Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ В ДОУ
Педагогика
Автор: Лапина Марина Викторовна Табакаева Елена Владимировна   
07.01.2022 22:11

РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ В ДОУРАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ В ДОУ

Одним из основных принципов дошкольного образования, обозначенным в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования является приобщение детей дошкольного возраста к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Документ определяет целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного детства: ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе.

Формирование представлений дошкольников о труде взрослых – это необходимое направление деятельности дошкольной образовательной организации. Детский сад – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.

 

Но ранняя профориентация в дошкольном образовании это не выбор профессии ребенком дошкольного возраста, а формирование у него ценностно-смысловой компетенции как запускающего механизма, который обеспечит успешное вхождение в социум и прямо или косвенно повлияет на его дальнейшее профессиональное самоопределение на широкий выбор профессий. Эти элементарные знания помогают детям расширить свои познания о работе родителей и своих близких.

Жизнь ребенка протекает в определенной социокультурной среде того региона, в котором он живет. Для работы с детьми нами разработан перспективный план с учетом региональных потребностей с приложением занятий и картотеки игр по профессиям.

Данную работу проводим в процессе организованной образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, в процессе самостоятельной и совместной деятельности с семьей с использованием разных форм и методов работы. Это наблюдения и беседы по ознакомлению с профессиями и профессиональными действиями; чтение и разучивание произведений детской литературы; выставки и экскурсии; проект и игровая деятельность.

Особое внимание уделяем развивающей среде созданной с учетом требований базового компонента программы, которая позволяет знакомить воспитанников с профессией взрослого.

  • Организовали уголки, имитирующие ту или иную сферу профессиональной деятельности взрослых (в нашей возрастной группе это «Салон красоты», «Больница» «Супермаркет»).
  • Изготовили и оснастили их необходимыми атрибутами
  • Подобрали наглядные и дидактические материалы для предварительной подготовки к сюжетно – ролевым играм.
  • Подготовили различные средства наглядности специального оборудования (мультимедиа, проектор, телевизор), картинки с соответствующей тематикой, фотографии и иллюстрации; наглядные пособия и книги; демонстрационный материал; подборку мультфильмов, видеофильмов, презентаций, связанных с темой «Профессии».
  • Для бесед с детьми разработали вопросники с использованием наборов иллюстраций о труде взрослых.

Основным видом знакомства с профессией является игровая деятельность, одно из наиболее интересных и познавательных средств обучения.

В процессе игры дети с помощью взрослого, знакомятся с профессией, моделируя различные ситуации и погружаясь в эту тему, затем самостоятельно, в процессе игры, примеряют на себя различные роли, отражая содержание деятельности представителей.

В сюжетно-ролевых играх большой популярностью у детей пользуются игровые модули по профессиям или рабочим местам. ( «Мини-лаборатория», «Салон красоты», «Больница», «Магазин» и т.д.), направленные на знакомство с профессией.

  • Используются также дидактические игры, способствующие систематизации углубленных знаний о людях разных профессий: «Узнай профессию», «Чье орудие труда», «Маленькие помощники»
  • Игры-экспериментирования, отражающие специфику профессиональной деятельности взрослых системы «человек – природа», «человек – художественный образ»;
  • Игры-викторины, игры-путешествия, игры-фантазии: «Изобретения времени», «Путешествие на машине времени», «Планета будущих профессий»

Полноценная работа по профориентации невозможна без встреч с людьми разных профессий. Новые знакомства – очень интересный и важный опыт для детей. В нашем детском саду применяется такая технология как «Встречи с интересными людьми», которая позволяет знакомить детей с разнообразными видами профессиональной деятельности взрослых. Как правило, на такие встречи приглашаются не только родители, но приглашённые гости разных профессий. Они в доступной форме доносят до детей информацию о своей профессии.

В свою очередь дети начинают интересоваться чем-то новым, в данном случае, какой-либо профессией, и получают возможность напрямую задать вопрос и сформировать впечатление и мнение об определенной профессии. Данное направление считается наиболее действенным способом ознакомления детей с трудом взрослых и способствует накоплению наиболее ярких впечатлений.

