Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ДОКЛАД ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «Актуальные проблемы инклюзивного дошкольного образования в свете ФГОС ДО».
Педагогика
Автор: Патутина Анна Алексеевна   
15.01.2022 13:04

ДОКЛАД ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «Актуальные проблемы инклюзивного дошкольного образования в свете ФГОС ДО».ДОКЛАД ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «Актуальные проблемы инклюзивного дошкольного образования в свете ФГОС ДО».

Подготовила воспитатель: Патутина Анна Алексеевна

«Государствам следует признавать принцип равных возможностей в области начального, среднего и высшего образования для детей, молодежи и взрослых, имеющих инвалидность, в интегрированных структурах. Они обязаны обеспечивать включение образования инвалидов в качестве неотъемлемой части в систему общего образования». (Стандартные правила ООН по обеспечению равных возможностей для инвалидов Правило 6).

«Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом» (Дэвид Бланкет).

 

Инклюзивное образование признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и эффективное. Инклюзивное образование сегодня с полным правом может считаться одним из приоритетов государственной образовательной политики России. В России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное образование дает им возможность учиться и развиваться в среде обычных дошкольников. При этом детям инклюзивной группы предоставляются равные условия для того, чтобы включиться в воспитательно-образовательный процесс. В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В статье двадцать четвертой Конвенции говорится том, что в целях реализации права на образование государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека. Положения об инклюзивном образовании закреплены в российских государственных документах ( «Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года», «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» и т. д.).

На сегодняшний день инклюзивное образование на территории Российской Федерации регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. В законопроекте «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)» от 02. 06. 1999года, устанавливается возможность получения образования детей – инвалидов в массовой школе, а в докладе Государственного Совета РФ «Образовательная политика России на современном этапе» (2001г.) подчеркивается: «дети, имеющие проблемы со здоровьем, должны обеспечиваться государством медикопсихологическим сопровождением и специальными условиями для обучения преимущественно в общеобразовательной школе по месту жительства и только в исключительных случаях – в специальных школах — интернатах».

Каждый ребенок имеет право получать качественное образование со здоровыми сверстниками. Именно в обычной образовательной сфере дети с особыми образовательными потребностями смогут получить, помимо учебной информации, возможность полной жизни в обществе, т.е. социализироваться. Эти проблемы в современных образовательных учреждениях решает инклюзивное образование. Согласно закону об образовании инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (ст. 2 п.27 ФЗ №273 «Об образовании»).

Оно предусматривает совместное обучение (воспитание), включая организацию совместных учебных занятий, досуга, различных видов дополнительного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений

Инклюзия – это совместное обучение детей с особыми образовательными потребностями с их нормально развивающимися сверстниками. Отечественная система образования на протяжении долгого времени разделяла детей на обычных и инвалидов. Дети-инвалиды не могли получить образование и воплотить свои способности наравне с нормально развивающимися детьми. Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) всегда страдают от дискриминации и отчуждения. Большинство таких детей обучаются в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. В этих учреждениях созданы все условия, необходимые таким детям. Дети с ОВЗ должны иметь одинаковые возможности с другими детьми в получении образования. Существует потребность в включении формы обучения, создающей детям с ОВЗ оптимальные условия обучения. Распространение инклюзии на детей с ОВЗ в образовательных учреждениях – это очередной шаг к получению доступного образования. Инклюзивное образование дает право каждому ребенку удовлетворить свою потребность в образовании.

Целью инклюзивного образования является предоставление равного доступа к получению образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми детьми.

Для достижения этой цели необходимо решить ряд проблем, таких как:

  1. Проблема неприятия детей с ОВЗ;
  2. Проблема отрицания идеи инклюзивного образования;
  3. Проблема в представлении и осуществлении подходов к обучению детей с ОВЗ;
  4. Нежелание большинства родителей обучать своих нормально развивающихся детей совместно с детьми с ОВЗ;
  5. Негативное отношение нормально развивающихся детей к детям с ОВЗ;
  6. Трудности социально-психологической адаптации детей с ОВЗ.

При решении этих проблем дети с ОВЗ покажут более высокий уровень социального взаимодействия со своими нормально развивающимися сверстниками по сравнению с детьми, которые находятся в специальных учреждениях. Говоря об инклюзивном образовании, необходимо отметить, что это не только создание технических условий для обучения детей с ОВЗ, но и учет психофизических возможностей ребенка. В образовательных учреждениях должно быть организовано качественное психолого-педагогическое сопровождение, а также создан особый морально-психологический климат в педагогическом и ученическом коллективах.

Инклюзивное образование предполагает:

  • обучение детей с ограниченными возможностями здоровья не в специализированном, а в обычном учебном заведении. При этом они должны получать специализированную помощь
  • вовлечение в образовательный процесс каждого ребенка с помощью образовательной программы, которая соответствует его способностям

- удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей, обеспечение специальных условий.

