Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Проектная деятельность дошкольника как активный путь формирования его творческих качеств
Педагогика
Автор: И. Р. Грязнова., С. И. Ленгард., Т.О Рыжкова., Н. В. Давыденко,.   
07.10.2022 21:40

Проектная деятельность дошкольника как активный путь формирования его творческих качествПроектная деятельность дошкольника как активный путь формирования его творческих качеств

  • И. Р. Грязнова.,
  • С. И. Ленгард.,
  • Т.О Рыжкова.,
  • Н. В. Давыденко,.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреж-дение Анжеро-Судженского городского округа "Детский сад № 11", г.Анжеро-Судженск, Кемеровская область — Кузбасс,

Технология проектирования помогает развить творческие способности дошкольников, делает их активными участниками учебного и воспитательного процессов.

Будучи включенной, в организованную систему ДОУ, она становится инструментом саморазвития ребенка.

Педагоги формируют не только знания, умения, навыки дошкольников, но и помогают адаптироваться к социальной жизни. Они обучают детей через совместный поиск решений, предоставляют им возможность самостоятельно овладевать ролево-игровыми действиями.

Уважение к ребенку, принятие его целей, интересов, создание ус-ловий для развития – непременные условия гуманистического подхода.

Самостоятельно ребенок дошкольного возраста не всегда может най-ти ответы на все, интересующее его, – в этом ему помогают педагоги. Но наряду с объяснительно-иллюстративным методом обучения должны использоваться дополнительные методы. Одним из эффективных методов работы с детьми старшего дошкольного возраста является метод проектной деятельности, который основан на понимании роли личности ребенка в системе дошкольного образования. Обычно под личностью понимается человек с присущими индивидуальными особенностями. Личность – особая социальная характеристика человека, которая имеет две особенности. Первая связана с тем, что человек делает такое, что отличает его от других людей. Вторая особенность заключается в том, что это отличие оказывается важным и полезным для других людей. Проектный метод направлен на развитие личности ребенка, его познавательных, творческих способностей.

 

Понятия проектной деятельности, формы детских проектов

Понятие «проектная деятельность» в образовательной сфере появилось не так давно. Суть работы над проектом направлена на достижение реально-го результата, который можно получить при решении какой-либо проблемы. Это самостоятельная или коллективная творчески завершенная работа, имеющая значимый результат. Трудность заключается в том, что дошкольники не умеют самостоятельно ни читать, ни писать, но практика показывает, что интерес у детей к этому виду деятельности проявляется, а тематика и содержание проектов для дошкольников могут быть самыми разнообразными. Детство – уникальный и волшебный мир. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Действительно, для него все впервые: страх и радость, солнце и дождь. Пятилетних детей называют «почемучками», так как в этом возрасте познавательно-творческая активность очень высокая: каждый ответ на вопрос рождает новые вопросы. [1, 14 с.]

Для закрепления полученных знаний, умений и навыков широко ис-пользуются комплексные тематические занятия. Однако, взаимосвязь меж-ду разделами программы не дает такой результативности в развитии познавательных творческих способностей детей и их коммуникативных навыков, как взаимопроникновение этих разделов друг в друга, или, иначе говоря, их интеграция.

Особый интерес представляет интеграция по единому проекту, в основе которого лежит определенная проблема.

Работа педагога с группой детей – это рассмотрение возникающих проблем, когда формируется и развивается способность ребенка самостоятельно решать их.

Развивая у ребенка потребность, получать знания о природе, о себе как о представителе человеческого рода, а людях, живущих на земле, о разнообразной деятельности и ее продуктах, педагог тем самым помогает воспитаннику строить свой жизненный мир.

Решая различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети приобретают способность сомневаться, критически мыслить.

Как показывает результаты психологических исследований, в процессе решения проблем дошкольники передают опыт сверстникам, подражают взрослым. Образец креативного поведения взрослого в нерегламентированной ситуации способствует формированию и проявлению творчества ребенка.

В развивающем пространстве детского сада дети создают игры, придумывают загадки, моделируют костюмы, сочиняют музыкальные произведения. Накапливая творческий опыт, они при поддержке взрослых могут стать авторами исследовательских, творческих, приключенческих, игровых, практико-ориентированных проектов.

В проектной деятельности ребенок. По утверждению специалистов. Сталкиваются с необходимостью проявлять свою «самость», особенно когда необходимо:

  • заявить свои цели, озвучить представления о себе, отстоять свою позицию в дискуссии с партнерами (детьми и взрослыми)
  • открыто и четко сказать о своих трудностях, найти их причины, в том числе и в себе

- согласовывать цели с другими, не отступать при этом от собственных установок и уметь находить компромисс.

