Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Применение нейроигровых технологий в работе воспитателя
Педагогика
Автор: Галкина Елена Александровна   
01.11.2022 17:13

Применение нейроигровых технологий в работе воспитателяПрименение нейроигровых технологий в работе воспитателя

В последнее время все чаще встречаются дети с особыми образовательными потребностями, которые нуждаются в специализированной помощи. У данной категории детей есть различные нарушения: с речью, координацией, общей и мелкой моторикой, восприятием. Перед педагогами дошкольных образовательных организаций, работающих с детьми со статусом ОВЗ, встаёт много непростых задач по выработке и выбору приемлемых средств и способов активизации и стимулирования познавательной сферы детей с нарушениями в развитии. Порой применение в работе с детьми общепринятых методов и приемов невозможно в силу особенностей таких детей. Но активизировать и мотивировать их на работу просто необходимо. В этом случае очень успешным становится применение в практике нейропсихологических игр и упражнений, выполнение которых под силу каждому ребенку.

 

Использование таких инновационных технологий в нашей работе служит эффективным дополнением к общепринятым, наиболее популярным классическим технологиям и методикам, которые уже разработаны. Их нельзя рассматривать как самостоятельные, они становятся частью традиционных, проверенных временем технологий, помогая оптимизировать работу, внося новые способы взаимодействия педагога и ребёнка, для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных функций.

В своей работе я использую один из самых эффективных и интересных инструментов — это нейроигра. Нейригры относят к одной из наиболее эффективных методик помощи детям с различными видами нарушений. Это различные телесно-ориентированные упражнения, которые позволяют через движения тела воздействовать на мозговые структуры, и, таким образом, без использования медикаментов воздействовать на дисфункции головного мозга. Простыми словами, при выполнении нейропсихологических игр и упражнений у ребёнка в головном мозге формируются новые нейронные связи, по которым «бегут» электрические импульсы, обеспечивающие стимулирование таких мозговых зон, которые связаны с мышлением, речью, вниманием, памятью и другими психическими процессами.

Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему. Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействованы оба полушария мозга. Одним из вариантов межполушарного взаимодействия является работа двумя руками одновременно, в процессе чего активизируются оба полушария, и формируется сразу несколько навыков: согласованность движений рук, ног, согласованность движений глаз. А если мы параллельно отрабатываем и правильное произношение звука – то еще и согласованность языка.

Нейроигры — это эффективнейшая методика, позволяющая помочь детям при нескольких видах нарушений. Их можно использовать как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях с детьми. Нейроигровые технологии направлены на развитие:

  • разных видов восприятия
  • внимания
  • памяти
  • формирование пространственных представлений
  • умения прогнозировать результаты своих действий
  • умения делать выводы, учитывая сразу несколько условий

Для наибольшей эффективности занятий были разработаны определённые принципы работы с применением нейроигр:

  • Принцип «от простого к сложному»
  • Применение нейроигры в начале занятия для активизации мозговых процессов
  • Нейроигры не заменяют процесс стандартного обучения — они используются параллельно с задачами обучения

Можно выделить основные условия эффективности применения в коррекционной работе нейропсихологических технологий:

  • Педагог должен свободно владеть упражнениями
  • Новые упражнения разучивают сначала поочерёдно каждой рукой, затем двумя руками вместе
  • Периодичность — ежедневно, без пропусков
  • Время занятий – утро, день
  • Занятия проводят как в индивидуальной, так и в групповой формах
  • Продолжительность занятий от 10- 15 минут
  • Одно упражнение не должно занимать более 2 минут
  • Упражнения проводятся по специально разработанным комплексам
  • Внутри комплексов упражнения можно менять местами
  • От детей требуется точное выполнение упражнений
  • Упражнения проводятся стоя или сидя за столом
  • Длительность занятий по одному комплексу составляет две недели

Нейропсихологические технологии состоят из следующих игр и упражнений:

  • Кинезиологические упражнения
  • Глазодвигательные упражнения
  • Нейроигры с мячом
  • Нейроигры с карточками
  • Дыхательные упражнения
  • Растяжки
  • Функциональные упражнения
  • Релаксационные упражнения
  • Когнитивные упражнения
  • Компьютерные игры
  • Нейроигры с балансировочной доской

Все приведенные нейроигры объединяет то, что ребенок при их выполнении осуществляет несколько различных движений, а также сопровождает их речью и определенными волевыми усилиями, что, несомненно, развивает и самоконтроль ребенка.

Таким образом, при регулярном использовании в работе воспитателя нейропсихологических технологий позволяет активизировать познавательный потенциал детей, развить высшие психические функции, речевые способности. Нейротехнологии способствует совершенствованию звукопроизношения детей, обогащению словарного запаса, развитию фонематического слуха, чувства ритма, способности к самоконтролю, произвольной саморегуляции, освоению пространства вокруг собственного тела. Огромная польза и привлекательность нейроигр состоит в их простоте и практичности. Ребенок или взрослый может выполнять эти упражнения в любое время и в любом месте.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 10 (372) выйдет
23 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год