Большое значение в ознакомлении детей с трудом взрослых, с их профессиями, проводится через наблюдения и экскурсии.

Экскурсия это один из интересных и наглядных приемов по профориентации. Однако в отличие от обычной образовательной экскурсии, здесь делаем акцент на рабочий процесс, орудия труда и отношение представителей определенной профессии к своему труду.

Желанными и зрелищными для наших дошкольников остаются такие экскурсии, как посещение пожарной части, почты, библиотеки, магазина, школы, городского музея.

Однако не всегда удается провести такие экскурсии в полной мере, особенно сейчас, во время ограничений. Эта проблема решается через проведение виртуальных экскурсий. В группе имеется картотека видео-зарисовок «Осинники – город тружеников». В его создании принимали участие педагоги и родители ДОУ. С помощью видеозаписей дети «побывали» на шахте «Осинниковская» и узнали условия труда своих родителей шахтеров; «посетили» городскую больницу, трамвайный парк.

Одним из результативных методов является проективная деятельность, в основе которой лежит самостоятельность детей, исследование, познавательность, продуктивность которые осуществляются через интеграцию содержания всех образовательных областей.

Знакомство детей с профессиями взрослых мы начинали с проектов.

В проект «Осинники – город тружеников», входило оформление фотовыставки о рабочих специальностях; видеотеки с интервью представителей рабочих профессий; организация выставки творчества детей; встречи с интересными людьми.

В проект «Шахтерские династии» вошла видео-презентация работы шахтеров под землей, встречи с родителями работающими на шахте. Создание семейных альбомов с фотографиями и рисунками детей.

Проект «Я — строитель» — это совместная деятельность по изготовлению макетов разнообразных строений, в которой участвуют и дети, и педагоги, и родители; рассказы детей о профессиях родителей.

Содержание каждого таких проектов раскрывало и дополняло сведения о профессиях взрослых нашего города. Постепенно дети проникались сознанием того, что люди, выполняющие на одном предприятии разную работу, участвуют в общем деле.

Разработан план работы с родителями. Организованны консультации: «Знакомим детей с профессиями. С какого возраста начинать?», «Значение ранней профориентации дошкольников», семинар-практикум «Как знакомить детей с миром профессий». В родительском уголке помещаем рекомендации в виде буклетов, памяток: «Профессиональная ориентация детей дошкольного возраста», «Поговорим о профессиях». Многие семьи воспитанников принимают участие в мини-проектах «Профессии в нашей семье». Для родителей на сайте детского сада введена новая рубрика «Нужна ли ранняя профориентация в детском саду?» обмен мнениями.

Таким образом, проводимая профориентационная работа позволяет ненавязчиво подвести детей к важному выводу, что труд, профессиональная деятельность являются значимой сферой жизни.

И если ознакомление с трудовой деятельностью не будет осуществляться последовательно, систематично, с опорой на образное мировосприятие и положительные эмоции, то знания дошкольников о профессиональной деятельности взрослых могут остаться формальными.

Считаю, знания о труде взрослых должны занимать особое место в образовательной работе детского сада. Кроме того, ознакомление детей с трудом взрослых и отдельными профессиями должно осуществляться не на уровне отдельных задач, а как целостный органический процесс.

Недаром говорят, что дети это наше будущее, а пока «наше будущее» маленькое, мы должны помочь ему с ранней профориентацией. Поэтому, мы будем продолжать данную интересную работу.

Список литературы

  1. Алешина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая и подготовительная группа. – М: Элизе Трейдинг.;
  2. Дыбина О.В. «Ребенок и окружающий мир». Программа и методические рекомендации. – М.: Мозайка- Синтез, 2005г.;
  3. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация дошкольников. – М., 1988.;
  4. Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие/В. П. Кондрашов-Балашов: Изд-во «Николаев», 2004г.;
  5. Савина И.В. Формирование представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста // Воспитатель ДОУ. 2012 №3;
  6. Современные образовательные технологии по ранней профориентации дошкольников (Электронный ресурс).
  7. Шорыгина Т.А. Професии, какие они? / Т.А. Шорыгина, Издательство ГНОМ и Д, 2011.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru Журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 43 (359) выйдет
26 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год