Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Реализация преемственности образования и сопровождение одаренных воспитанников и обучающихся в гимназии».
Педагогика
Автор: Сударкина Инна Владимировна   
20.03.2023 06:37

«Реализация преемственности образования и сопровождение одаренных воспитанников и обучающихся в гимназии».«Реализация преемственности образования и сопровождение одаренных воспитанников и обучающихся в гимназии».

Автор: педагог-психолог Сударкина И.В. МБОУ «Новосибирская классическая гимназия №17» (Дошкольное отделение).

«От того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь дальнейший путь к знаниям».

В.А. Сухомлинский

В последнее время актуальность и важность раннего выявления и решения проблем развития одаренности возрастают. Это связано с увеличением числа одаренных детей, происходящими социально-экономическими изменениями в государстве и повышенным интересом к одаренным детям, чей интеллектуальный и творческий потенциал является главным капиталом страны.

 

Работа по выявлению признаков одарённости должна сочетать в себе две противоположные характеристики: охват по возможности большей части воспитанников и обучающихся ( «массовость»), а также индивидуальную ориентацию. Исходя из этого, необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия педагога-психолога, воспитателей, педагогов, узких специалистов, законных представителей (родителей).

Ребенок с признаками одаренности в дошкольном возрасте — не такая уж редкость. Однако не каждый сохраняет и приумножает свой талант. Результатом отсутствия компетентной поддержки такого ребенка является значительное сокращение числа талантливых молодых людей на среднем и старшем уровнях общего образования. Кроме того, ранний возраст обычно наиболее уязвим для одаренных детей. Часто в первую очередь окружающие отмечают не творческие способности таких детей, а их эмоциональные и поведенческие особенности, а также неравномерность психического развития, когда одни навыки развиваются гораздо быстрее, а иногда и вредят другим. Например, эмоциональная реактивность; конфликтность, агрессивность, импульсивность; задержка в развитии речи; недостаточное развитие навыков самообслуживания, хаотичность (поведение, а также другие психические процессы — внимание, память).

С введением ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования актуальным становится обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования, в том числе и преемственности психологического сопровождения образовательной деятельности как единого процесса в гимназии. При таком подходе психолого – педагогическое сопровождение выступает как неотъемлемый элемент обучения, воспитания и развития нового поколения. Преемственность — это эффективное поступательное развитие ребенка, построение одной важной линии, которая обеспечивает его успешный переход на следующий этап развития. Непрерывность и непрерывность образования особенно эффективны, и эта модель реализует наше учебное заведение.

Опыт работы нашего учебного заведения – МБОУ «Новосибирская классическая гимназия №17» заключается в том, что воспитание и образование детей у нас – это естественный неразрывный процесс. Преемственность образования во всех ее формах – это наша среда и наша система координат, мы не отделяем дошкольное образование от начального общего, общее образование от дополнительного. Наш коллектив – это команда профессионалов: воспитатели, учителя, специалисты, психологи, методисты, под руководством директора — мы все работаем вместе, непрерывно находимся рядом с детьми в том возрасте, когда закладывается фундамент развития их творческих способностей. И мы считаем, что в той или иной мере талантом наделен каждый ребенок.

В раннем возрасте, когда у детей еще не развиты навыки самообслуживания, когда они еще только учатся говорить и понимать других, учатся взаимодействовать с другими (взрослыми и сверстниками), сложно и, казалось бы, совсем невозможно заметить их одаренность. Но это не совсем так. На признаки одаренности указывает наличие устойчивого интереса к определенному виду деятельности или области знания, настойчивость в достижении желаемого, стремление добиться результата практически любой ценой. Часто с самого раннего детства дети, обладающие особыми способностями, отличаются от других своим поведением, своими эмоциональными реакциями, темпами психического и физического развития. Иногда они долго не говорят, часто физически неловки, и почти всегда у них есть сложности во взаимоотношениях с другими. Они готовы заниматься тем, что им интересно с удивительным упорством, и в то же время отказываются от других видов деятельности. Хочется так же отметить, что дети дошкольного возраста большую часть времени проводят в ДО, а не в кругу семьи. Вот почему нам так важно заметить признаки одаренности ребенка, обратить на это внимание его родителей, и конечно, поддержать интерес, предоставить ребенку возможность развивать свои способности.

В МБОУ «Новосибирская классическая гимназия №17» реализуется программа психолого-педагогического сопровождения одаренных детей. Она включает в себя своевременную диагностику возможностей, адекватное содержание обучения и воспитания, внедрение личностно — ориентированной и развивающей технологий, психологическое и педагогическое сопровождение обучающихся, побудительно-интенсифицирующую деятельность педагогических работников.

Основные задачи по программе психолого-педагогического сопровождения «Одаренный ребенок»: Создать условия для развития одаренного ребенка. Эта задача решается средствами исследовательской, развивающей, методической, организационной работы.

