Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Интерактивные формы взаимодействия с родителями дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи.
Педагогика
Автор: Салащенко Елена Николаевна   
04.01.2023 22:10

Интерактивные формы взаимодействия с родителями дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи.Интерактивные формы взаимодействия с родителями дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи.

учитель-логопед МБОУ «Большеалексеевская СОШ» г.о. Ступино Московской области Салащенко Елена Николаевна

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребёнка и, в дальнейшем, его успешное обучение в школе. Это вызывает необходимость совершенствования традиционных приёмов и методов, поиска новых и более эффективных научно обоснованных путей развития речи у детей с тяжёлыми нарушениями речи. Безусловно, эффективность преодоления речевых нарушений дошкольников зависит от комплексного подхода к решению общих задач и создания единого педагогического пространства всеми специалистами ДОО и семьи. Большой проблемой в реализации основных направлений содержательной работы с детьми с ТНР являются осуществление конкретного взаимодействия воспитателя, родителей и учителя – логопеда, обеспечение единства их требований при выполнении основных задач программного обучения. Но без этой взаимосвязи невозможно добиться необходимой коррекционной направленности всего образовательного процесса.

 

В век современных технологий взрослые очень мало уделяют внимания своим детям в плане общения. Снижается уровень бытовой культуры, происходит обеднение речи (в связи с насаждением экранов телевизоров западными мультфильмами). Всё это создает угрозу языковой катастрофы. Как следствие, все чаще наблюдаются нарушения в речи детей: недостаточно развит словарь, страдает связная речь (диалогическая и монологическая, нарушен фонематический слух, звуковая культура речи, присутствуют затруднения в понимании на слух текстов различных жанров детской литературы.

Причинами снижения уровня речевого развития детей, как отмечают современные авторы: Г. Н. Доронова, М. А. Поваляева, Н. А. Гордова, Л. Г. Голубева и др. Т. В. Короткова, являются:

  • ухудшение здоровья детей
  • неблагополучное социальное окружение ребёнка
  • пассивность и неосведомлённость родителей в данной области
  • большое количество времени пассивного пребывания ребёнка у экранов телевизора и компьютера (Е. Смирнова)

Особые трудности в овладении связной речью возникают у детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Нарушение формирования основных языковых компонентов речевой системы (лексики, грамматики, фонетики) при ТНР неизбежно отражается на формировании связной речи, начиная с диалогических ее форм (вопрос – ответ) и заканчивая монологом (авторское описание, повествование, рассуждение на тему). По данным нашего образовательного учреждения, количество детей старшего дошкольного возраста, нуждающихся в помощи логопеда, составило: в 2020-2021 уч. г. — 70 %; в 2021-2022 уч. г. — 73%.

Является очевидным, что качество работы по речевому развитию детей, во многом зависит от согласованности действий семьи и детского сада. Прежде всего, стоит отметить необходимость поиска новых форм работы с родителями, так как традиционные формы взаимодействия с родителями не дают ожидаемого результата.

Ориентируясь на рекомендации Т. В. Коротковой, мы определили категории проблем, которые возникают у родителей при взаимодействии с детьми:

  • гиперопека, которая подавляет активность ребёнка, его стремление к самостоятельности
  • родители часто не обладают специальными психолого – педагогическими знаниями
  • многие родители испытывают педагогическую неуверенность или недооценивают проблемы в развитии ребёнка.

Во ФГОС ДО к структуре общеобразовательной программы дошкольного образования особую актуальность приобретают интерактивные формы работы с родителями, позволяющие вовлечь их в процесс развития и познания собственного ребенка.

Одними из основных характеристик «интерактива» являются: диалоговое общение, которое ведет к взаимодействию, взаимопониманию, к совместному принятию наиболее значимых для каждого участника, задач и путей решения проблем.

Исходя из выше изложенного, целью нашей работы стало: повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей через внедрение интерактивных форм работы.

Задачи:

  • выявить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития детей;
  • повысить интерес родителей к вопросам речевого развития детей через внедрение интерактивных форм работы;
  • проанализировать эффективность использования интерактивных форм работы с родителями по речевому развитию детей.

Ожидаемые результаты: повышение компетентности родителей в вопросах речевого развития детей, активное включение родителей в коррекционно-развивающий процесс, положительное влияние на различные стороны речевого развития детей старшего дошкольного возраста.

Работу с родителями по вопросам речевого развития детей старшего дошко льного возраста определили в 3 этапа.

На первом этапе мы провели анкетирование с целью выявления потребностей родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития детей.

На втором этапе разработали и провели комплекс мероприятий, включающий в себя разнообразные интерактивные формы работы с родителями, которые позволят им осознать роль семьи в речевом развитии детей.

На третьем этапе мы провели анализ эффективности использования интерактивных форм с родителями. Данная работа позволила сделать выводы о целесообразности дальнейшей работы в этом направлении.

Раскроем некоторые из интерактивных форм работы с родителями, оказавшиеся наиболее действенными в нашей работе.

Одной из таких форм взаимодействия ДОУ и семьи является организация «Центра поддержки семей, проживающих в сельской местности, и имеющих детей дошкольного возраста с нарушением речи». Это перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семьи и способствующая формированию активной жизненной позиции, передачи семейного опыта в вопросах речевого развития детей. В работе нашего Центра, принимают участие не только родители и педагоги нашего учреждения, но и социальные партнеры (специалисты других учреждений). Содержание заседаний Центра определяем по результатам собеседований и анкет.

