Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Организация образовательной деятельности для детей дошкольного возраста с ОВЗ в условиях реализации ФГОС
Педагогика
Автор: Краснощёкова Ирина Викторовна   
22.02.2023 21:59

Организация образовательной деятельности для детей дошкольного возраста с ОВЗ в условиях реализации ФГОСОрганизация образовательной деятельности для детей дошкольного возраста с ОВЗ в условиях реализации ФГОС

ГБОУ школа 113, г. Москва ул. Миклухо-Маклая, д. 18А. воспитатель Краснощёкова Ирина Викторовна — представляет:

Термин «дети с ОВЗ в детских садах» появился недавно. Это правовое понятие ввёл принятый в 2012 году и вступивший в силу 1 сентября 2013 года закон от 29. 12. 2012 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Федеральный закон определяет обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как физических лиц, имеющих недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтверждённые заключением психолого — медико — педагогической комиссии и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Получение заключения ПМПК — важнейший этап в подтверждении статуса ребёнка с ОВЗ.

 

Скачать презентацию

дети, состояние здоровья которых освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, то есть это дети — инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом или психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий для обучения и воспитания.

Группа дошкольников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна.

В нее входят дети с разными нарушениями развития:

  • дети с нарушениями слуха, дети с нарушениями зрения, дети с нарушениями речи,
  • дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, дети с нарушениями интеллекта,
  • дети с выраженными расстройствами эмоционально волевой сферы,
  • дети с задержкой и комплексными нарушениями развития.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является

одним из основных и неотъемлемых условий их успешной « (^социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассмотри вается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования и социально-экономического развития Российской Федерации.

Сопровождения детей с ОВЗ в ДОУ

Основной целью сопровождения детей с ОВЗ является определение и реализация индивидуальных ^образовательных маршрутов коррекционно- педагогической работы с детьми с ОВЗ. Основные направления коррекционно- педагогической работы специалистов ДОУ с детьми с ОВЗ:

Диагностический этап Консультативно-проективный этап Деятельностный этап

Консультативно-пэосветительское сопровождение семьи.

Задача педагогов, воспитателей и родителей помочь детям с ограниченными возможностями здоровья понять, что они не одиноки, что они не являются изгоем в обществе и могут ^наравне со всеми детьми расти, развиваться и добиваться новых достижений, не отставая от своих сверстников, Необходимо общаться с детьми, учить ребенка думать, размышлять, сопереживать.

Все большее распространение получает инклюзивное воспитание детей с ОВЗ в условиях специальной группы в массозом детском саду и среди сверстников в обычной группе, Доже дети со значительными нарушениями могут бьпь интегрированы по 2-3 человека в обычную группу, но при этом им требуется не только индивидуальный подход, но и специальное обучение.

Если в дошкольное образовательное учреждение поступают дети с ОВЗ, обследованием занимаются специалисты (педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-десректолог), а воспитатель знакомится с полученными ими данными.

План изучения ребенка включает такие мероприятия, как беседа с родителями;

  • изучение медицинской карты ребенка; обследование физического развития; обследование психического развития -
  • характеристика детских видов деятельности, -познавательных и психических процессов, -речи.

Долее под руководством психолога в дошкольном учреждении разрабатываются индивидуальные карты развития определенного содержания.

Модель профессиональной взаимосвязи всех специалистов ДОУ (педагога-психолога, учителя- логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре) в работе с ребенком с особыми образовательными потребностями следующая:

Педагог-психолог:

  • организует взаимодействие педагогов
  • разрабатывает коррекционные программы индивидуального развития ребенка
  • проводит психо профилактическую и психодиагностическую работу с детьми
  • организует специальную коррекционную работу с детьми, входящими в группу риска
  • повышает уровень психологической компетентности педагогов детского сада
  • проводит консультативную работу с родителями.

Учитель-логопед: -диагностирует уровень импрессивной и экспрессивной речи;

  • составляет индивидуальные планы развития
  • проводит индивидуальные занятия (постановка правильного речевого дыхания, коррекция звуков, их автоматизация, дифференциация и введение в самостоятельную речь), подгрупповые занятия (формирование фонематических процессов)
  • консультирует педагогических работников и родителей о применении логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы

Музыкальный руководитель:

  • Осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей
  • Учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подбор материала для занятий
  • Использует на занятиях элементы музыкотерапии и др.

