием информационно-коммуникационных средств; сотрудничества и групповой деятельности; личностно-ориентированные и пр.

В нашем детском саду наиболее часто мы используем следующие современные образовательные технологии в организации учебного процесса:

  • здоровьесберегающие технологии;
  • технологии проектной деятельности
  • технология исследовательской деятельности
  • интерактивные технологии
  • личностно-ориентированные технологии
  • технология портфолио дошкольника и педагога
  • игровая технология
  • технология проблемного обучения
  • технология адаптивного обучения
  • дистанционное обучение

Педагог, стоящий на страже здоровья ребенка, воспитывающий культуру здоровья ребенка и родителей, прежде всего сам должен быть здоров, иметь валеологические знания, не переутомлен работой, должен уметь объективно оценивать свои достоинства и недостатки, связанные с профессиональной деятельностью, составить план необходимой самокоррекции и приступить к его реализации.

Для обеспечения комплексного подхода к охране и улучшению здоровья воспитанников, требуемого по ФГОС, в ДОУ используются различные виды современных здоровьесберегающих технологий:

  • медико-профилактические (проведение медосмотров, контроль состояния здоровья детей, противоэпидемиологическая работа, организация специализированных коррекционных групп, профилактика многих заболеваний, санитарно-гигиеническая работа, контроль качества организации питания и т.д.)
  • физкультурно-оздоровительные (проведение подвижных игр, спортивные мероприятия, валеологические занятия, процедуры закаливания, организация прогулок и т.д.)
  • валеологическое образование родителей (мотивация родителей к ведению здорового образа жизни, обучение родителей способам взаимодействия с детьми по формированию у них валеологической культуры)
  • валеологическое просвещение педагогов (ознакомление воспитателей с инновационными здоровьесберегающими технологиями и способами их внедрения, мотивация к здоровому образу жизни, расширение знаний о возрастных и психологических особенностях дошкольников)
  • здоровьесберегающее образование детей (формирование валеологических знаний и навыков).

В нашем ДОУ педагоги применяют:

  • Ходьба по коврику из пробок, камушков и др. материалов, где происходит массаж стопы ног
  • Для развития речевого дыхания и увеличения объема легких, используем традиционное и нетрадиционное оборудование (султанчики, вертушки)
  • Общеизвестно, что на ладонях рук, находится много точек, массируя которые можно воздействовать на различные точки организма. Для этого используем различные массажеры, в том числе и самодельные
  • Различные тренажеры развития координации движения и др.
  • Ежедневно после сна оздоровительная гимнастика босиком под музыку.

Технология проектной деятельности – это вид деятельности, который помогает развивать творческие способности воспитанников, формировать в них навыки работы в коллективе. Цель проектов – актуализировать и использовать на практике, расширить и углубить полученные знания. Работа над проектом может происходить индивидуально, в парах или в микрогруппах, она подразумевает решение какой-то проблемы, поиск оптимальных решений. Эта инновация формирует и развивает комплексное мышление, умение анализировать, устанавливать связи и создавать новые идеи, видеть целостную картину мира.

Особенности технологии и методики проектной деятельности в работе с детьми с ОВЗ:

  • Необходимость участия воспитателя как организатора и

координатора деятельности в проекте.

  • В младших группах выбор проекта осуществляет воспитатель, основываясь на интересах детей.
  • В группах старшего дошкольного возраста – выбор темы проекта может осуществлять как педагог, так и дети в, соответствии со своими желаниями и уровнем развития. Дети – это участники планирования, их вопросы, идеи, предложения и жизненный опыт являются важными критериями отбора содержания проекта.

Типы проектов:

  • по доминирующему методу
  • исследовательские
  • информационные
  • творческие
  • игровые
  • приключенческие
  • практико-ориентированные
  • по количеству участников
  • индивидуальный
  • парный
  • групповой
  • фронтальный
  • по продолжительности
  • краткосрочный
  • средней продолжительности
  • долгосрочный

Все дети по природе своей испытатели, исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познавать: он наблюдает, как бабочка перелетает с цветка на цветок; он добавляет краску в воду и смотрит, что получится; изучает поведение домашних животных, проводит опыты с разными предметами; разбирает игрушки, изучая их устройство. Все это – объекты исследования. Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире.