С целью поддержания этого интереса мы используем следующие формы детских проектов:

  1. Исследовательские: «Почему радуга разноцветная?», «Превращения воды», «Кто живет на севере?».
  2. Познавательные: «Что такое правильное питание?», «Птицы — наши друзья», «Мир вокруг нас».
  3. Игровые (сюжетно-ролевые игры): «Путешествие по нашему городу», «Взятие снежного городка», «Полет на луну» и т.д. Структура игровых проектов только намечается, участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения в придуманных ситуациях. Степень творчества в таких проектах высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая.
  4. Творческие: создание альбомов «Как я расту», «Моя семья», соз-дание «Красной книги животных и растений», макеты зон обитания животных (Скотный двор, звери жарких стран), «Генеалогическое древо нашей семьи», создание макетов ко Дню Победы, «Мой район». В процессе реализации проекта дети не только систематизируют свои знания о родных местах, знаменитых земляках, символике Кузбасса, но и с уважением и любовью начи-нают относиться к своей малой родине.
  5. Алгоритм, этапы разработки проектов

Модель современного выпускника строится на принципах самостоя-тельности, способности логически и творчески мыслить, решать поставлен-ные задачи и определять конкретные цели – всё это формируется на начальных ступенях дошкольного и школьного образования. Поэтому внедрение в практику работы с дошкольниками метода проектов является эффективным средством развития познавательно-творческих способностей детей. Сначала разрабатываются этапы реализации проекта (приложение 1).

Развитие творческих качеств ребенка дошкольного возраста в последнее время весьма актуальна по целому ряду причин:

Во-первых, ребенок как можно раньше должен получить позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов. Уникальность личности проявляется не в ее внешности, а в том, что вносит человек в свое социальное окружение. Если то, что кажется ему наиболее значимым, представляет интерес и для других людей, он оказывается в ситуации социального принятия, которая стимулирует его личностный рост и самореализацию.

Во-вторых, все возрастающая динамичность экономических и социальных отношений требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления.

В-третьих, идея гармоничного разнообразия как перспективная форма социального развития также предполагает умение проявлять продуктивную инициативу.

Подобное умение необходимо воспитывать с детства. Однако на пути его становления существуют определенные трудности. Одна из них связана с тем, что социум является строгой нормативной системой, в которой че-ловек должен действовать по определенным правилам, то есть стандартным способом. Инициатива же всегда предполагает выход за определенные традицией рамки. Вместе с тем это действие должно быть культурно адекватным, то есть вписывающимся в существующую систему норм и правил.

Традиционная педагогическая деятельность осуществляется в норма-тивном пространстве – она ориентирована на разработанные конспекты непосредственно образовательной деятельности, строгую логику перехода от одной части программы к другой. Проектная деятельность, напротив, осуществляется в пространстве возможностей, где нет четко заданных норм. В этом случае и педагог, и дети попадают в ситуацию неопределенности. Проектная деятельность ориентирована на исследование как можно большего числа заложенных в ситуации возможностей, а не прохождение заранее заданного (и известного педагогу) пути. Естественно, что воспитателю проще следовать жесткой программе, чем постоянно искать новые нестандартные подходы к образовательному процессу. Поэтому каждый педагог должен оценить свою готовность к проектной деятельности. Для этого составляется алгоритм разработки проекта (приложение 2).

Между целенаправленным внедрением проектной технологии в образова-тельный процесс и отсутствием педагогических знаний у родителей. При организации проектной деятельности мы столкнулись со следующими проблемами:

- неразличение субъектной и объектной позиции ребенка.

Большинство педагогов дошкольных образовательных учреждений очень чутко относятся к детям и поддерживают их эмоционально. Однако эта эмоциональная поддержка не должна выливаться в готовность выполнить творческое задание за ребенка, будь то формулировка творческого замысла или поиск возможных способов решения проблемы.

В проектной деятельности под субъектностью подразумевается выражение инициативы и проявление самостоятельной активности, при этом субъектность ребенка может проявляться по-разному.

Ребенок высказывает оригинальную идею, ее нужно поддержать и немного видоизменить. Это особенно важно для пассивных детей, не имеющих положительного опыта проявления инициативы.

- необходимость формирования субъектной позиции педагога.

Невозможно развивать субъектность ребенка, оставаясь в жесткой, фиксированной позиции. Педагог в силу своего профессионального опыта имеет достаточно устойчивые представления о том, как можно и нужно по-ступать в различных ситуациях. Но задача педагога заключается вовсе не в том, чтобы дожидаться необычного решения. Он должен посмотреть на уже известную ему ситуацию и способы решения задачи с точки зрения пространства возможностей.

Выдвинутые противоречие и проблемы обусловили выбор темы моей работы:

«Проектная деятельность дошкольника как активный путь формирования его творческих качеств».

Определившись с темой, поставила перед собой цель:

Создание условий для развития творческих способностей ребенка через совместную деятельность педагога, родителей.