Инструктор по физической культуре:

  • Осуществляет укрепление здоровья детей; -Совершенствует психомоторные способности дошкольников.
  • проводит занятия по продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование) по подгруппам и индивидуально. Организует совместную и самостоятельную деятельность детей
  • воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику
  • организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда)
  • применяет здоровьесберегающих технологии, создает благоприятный микроклимат в группе
  • консультирует родителей о формировании культурно- гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития мелкой моторики.

Одним из условий повышения эффективности развивоющей ^педагогической работы является создание адекватной возможностям ребенка предметно-развивающей среды, то есть системы условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, развитие высших психических функций и становление личности ребенка.

Цель и основные задачи деятельности координатора по инклюзии в дошкольном образовательном учреждении

Координатор по инклюзии — специалист, сбеспечивающий в ^^условиях инклюзивной практики взаимодействие всех субъектов инклюзивного образовательного процесса.

Основная цель в работе координатора является обеспечение эффективного взаимодействия всех субъектов инклюзивного образовательного процесса, что является одним из важнейших условий успешного включения детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей в среду образовательного учреждения, адаптации образовательного учреждения к новым условиям функционирования.

Цель деятельности тьютора заключается в успешном включении ребенка с ОВЗ в среду общеобразовательного учреждения. Для реализации этой цели необходимо решение множества задач.

1. Создание комфортных условий для нахождения в доу: конкретная помощь и организация доступа в доу, в группу; организация рабочего места, места отдыха и других мест, где бывает ребенок с ОВЗ; особый режим, временная организация образовательной среды в соответствии с реальными возможностями ребенка.

Работа с педагогическим коллективом, родителями, учениками с целью создания единой психологически комсрортной образовательной среды.

2. Социализация — включение ребенка в среду сверстников, в жизнь группы, доу, формирования положительных межличностных отношений в коллективе.

Для большинства детей с овз характерны моторные трудности, двигательная расторможенность, низкая работоспособность, что требует внесения изменений в планирование образовательной деятельности и режим дня т.е. должны быть предусмотрены увеличение времени, отводимого на проведение развивающих занятий, гигиенических процедур, прием пищи. Предусматривается широкое варьирование организационных форм образовательной работы: групповых, подгрупповых, индивидуальных.

Детям с ОВЗ необходим адаптационный период.

Адаптация-это часть приспособительных реакций ребенка, который может испытывать трудности при вхождении в интеграционное пространство (не вступает в контакт, не отпускает родителей, отказывается от еды, игрушек и др.). В этот период воспитатель должен снять стресс, обеспечить положительное эмоциональное состояние дошкольника, создать спокойную обстановку, наладить контакт с ребенком и родителями,

Для организации и проведения развивающих мероприятий необходимо знать некоторые особенности дидактического

2 материала.

При подборе материала для детей с нарушениями зрения надо учитывать его размеры, контрастность цветов;

для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата подбирать выраженную, легко ощутимую тактильную поверхность.

При планировании работы важно использовать наиболее доступные методы: -наглядные,

  • практические
  • словесные.

В тех случаях, когда программа не может быть освоена из- за тяжести физических, психических нарушений, проектируются индивидуальные коррекционные программы, направленные на социализацию воспитанников и способствующие нормализации эмоционального поведения, формированию навыков самообслуживания, игровых действий, предметной деятельности.

В заключении хотелось бы сказать, что доступным для детей с ограниченными возможностями здоровья

учреждение делают педагоги, способные реализовать особые образовательные потребности детей данной категории. Это создание психологической, нравственной атмосферы, в которой особый ребенок перестанет ощущать себя не таким как все и приобретает право на счастливое детство. Главное, чтобы у педагогов было желание работать с детьми с особыми вариантами развития, помогать им занять достойное место в обществе и наиболее полно реализовать свои личностные возможности.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год