Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Как отличить полезную игрушку от бесполезной и даже вредной?»
Педагогика
Автор: Авдеева Марина Ивановна Бабенкова Наталья Викторовна   
14.10.2022 17:09

«Как отличить полезную игрушку от бесполезной и даже вредной?»«Как отличить полезную игрушку от бесполезной и даже вредной?»

Часто родители выбирают игрушки для ребёнка с точки зрения рациональности. Это не всегда оправдано, потому что помимо развивающих у ребёнка должны быть и просто «любимые». Увы, сегодня магазины детских товаров буквально завалены совершенно бесполезными игрушками, никак не способствующими развитию малыша, а то и вовсе вредными. При этом, естественно, производители делают все от них зависящее, чтобы привлечь внимание к своему товару и убедить потребителя в его необходимости. И неопытным родителям бывает довольно сложно определить, действительно ли нужна та или иная игрушка их ненаглядному крохе?

Тест на вредность

Для начала попробуем определить, по каким критериям можно отличить полезные игрушки от вредных.

  • Внешний вид: мягкие игрушки неестественных «кислотных» цветов, звери и куклы с не добрым выражением лица, не говоря уж об откровенно агрессивных монстрах, не могут принести малышу пользу.
  • Соразмерность: игрушка должна быть такого размера, чтобы малыш легко мог управиться с ней без помощи взрослого.
  • Простота в использовании: игрушка со сложной системой управления, в которой малыш не может разобраться самостоятельно, для его развития практически бесполезна.
  • Возможность активного творчества: так называемые интерактивные игрушки, которые, по сути, все делают за ребенка, подавляют его инициативу и не оставляют простора для творчества.
  • Соответствие возрасту: даже самые лучшие игрушки будут совершенно бесполезны, если они не соответствуют возрастным потребностям малыша.
  • Качество: вред дешевых «одноразовых» игрушек низкого качества заключается не только в том, что они, как правило, изготовлены из несертифицированных потенциально опасных материалов. Помимо этого, они воспитывают у ребенка в корне неправильное отношение к вещам, которые не нужно ни беречь, ни ценить, которые не хранят в себе воспоминаний и не становятся объектом любви и привязанности.

Игрушки вредные… и полезные

К счастью, откровенно вредных игрушек не так-то и много, а самое главное, им практически всегда можно найти альтернативу, которая устроит и вас, и малыша.

Наш совет: с самых первых месяцев жизни крохи постарайтесь убедить близких советоваться с вами, прежде чем сделать ему подарок. Это позволит избежать многих обид и недоразумений, а детскую освободит от бесполезного хлама.

Итак, попробуем разобраться, какие игрушки возглавляют рейтинг бесполезности и чем можно было бы их заменить.

Гигантские плюшевые игрушки

Чем вредны: монстрообразные зайцы и медведи, вдвое больше крохи, практически не годятся для ролевой игры, а значит, не выполняют основной предназначенной им функции. Зато они служат отличными пылесборниками в детской. Чистить их при этом крайне сложно. Кроме того, маленький ребенок может легко наглотаться длинного синтетического ворса. А пугливый, ранимый малыш может и понастоящему испугаться «домашнего любимца».

Чем заменить: мягкие игрушки должны быть соразмерны росту самого малыша. Самый крупный плюшевый медведь должен быть не больше руки крохи, самый маленький – не меньше его ладошки. Выбирайте зверушек, изготовленных из натуральных, лучше – органических материалов приглушенных тонов, естественных расцветок.

Интерактивные куклы и игрушки

Чем вредны: говорящие и движущиеся собачки и кошечки, куклы, вступающие в диалог со своими хозяйками, разрушают иллюзорное пространство ролевой игры, превращая малыша из активного творца в пассивного наблюдателя. Зачем что-то создавать, выдумывать, разыгрывать ситуации, если кукла или зверушка все делает сама?

Чем заменить: куклы-перчатки для кукольного театра, попав на руку малыша или его мамы, оживают и начинают жить своей, особой жизнью. Игра с перчаточной куклой великолепно развивает фантазию и творческие способности крохи, а кроме того способствует формированию мелкой моторики, координации между движениями кисти и артикуляцией, что очень полезно для подготовки к чтению и письму.

Современное электрифицированное оружие и военные игрушки

Чем вредны: футуристические бластеры, современные лазерные автоматы и т. д. не только создают у крохи вредный образ агрессора и завоевателя, но и перевозбуждают его нервную систему благодаря обилию световых и шумовых спецэффектов.

Чем заменить: Меч и аксессуары для рыцарского поединка, элегантная винтовка в стиле пионеров Дикого Запада помогут сформировать образ благородного воина, защитника слабых и обиженных. Для этой же цели можно использовать набор для ролевой игры в рыцарский замок или полицейский участок.

Куклы типа Барби и Братц

Чем вредны: куклы, изображающие молодую женщину или девушку-подростка, могут быть полезны для коллективной ролевой игры девочек старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Но они совершенно ни к чему малышке двухтрех лет, поскольку преждевременно активизируют в ней интерес к тем сферам жизни, к которым она еще не готова ни физически, ни психологически (флирт, шопинг, успешная карьера).

Чем заменить: качественная кукла-малыш с приданым, кукладевочка с комплектом одежды и аксессуарами для ролевой игры помогут малышке попробовать себя в роли заботливой мамы, ласковой дочки, веселой подружки, словом, выстроить те социальные модели, которые и должны быть выстроены в этом возрасте.

Но что делать, если малыш умоляет купить ему чудовищную, на ваш взгляд, игрушку, которой бредит вся его детсадовская группа? Представьте, комфортно ли будет вашей дочурке в детском саду, если ее не возьмут в игру из-за отсутствия «правильной» куклы. Поставьте себя на место бабушки, обиженной тем, что ее подарок не пришелся по вкусу. Да и ваш собственный покой и комфорт тоже дорогого стоят! Время от времени стоит поступиться принципами и позволить малышу поиграть самой бесполезной на свете игрушкой, если это сохранит мир в семье. Ведь эмоциональный комфорт малыша и его близких куда важнее любых педагогических принципов и полезнее любых самых правильных игрушек, развивающих самые полезные навыки.

  • Бабенкова Наталья Викторовна воспитатель МБДОУ д/с №89, г. Белгород
  • Авдеева Марина Ивановна социальный педагог МБДОУ д/с №89, г. Белгород
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 14 (330) выйдет
19 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год