  1. Создать условия для развития субъектной позиции одаренного ребенка. Данная задача решается средствами взаимодействия в системе педагог — ребенок- родитель.
  2. Отслеживать особенности развития одаренного ребенка на различных возрастных этапах. Эта задача решается в основном средствами педагогической и психологической диагностики, развивающей педагогической деятельности.
  3. Повысить психолого-педагогическую компетенцию педагогов, родителей, других взрослых по вопросам сопровождения развития одаренного ребенка

Этапы сопровождения развития одаренного ребенка:

  1. Первый этап диагностический. Он предполагает открытие и констатацию в развитии ребенка его интересов, одаренности. Информация может поступить от родителей, педагогов и других людей, имеющих контакт с ребенком. Знакомя родителей с возрастными особенностями детей, педагоги вместе с родителями определяют индивидуальные особенности каждого ребенка. Несоответствие индивидуального статуса озрастным закономерностям и образовательным возможностям рассматривается как усиление внимания к ребенку с целью определения его индивидуального пути развития.
  2. Второй этап уточнение выявленной одаренности ребенка, проведение психолого-педагогической диагностики. На этом этапе осуществляется сбор дополнительной информации от других педагогов, родителей, проводится тестирование. Затем осуществляются обобщение всей информации о ребенке, определяется группа сопровождения и условия для развития одаренного ребенка. Специалисты сопровождения устанавливают конкретные задачи для каждого субъекта сопровождения, разрабатывают индивидуальные программы и рекомендации по сопровождению одаренного ребенка.
  3. Третий этап — проведение развивающей работы с одаренным ребенком в группе или кружке, студии, секции; консультативной и другой работы с родителями. На данном этапе активно используют возможности нашего учреждения так и возможности учреждений дополнительного образования.
  4. Четвертый этап — анализ промежуточных результатов сопровождения одаренного ребенка. На этом этапе психологи, педагоги и другие специалисты проводят в середине, конце учебного года и по необходимости диагностику успешности развития одаренного ребенка и корректировку его индивидуальной образовательной программы. Педагоги дополнительного образования организуют разнообразные формы презентаций результатов развития одаренного ребенка: выставки авторских работ, сольные концерты, моно-спектакли, фестивали, конкурсы и др.

Работа с детьми в гимназии направлена на создание условий для выявления и развития одаренных детей, а также создания среды, способствующей формированию и реализации их потенциальных творческих способностей в области проектной и исследовательской деятельностей. Педагоги используют индивидуальные и групповые задания для обучения, ориентируют школьников на работу с дополнительной литературой. Индивидуальная, групповая работа предполагает практические задания, проектную деятельность, работу с дополнительным материалом.

К основным формам работы с одаренными детьми в образовательной организации относятся:

  • летняя и зимняя школы подготовки к Всероссийской олимпиаде школьников;
  • дистанционная школа;
  • дистанционные олимпиады, конкурсы, научно-практические конференции;
  • математическая школа «Пифагор»;
  • очные и заочные конкурсы, викторины для эрудитов и.д.;

В учебный план образовательного учреждения включаются программы факультативных и элективных курсов и, соответственно, увеличивается из года в год процент вовлечения детей в эту работу. Система дополнительного образования гимназии позволяет развить интересы ребёнка в различных областях. В гимназии функционирует 23 кружка интеллектуальной направленности: «Робототехника»; «Пиктограммы»; «Графичекский дизайн»; «Основы программирования»; «Основы алгоритмизации»; «Cuboro» и т.д.

Важным условием является создание классов с углублённым изучением предметов, профильных групп, инженерных классов. В специализированных классах (IT- направление), где на углубленном уровне изучаются предметы: «Математика», «Информатика», вводятся учебные курсы: «Введение в инженерную специальность», «Основы инженерного дела». Инженерный класс и классы IT-направления нацеливает ребят на работу по техническим специальностям.

Наличие классов с углубленным изучением русского, английского, экономики – возможность реализовать лингвистическое, социально-экономическое направление в деятельности одарённых детей.

Возможности МБОУ «Новосибирская классическая гимназия №17» с учетом преемственности позволяют нам вовремя заметить проявления отдельных способностей или общей одаренности ребенка, поддержать их развитие, и в то же время создать благоприятные условия для формирования и развития его способностей, а так же создавать условия для плавного, не травмирующего психику ребенка, перехода от одной ступени обучения к другой.

  1. В гимназии созданы условия для развития способностей воспитанников (дошкольное отделение) и обучающихся, их активизации.
  2. Ведётся база одарённых детей.
  3. Ведётся аналитическая работа с целью перспективного увеличения количества одарённых детей в гимназии, за счёт привлечения к участию в олимпиадах, конкурсах.
  4. Большая часть педагогов проводит работу с одарёнными учащимися, учитывая специфику деятельности.
  5. Гимназия четвёртый год является ресурсным центром по работе с одарёнными детьми.
  6. По сравнению с прошлым годом количество призёров регионального этапа увеличилось на 1 человека, эффективность участия составила 20%, это на 6% выше, чем в прошлом учебном году.

В каждом из нас дремлет и ждет своего часа сказочная птица, и надо только чуть-чутьей помочь, чтобы она расправила свои крылья…

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год