Цель исследовательской деятельности в детском саду- сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления. Эксперимент используется в обучении для ознакомления детей со свойствами, не лежащими на поверхности изучаемого объекта. Новое знание вводится, не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми. При организации экспериментальной деятельности дети приобщаются к посильной исследовательской деятельности.

Педагог увлекает воспитанников в совместный умственный поиск, оказывает им помощь в форме указаний, разъяснений, вопросов. Познавательная деятельность сопровождается беседой. Воспитатель ставит вопросы, которые побуждают детей на основе наблюдений, ранее приобретенных знаний сравнивать, сопоставлять отдельные факты, а затем путем рассуждений приходить к выводам. Дети свободно высказывают свои мысли, сомнения, следят за ответами товарищей, соглашаются или спорят. Для решения проблемной ситуации, взрослый предлагает детям такие вопросы и задания, чтобы вывод у них рождался как бы сам собой. Тем самым взрослый создаёт условия, когда дети активно включаются в поисковую деятельность, а не просто усваивают материал в готовом виде.

Методы и приемы:

-эвристические беседы

  • постановка и решение вопросов проблемного характера
  • наблюдения
  • моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе)
  • опыты
  • фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности
  • «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы
  • подражание голосам и звукам природы
  • использование художественного слова
  • дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие
  • ситуации
  • трудовые поручения, действия

Интерактивные технологии – это методы, которые помогают поменяться местами педагогам и воспитаникам. Взаимодействуя в группах, работая над информацией, наши воспитанники открывают для себя новые возможности самообучения. Это целый комплекс методов и приёмов работы, направленных на создание деятельности, в процессе которой ребята взаимодействуют друг с другом, работают над решением общей задачи. Интерактивные технологии реализуются изначально через проведение педагогических семинаров, диспутов, проблемных лекций, дискуссий, а затем и бесед, занятий с детьми, на которых они могут представить свои мысли, учиться аргументировать свое мнение. Интерактивных методов и технологий насчитывается более сотни. В нашем детском саду наиболее часто мы используем следующие интерактивные методы в организации учебного процесса: хоровод, синтез, микрофон, карусель, аквариум, дерево знаний, кейс метод (анализ конкретных, практических ситуаций), работа в парах и др. Основой деятельности педагога в условиях интерактивного обучения является личностно-ориентированный подход. Основные требования его соблюдения:

  • гуманная педагогическая позиция;
  • ценностное отношение к ребенку, его творчеству;
  • создание на занятии культурно-информационной и предметно-развивающей среды;
  • владение методикой и основами образовательных технологий;
  • целенаправленное развитие индивидуальности детей.

Портфолио помогает оценить динамику результатов обучения. С его помощью можно визуализировать учебные достижения и открытия. Эта инновация реализуется через такие способы накопления информации: электронные портфолио, «папки достижений», «дневники роста». В них фиксируются все наработки, проекты, собираются материалы, которые подтверждают участие в проектах, дискуссиях, результаты творческой деятельности.

Портфолио ребенка — это копилка личных достижений в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка.

Существует ряд функций портфолио:

  • диагностическая (фиксирует изменения и рост за определенный период времени)
  • содержательная (раскрывает весь спектр выполняемых работ)
  • рейтинговая (показывает диапазон умений и навыков ребенка) и др.

Вариантов портфолио очень много. Содержание разделов заполняется постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями дошкольника.

Раздел 1 «Давайте познакомимся». В разделе помещается фотография ребенка, указываются его фамилия и имя, номер группы; можно ввести рубрику «Я люблю...» ( «Мне нравится...», «Обожаю, когда...»), в которой будут записаны ответы ребенка.

Раздел 2 «Я расту!». В раздел вносятся антропометрические данные (в художественно-графическом исполнении): «Вот я какой!», «Как я расту», «Я вырос», «Я большой».

Раздел 3 «Портрет моего ребенка». В разделе помещаются сочинения родителей о своем малыше.

Раздел 4 «Я мечтаю...». В разделе фиксируются высказывания самого ребенка на предложение продолжить фразы: «Я мечтаю о...», «Я бы хотел быть...», «Я жду, когда...», «Я вижу себя...», «Я хочу видеть себя...», «Мои любимые дела...»; ответы на вопросы: «Кем и каким я буду, когда вырасту?», «О чем я люблю думать?».

Раздел 5 «Вот что я могу». В разделе помещаются образцы творчества ребенка (рисунки, рассказы, книги-самоделки).