Для достижения цели определила следующие задачи:

Создать условия для обеспечения психологического благополучия и здоровья детей;

развивать творческие способности, мышление и воображение;

формировать предпосылки для поисковой деятельности, интеллекту-альной инициативы;

развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

развить желание участвовать в процессе совместной проектно-исследовательской деятельности.

По продолжительности проекты могут быть краткосрочными (1 занятие) средней продолжительности (до нескольких недель), долгосрочные и длительными, а также индивидуальные и групповые. С целью активизации деятельности ребёнка можно спросить, о чем бы он хотел рассказать, показать своим сверстникам, о чем узнать больше? К поисковой и творческой деятельности необходимо подключать родителей, т.к. ребенок сам не может в полном объёме справиться с заданием. Вовлекать ребенка надо, давая ему посильные задания: раскрашивать рисунки, рисовать, вырезать, наклеивать, заучивать стихи и загадки, решать кроссворды и т.д. Проект – это продукт совместного творчества ребенка и взрослого (воспитателя, родителей).

Как можно более эффективно использовать время для успешной реализации поставленных задач, ведь проектная деятельность не предусмотрена перспективным планированием? Использование блочно-тематического изучения материала позволяет внедрять этот метод. Например, недельное тематическое планирование: «Звери жарких стран», «Кто в лесу живет?», «Четвероногие друзья человека», «Обитатели севера и тундры», «Путешествие по степи и пустыне». По ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, художественной литературе, экологии и изобразительной деятельности дети знакомятся с животными, составляют рассказы о них, рисуют. Так решаются проблемные, поисковые, информационные, экологические задачи. Дети изготовляют макеты ( «Скотный двор», «Звери леса» и т.д.) — всё это и есть проект, закончить который можно созданием своей «Красной книги».

Детям очень нравятся проекты, направленные на развитие творческих способностей, получение продукта своей деятельности. После занятия «Мир детской книжки» ребята заинтересовались разнообразием детской литературы. Какие бывают книжки, какой формы, из какого материала они сделаны, безопасны они или нет? А можно ли сделать книжку самому? Детям и их родителям было предложено сделать книжку-малышку своими руками. Тему для детской книжки выбирали самостоятельно, а разнообразие и индивидуальность каждой книжки превзошло все ожидания. Дети и их родители очень творчески подошли к решению этой задачи. В книжках был собран материал по теме: стихи, загадки, ребусы. Форма каждой книжки была разнообразна. Обязательное условие проекта — максимальное участие детей в изготовлении книжки. В основном все книжки сделаны из яркого картона с картинками, вырезанными из старых книжек, раскрасок, нарисованными самим ребенком, с аппликациями, наклеенными оригами.

Самым ярким и зрелищным предстает всегда последний этап — защита проекта. На защиту мы приглашаем родителей, гостей. А для ребенка это еще и ответственно, ведь ему необходимо объяснить, почему это социально значимо, для кого, для чего создавался этот проект. Защита проекта не должна затягиваться, а ребенка надо научить говорить свободно, четко выражать свои мысли, внимательно слушать собеседника, уметь задавать вопросы.

Анализируя первые итоги работы по внедрению метода проектов, мы пришли к выводу: работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных и творческих способностей ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Улучшаются навыки изобразительной деятельности, развивается моторика рук, активизируется и обогащается словарный запас дошкольника, легко устанавливаются контакты с другими детьми и взрослыми, умение самостоятельно мыслить и делать выводы. Метод проектов предоставляет хорошую возможность для реализации своих творческих способностей для не уверенных в себе и застенчивых детей. Работа в подгруппах развивает коммуникативные и нравственные качества: умение договариваться, проявлять терпение и уважение друг к другу, умение выслушивать мнение другого. Большое значение имеет взаимосвязь педагога и родителей, которые становятся не сторонними наблюдателями, а вовлеченными в учебный процесс, участниками, что впоследствии снимает проблемы общения родителей и детей. Развитие таких качеств готовит ребенка к успешному обучению в школе. 3. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через проектную деятельность

Почему радуга разноцветная? Откуда прилетает ветерок? Когда вымерли динозавры? Почему вода мокрая? Сколько еще разных вопросов приходится слышать и искать ответы для маленьких «почемучек» и «любознаек».

Список литературы

  1. Веракса, Н.Е., Веракса, А.Н. Проектная деятельность дошкольников. [Текст]/ Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: Мозаика- Синтез, 2008. – 112 с.
  2. Захарова, М.А., Костина Е.В. Проектная деятельность в детском саду родители и дети. [Текст]/ М.А Захарова, Е.В. Костина. – М.: Школьная Пресса, 2010. – 64 с.
  3. Морозова, Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. [Текст]/ Л.Д. Морозова. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.
  4. Морозова, Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ. [Текст]/ Л.Д. Морозова// Ребенок в детском саду. – 2010 №2 – С.7
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 14 (330) выйдет
19 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год