Педагогическая песочница как форма организации игровой деятельности в дошкольном учреждении |
Педагогика | |||
Автор: Быкова А.А., Демьянова А.А., Романцова О.Г. | |||
17.05.2022 13:59 | |||
Педагогическая песочница как форма организации игровой деятельности в дошкольном учреждении Подготовили: Быкова А.А., Демьянова А.А., Романцова О.Г., воспитатели МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №6 г. Шебекино Белгородской области» В условиях реализации ФГОС ДО каждой образовательной организации необходимо обеспечить систему мер направленных на решение задач сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, создание атмосферы эмоционального комфорта, условий для самовыражения, саморазвития и проявления творческих способностей детей, обеспечение конструктивного сотрудничества участников образовательного процесса [1, с. 6]. Песок является одной из самых неопределенных и доступных развивающих сред детства. Игра с песком – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Мариелла Зейц в книге «Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница» называет песок универсальной всевозрастной игровой средой. Эта среда способна заинтересовать, отвлечь, расслабить ребенка, а значит, обеспечить наиболее успешное выполнение задания или же эффективный способ подачи материала. Педагогические аспекты использования песка трудно переоценить – это и замечательный сенсорный материал, и непревзойдённая по своим возможностям предметно-игровая среда, и великолепный материал для изобразительной деятельности, экспериментирования, конструирования.
Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения. При этом существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно, мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта», более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка, происходит «заземление» отрицательной энергии, что особенно актуально в работе с «особыми» детьми. Продукт деятельности ребенка в песочнице нельзя сохранить, унести с собой, это очень важно, поскольку у ребенка закрепляется направленность на процесс, а не на результат, а именно такая направленность и есть залог развития. Кроме того, песочница – это игровой полигон для реализации самых разнообразных замыслов, что отвечает принципам индивидуализации образования заложенных в ФГОС ДО[1, с. 9]. Существуют различные методики успокаивающих прикосновений, передачи тепла, любви и уверенности ребенку, развития социализации, воображения и творческой активности. Особая роль отводиться играм с песком, или «песочная терапия» (концепция такой терапии использовалась М. Монтессори, основателем аналитической психотерапии К. Юнгом, английским педиатром Маргарет Ловенфельд и др. учеными). История песочной терапии берет начало в 1929 г., когда английский детский психотерапевт Маргарет Ловенфельд впервые применила песочницу в игровой психотерапии с детьми. Ловенфельд придавала большое значение тактильному контакту ребенка с песком и водой, дополнявшему проективную игру с различными предметами и куклами. Она заметила, что дети добавляют в песок воду и помещают затем туда миниатюрные игрушки. Так родилась «техника построения мира». В 1935 г. Ловенфельд опубликовала свою книгу «Игра в детстве» [5]. Идея «терапии песком» была предложена еще швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом (1875-1961), описывающим ситуацию собственного душевного кризиса в подростковом возрасте, когда на берегу реки в течение нескольких часов он лепил из песка города и замки и в результате обнаружил, как прояснилось его мышление, освободилась фантазия, и он почувствовал в себе новые силы, энергию жизни и силы разрешить свои проблемы. Однако воплотить эту идею в свою психоаналитическую практику Юнгу не удалось[2]. Большой вклад в развитие «песочной терапии» внесли отечественные педагоги – Санкт-Петербургского Института специальной педагогики и психологии, которые являются авторами ряда книг по данной теме – Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия», Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. «Игры в сказкотерапии», Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Нисневич Л. А. «Как помочь "особому" ребенку», Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии» [1, с. 1]. Педагоги считают, что игры с песком снимают детскую раздражительность, агрессивность, плаксивость и при этом бурно развивают мыслительную активность, сообразительность, творческое воображение, коммуникативность. Игры с песком – это проявление естественной активности ребенка. Первые контакты детей друг другом происходят в песочнице. Именно поэтому естественно использовать песочницу, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия. Песочница является привлекательной средой для осуществления сказкотерапевтического подхода. Песочница – посредник для установления контакта с ребенком. И если ребенок плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих впечатлениях, то в играх с песком все становится возможным. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок освобождается от напряжения и беспокойства. Педагоги получают возможность увидеть внутренний мир ребенка в данный момент. Через игры с песком легко решаются такие задачи, как развитие коммуникативных навыков. Главная особенность «песочницы» в том, что она позволяет ребенку или детской группе реально создавать, творить картину мира в «живом» трехмерном пространстве. Ребенку предоставляется возможность строить свой личный мир, модель своего микросоциума, ощущая себя его творцом [3, с. 45]. В основе деятельности в педагогической песочнице лежат технологии личностно-ориентированноговзаимодействия педагога с детьми. Её главными составляющими компонентами являются: Осуществление индивидуально-дифференцированного подхода, прикотором воспитатель дифференцирует группу на типологическиеподгруппы, объединяющие детей с общей социальной ситуациейразвития, и конструирует педагогическое воздействие в подгруппахпутем создания дозированных по содержанию, объему, сложности, физическим, эмоциональным и психическим нагрузкам заданий иобразовательныхситуаций (цельиндивидуально-дифференцированногоподхода – помочьребенку максимально реализовать свой личностный потенциал, освоить доступный возрасту социальный опыт; в старших возрастных группах конструированиепедагогического процесса требует дифференциации его содержания взависимости от половых интересов и склонностей детей). Творческое конструирование воспитателем разнообразных образовательных ситуаций (игровых, практических, театрализованных и т.д.), позволяющих воспитывать гуманное отношение к живому, развивать любознательность, познавательные, сенсорные, речевые, творческие способности. Наполнение повседневной жизни группы проблемами, идеями, ребенка в содержательную деятельность, способствующую реализации детских интересов и жизненной активности [4, с. 7-8]. Игра с песком – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Мариелла Зейц в книге «Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница» называет песок универсальной всевозрастной игровой средой. Эта среда способна заинтересовать, отвлечь, расслабить ребенка, а значит, обеспечить наиболее успешное выполнение задания или же эффективный способ подачи материала. Педагогические аспекты использования песка трудно переоценить – это и замечательный сенсорный материал, и непревзойдённая по своим возможностям предметно-игровая среда, и великолепный материал для изобразительной деятельности, экспериментирования, конструирования[4, с. 9]. В настоящее время значительно возрос интерес работников дошкольных учреждений к использованию педагогической песочницы как средства организации игровой деятельности. Взаимодействуя с песком, ребенок проявляет чудеса фантазии. Волна лисмоет им созданное, или чья-то неосторожная нога раздавит творение – ребенокрасстраивается недолго. Чаще всего он сам готов разрушить созданное, чтобы на прежнемместе с еще большим энтузиазмом приступить к новому строительству. Один сюжет жизни завершается, уступая место следующему. И так бесконечно. Список литературы
|