Инклюзивное образование базируется на восьми принципах:

  1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
  2. Каждый человек способен чувствовать и думать.
  3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
  4. Все люди нуждаются друг в друге.
  5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
  6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
  7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
  8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Необходимость внедрения такого вида обучения в педагогическую практику не вызывает сомнений. Такой вид обучения в дошкольном образовательном учреждении делает возможным оказание необходимой коррекционно-педагогической и медико-социальной помощи большому количеству детей, позволяет максимально приблизить ее к месту жительства ребенка, обеспечить родителей консультативной поддержкой, а также подготовить общество к принятию человека с ограниченными возможностями.

С 1 января 2014 года был введен в действие в Федеральный государственный образовательный стандарт (далее ФГОС) (приказ Министерства образования и науки России от 17. 10. 2013 № 1155).

В нем говорится о выравнивании стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ). Положения ФГОС предназначены обеспечить возможность инклюзии детей в дошкольном учреждении и инклюзивного обучения. В Федеральном Государственном стандарте образования предусмотрена программа коррекционной работы, которая должна быть направлена на обеспечение недостатков в физическом и психическом развитии и оказание детям помощи в освоении основной образовательной программы. В ФГОС ДО учтены особые образовательные потребности отдельных категорий детей.

В основных принципах дошкольного образования, прописанных в ФГОС можно выделить некоторые, которые необходимо учитывать в первую очередь при разработке образовательной программы дошкольного учреждения, в котором находятся дети с ОВЗ:

  • полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития
  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования
  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений
  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности

- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития) (п. 1. 4 ФГОС). В цели стандарта входит обеспечение государством равенства возможностей каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования.

Задачами ФГОС ДО в отношении детей с ОВЗ можно считать:

  • охрану и укрепление физического и психического здоровья детей (в том числе эмоционального благополучия)
  • обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья)
  • создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром
  • обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей

- формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.

Содержание коррекционной работы и инклюзивного образования включается в Программу, если планируется её освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья. Данный раздел должен содержать специальные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе механизмы адаптации Программы для указанных детей, использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития. Коррекционная работа и инклюзивное образование должны быть направлены на: обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы; освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации. Коррекционная работа и/или инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих Программу в Группах комбинированной и компенсирующей направленности (в том числе и для детей со сложными (комплексными) нарушениями), должны учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей (п. 2.11. 2 ФГОС). Для получения без дискриминации качественного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья создаются необходимые условия для диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов и наиболее подходящих для этих детей языков, методов, способов общения и условий, в максимальной степени способствующих получению дошкольного образования, а также социальному развитию этих детей, в том числе посредством организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (п. 3. 2. 2ФГОС). Совместное обучение дошкольников с разными стартовыми возможностями допустимо, если в образовательном учреждении созданы специальные условия для воспитания и обучения. При работе в группах для детей с ограниченными возможностям здоровья в Организации могут быть дополнительно предусмотрены должности педагогических работников, имеющих соответствующую квалификацию для работы с данными ограничениями здоровья детей, в том числе ассистентов (помощников), оказывающих детям необходимую помощь. Рекомендуется предусматривать должности соответствующих педагогических работников для каждой Группы для детей с ограниченными возможностями здоровья (п. 3. 4. 3 ФГОС).

Организация инклюзивного образования строится на принципах: индивидуального подхода; поддержки самостоятельной активности ребенка (индивидуализации); социального взаимодействия; междисциплинарного подхода; вариативности в организации процессов обучения и воспитания; партнерского взаимодействия с семьей; динамического развития образовательной модели детского сада. При правильной организации инклюзивное образование развивает у дошкольников толерантность, терпимость, милосердие и взаимоуважение, направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения. Все участники воспитательного процесса учатся видеть возможности, которыми обладают дети с ограниченными возможностями здоровья, несмотря на имеющиеся у них нарушения.

Дети – это будущие члены общества, и если сегодня для них будет обычным общение с детьми с ОВЗ, то в будущем мы будем воспринимать людей с проблемами в развитии, как полноценных членов общества.

Литература:

  1. Коркунов В. В., Брызгалова С. О. Современная модель специального образования в контексте интеграции ребенка со специальными образовательными потребностями с общеобразовательной средой //
  2. Специальное образование: науч. -метод. журн. / Урал. гос. пед. ун-т, Ин-т спец. образования. Екатеринбург, 2006. № 7. С. 7–12.

Малофеев, Н.Н. Интеграция и специальные образовательные учреждения: необходимость перемен / Н.Н. Малофеев, Н.Д. Шматко // Дефектология. — 2008. — № 2. – с. 86-94.

3. Назарова Н.М. Интегрированное (инклюзивное) образование: генезис и проблемы внедрения» // Научно-методический журнал «Коррекционная педагогика». – 2010. – №4 – с. 40.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказ Министерства образования и науки РФ от 17. 10. 2013 г. № 1155

5. Инклюзивное образование, http://www. deti. rian. ru/grani

6. Инклюзивное образование: идеи, перспективы, опыт / сост. Л.В. Голубева, Волгоград: Учитель, 2011

7. Инклюзивное образование: проблемы совершенствования образовательной политики и системы: Материалы международной конференции. 19-20 июня 2008 года. – СПб: Изд-во РПГУ им. А.И. Герцена, 2008

8. С.В. Алехина «Инклюзивное образование в России» (электронный ресурс)

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год