Раздел 6 «Мои достижения». В разделе фиксируются грамоты, дипломы (от различных организаций: детского сада, СМИ, проводящих конкурсы).

Раздел 7 «Посоветуйте мне...». В разделе даются рекомендации родителям воспитателем и всеми специалистами, работающими с ребенком.

Раздел 8 «Спрашивайте, родители!». В разделе родители формулируют свои вопросы к специалистам ДОУ.

Портфолио педагога – индивидуальная папка, в которой зафиксированы личные профессиональные достижения в образовательной деятельности, результаты обучения, воспитания и развития воспитанников, вклад педагога в развитие системы образования. Создание собственного портфолио поможет воспитателю:

  • систематизировать накопленный опыт,
  • определять направление деятельности,
  • показать уровень подготовленности активности в учебных видах деятельности,
  • отслеживать творческий и профессиональный рост,
  • содействовать формированию навыков самооценки,
  • позволит презентовать свои достижения и направления деятельности.

Игровые технологии выполняют несколько функций: развлекательную, терапевтическую, диагностическую, социальную. Во время игры дети занимаются свободной развивающей деятельностью, получая удовольствие и эффект не только от результата, но и от процесса. В образовательном процессе игра используется в качестве элемента более широкой технологии, части занятия или свободного досуга. Педагогическая игра имеет чётко сформулированную цель, которая подаётся в форме игровой задачи, все участники игры подчиняются заранее подготовленным и озвученным правилам..

В практике работы с детьми с ОВЗ игровая деятельность выполняет такие функции:

  • социокультурную: синтез усвоения богатства культуры, потенций воспитания и формирование ребенка как личности
  • коммуникативную: моделирование разных жизненных ситуаций, поиск выхода из конфликтов
  • самореализации: сфера реализации себя как личности
  • межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей
  • диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры
  • игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности
  • функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей
  • развлекательную: создание определенного комфорта благоприятной атмосферы.

Большинству игр присущи четыре главные черты:

  • свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата;
  • наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития;
  • эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п..

В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.

Основные принципы организации игры:

  • Отсутствие принуждения
  • Развитие игровой динамики
  • Поддержание игровой атмосферы
  • Переход от простейших игр к сложным
  • От поддержания – к игровой инициативе
  • Взаимосвязь игровой и неигровой деятельности
  • Углубление содержания игровых заданий

Технология проблемного обучения обуславливает совокупность приемов и методов, которые обеспечивают формирование самостоятельной познавательной деятельности ребенка и развитие творческого мышления посредством преодоления умственного затруднения, вызванного дефицитом знаний. Это очень актуально при работе с детьми с особыми образовательными потребностями. Целью такого метода является овладение общими принципами самостоятельного обучения. Специфика технологии заключается в том, что педагог только определяет задачу, а затем предоставляет дошкольникам возможность на основе ранее усвоенных знаний и приобретенных навыков находить способы решения. Для вовлечения дошкольников в познавательную деятельность проблемная ситуация должна соответствовать доступному уровню сложности и быть реализована в увлекательной форме. Решение проблемной задачи выполняется под руководством воспитателя по следующему алгоритму: -Осознание заложенного в задании противоречия.

  • Формирование гипотезы его разрешения.
  • Совместный поиск подтверждения гипотезы.
  • Формулировка вывода, уточняющего причинно-следственные связи и расширяющего знания о предмете. Описанный алгоритм предполагает достаточный уровень развития аналитического мышления, ввиду чего проблемные технологии целесообразно применять в группах старшего дошкольного возраста.

Технология адаптивного обучения представляет собой разновидность технологии разноуровневого обучения, предполагающая гибкую систему организации учебных занятий с учётом индивидуальных особенностей обучаемых. Центральное место в этой технологии отводится обучаемому, егодеятельности, качествам его личности. Особое внимание уделяетсяформированию у них учебных умений. Используя технологию адаптивного обучения, педагог работает со всей группой (сообщает новое, объясняет, показывает и т. д.) и индивидуально (управляет самостоятельной работой обучающихся, осуществляет контроль и т. д.). Деятельность обучающихся совершается совместно с педагогом, индивидуально с педагогом и самостоятельно под руководством педагога. Учебный материал «приспосабливается» к интеллектуальной, эмоциональной, поведенческой сферам каждого ребёнка. Организация игровой деятельности в вариационных формах создает комфортную обстановку и ситуацию успеха, которые стимулируют познавательный интерес детей и способствуют развитию у них предпосылок учебных и коммуникативных умений и навыков.