Стержнем работы Центра является активное обсуждение проблем и задач, участники рассуждают, аргументируют свои выводы, вступают в дискуссию, делятся опытом. В заключение раздаем памятки, рекомендации по теме. Диалогическая форма проведения с использованием игр, практических заданий, обмен опытом и мнениями позволяют раскрепостить родителей, сделать их активными участниками обсуждаемой темы.

На осенних посиделках родители получили информацию об особенностях формирования личности ребёнка и способах формирования речи в условиях семьи, поделились своими семейными традициями в формировании личности ребенка.

В увлекательной форме проходила встреча с родителями по теме «Представления родителей о здоровье и ЗОЖ у дошкольников. Вниманию родителей была предложена консультация о воспитании основ здорового образа жизни у дошкольников, подвижные игры, упражнения дыхательной гимнастики. В конце встречи все получили положительные эмоции, а также буклеты «Секреты психологического здоровья».

Так, например, в рамках работы Центра был проведен «Круглый стол» по теме «Роль семьи в речевом развитии ребёнка». Родители делились опытом по данному вопросу, обсуждали и решали проблемные ситуации, связанные с развитием речи детей и поддержанием интереса детей к играм в домашних условиях. Родителям были даны рекомендации по развитию речи детей дошкольного возраста, предложены дидактические игры, в которых родители вместе с детьми принимали активное участие.

В «Театральной гостиной» обсуждался вопрос о значении театрализованной деятельности для формирования выразительной речи детей, затем родители показали небольшой кукольный театр для детей. А на прощанье им были вручены буклеты «Весело играем – речь развиваем» с подборкой игр для формирования выразительной речи в условиях семьи.

Во время проведения «Деловой игры» по теме «Развитие связной речи детей 5-6 лет» родители стали активными участниками «Мозгового штурма», на котором освежили свои знания о том, что такое связная речь, чему и как нужно учить детей, чтобы развить связную речь. Для них была проведена мини-лекция на тему «Что такое связная речь, её виды». Во время игры «Шкатулка педагогических идей» родители сочиняли сказку по вопросам, которые находились в шкатулке. С большим удовольствием приняли участие в интерактивных играх портала «Мерсибо». В конце «Деловой игры» родителям была предложена игра «Прямой эфир», где они давали рекомендации по развитию связной речи детей дошкольного возраста другим родителям.

Встреча в логопедичесой гостиной «Мы читаем Чарушина» позволила родителям вместе с детьми поучаствовать в занимательной викторине по произведениям Чарушина, оформить совместную выставку работ, а также поучаствовать во всероссийской акции.

Дискуссия на тему «Роль дыхательной гимнастики вызвала оживлённый интерес у родителей. Они сами попробовали выполнить упражнения на развитие правильного дыхания и поняли, что необходима систематическая работа в этом направлении.

Для родителей проведён мастер-класс «Ах, эти согласные…», в ходе которого они не только получили теоретические знания о согласных звуках, но и закрепили полученные знания в играх. Дети старшей группы, работающей по адаптированной программе для воспитанников с тяжёлыми нарушениями речи, подготовили и показали инсценировку «Сказки о согласных звуках».

Широко используется нами такая форма работы с родителями, как занятия — практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми. Они могут быть подгрупповыми и индивидуальными. Индивидуальные практикумы носят коррекционную направленность. Основное внимание родителей на таких занятиях обращается на необходимость комбинации речевых упражнений с заданиями на развитие психических процессов. Взрослые обучаются практическим приёмам работы с ребёнком.

Положительно зарекомендовали себя семинары – практикумы для родителей. Тема одного из них звучала так — «Как учить стихотворение», в ходе которого участники вспомнили приёмы и методы; обсудили наиболее часто встречающиеся проблемы, возникающие при заучивании стихов с дошкольниками дома. Педагоги на конкретных примерах помогли родителям освоить некоторые приёмы заучивания стихов.

Ориентируясь на рекомендации Т. В. Кротовой, О. Л. Зверевой, для активизации родителей, в конце каждого мероприятия, применяем в своей работе методы педагогической рефлексии, т. е. анализ педагогических ситуаций, решение педагогических задач. Все это помогает посмотреть на ситуацию глазами ребенка, понять его.

Таким образом – использование разнообразных интерактивных форм работы с семьями по речевому развитию воспитанников нашей группы дает положительные результаты. Многие родители стали активными участниками образовательного процесса и незаменимыми нашими помощниками, осознавая, значимость своего участия в речевом развитии собственных детей.

Литература:

  1. Арнаутова Е. П. Зубова Г. Г. Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих первоклассников: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2006.
  2. Бабынина Т. Ф., Гильманова Л. В., Головенко В. Э. Диалог с родителями. Методический аспект взаимодействия детского сада и семьи. — М.: ТЦ Сфера, 2016.
  3. Кочетова Н. А., Жёлтикова И. А., Тверенина М. А. Взаимодействие семьи и ДОУ. — Волгоград: «Учитель», 2014.
  4. Сертакова Н. М. Инновационный формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей. Методическое пособие. — С – Пб.: Детство – пресс 2013.
  5. Сертакова Н. М. Инновационный формы взаимодействия ДОУ с семьей. – М.: Издательство «Учитель», 2014.
  6. Цветкова Т. В. Социальное партнёрство детского сада с родителями. — М.: ТЦ Сфера, 2013.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 14 (330) выйдет
19 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год