На сегодняшний день понятие «Технология адаптивного обучения воспитанников» не является общепринятым в традиционной педагогике. Но сколько бы точек зрения не существовало по этому вопросу, главным остается то, что технология-это наука о способах воздействия воспитателя на ребёнка в процессе формирования предпосылок учебной деятельности. И если данная технология пробуждает интерес и способствует активизации познавательной деятельности, то ее использование оправдано.

Дистанционное образование дошкольников входит сегодня в число инновационных подходов. Оно все активнее используется, если образовательный процесс в очной форме организовать невозможно (ребенок часто и длительно болеет или в период самоизоляции). Использование дистанционного образования дошкольников даёт возможность качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ, повысить его эффективность, существенно обогатить образовательную среду, позволяют сделать процесс обучения и развития ребѐнка достаточно эффективным, открывают новые возможности образования не только для самого ребѐнка, но и для педагога, позволят родителям, при помощи педагогов, эффективно и грамотно организовать деятельность детей дома, общение детей и родителей будет более интересным и насыщенным. Это позволит детям не скучать и провести с пользой время дома, получить больше внимания, любви и общения со стороны самых близких ему людей, а родителям это поможет лучше узнать своих детей: их интересы, потребности, желания и способности. Но необходимо учитывать, что занятия с использованием электронных устройств должно строго регламентироваться как по длительности, так и по их количеству в соответствии с возрастными возможностями детей. Дистанционное обучение не должно рассматриваться только как многочасовое включение ребенка в онлайн-работу. Необходимо помимо онлайн-обучения активно использовать другие формы дистанционной работы и чередовать разные виды деятельности.

В заключении хотелось бы отметить — Детский сад – это первый опыт участия ребенка в общественной жизни. Одной из главных задач согласно ФГОС ДО является раскрытие способностей каждого, воспитание личности, обладающей креативным мышлением, готовой к жизни в высокотехнологичном информационном обществе, обладающей умением обучаться в течение всей жизни.

Работая над внедрением новых технологий, коллектив опирался на комплексную совместную работу педагогов, детей и их родителей, в процессе которой ребята смогли развить свои познавательные способности и творческое мышление, повысили свою самооценку, научились самостоятельно искать информацию и использовать полученные знания на практике. В рамках реализации данных технологий в ДОУ каждый ребенок стремился к активной деятельности, а взрослые убедились в том, что от детей можно ждать положительного творческого результата.

Таким образом, можно предположить, что данные технологии качественно влияют на результаты образовательной деятельности в целом.

Педагоги реализовали главную задачу – активизировали и развили творческую активность ребенка, самостоятельность в выборе способов действий в различных ситуациях.

Ведь педагоги в содружестве с родителями стараются выпустить в жизнь здорового ребенка — любознательного и активного, разносторонне развитого и творчески свободного. Только такой индивидуум может стать в жизни успешным.

Список литературы:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года № 1155. Зарегистрирован приказом Минюста РФ № 30384 от 14 ноября 2013 года).
  2. «От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014.
  3. В.В. Гербова «Развитие речи» — МОЗАИКА СИНТЕЗ.
  4. https: //www. knigadeti. ru /Книга года: выбирают дети.
  5. Дошкольное образование в России в документах и материалах: Сборник действующих нормативно-правовых документов и научно-методических материалов. — М., 2011.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – М.: Центр педагогического образования, 2014. – 32с. утвержден приказом Министерства образования и науки Российской
  7. Козлова С. А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. — М., 2013. № 03-248
  8. Узорова Т.А., ИКТ используют все педагоги. Как выявить лучших?: Справочник старшего воспитателя №4 апрель 2017г.
  9. Крыгина Ксения Геннадьевна Педагогические технологии используемые в ДОУ [Электронный ресурс] – 2015 г. https: //nsportal. ru/detskiy-sad/raznoe/2015/12/10/pedagogicheskie-tehnologii-ispolzuemye-v-dou
  10. Казакова, Вера Николаевна Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat [Электронный ресурс] http: //www. dissercat. com/content/upravlenie-innovatsionnymi-protsessami-v-doshkolnykh-obrazovatelnykh-uchrezhdeniyakh#ixzz5j61fWZS6
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год