Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

СПЕЦИФИКА УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Педагогика
Автор: Малиновская Наталья Олеговна   
20.03.2023 08:44

СПЕЦИФИКА УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯСПЕЦИФИКА УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Малиновская Наталья Олеговна воспитатель дошкольного отделения МБОУ Архангельская СОШ имени А.Н. Косыгина, Московская область, г.о. Красногорск, пос. Архангельское

Развитие познавательных способностей детей в условиях дошкольного образования – важная проблема современной педагогики и психологии, решение которой является одной из основных задач, обозначенных

в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, утвержденном Приказом Минобрнауки РФ от 17. 10. 2013 № 1155 (далее – ФГОС ДО) [1].

При этом способности можно определить как индивидуальные особенности или, иначе говоря, внутренние психические регуляторы, выступающие субъективными условиями успешного осуществления индивидом определенного рода деятельности и овладения им соответствующими знаниями, умениями и навыками [9, с. 412].

 

Познавательные способности рассматривается в научной литературе, включая труды Л.С. Выготского, А.Н. Лука и других исследователей, как совокупность сенсорных, интеллектуальных и творческих способностей, которые опираются на интеллектуальную активность и любознательность ребенка, проявляясь в различных видах его деятельности [2; 7].

Л.С. Выготский всегда подчеркивал, что развитие и реализация познавательных способностей является уделом всех людей и, естественно, постоянным спутником детского развития [2, с. 31].

А.Н. Лук считал, что уровень их развития зависит не только от индивидуальных особенностей, но и от окружающей человека среды, от воспитательных воздействий на него и особенностей личности воспитывающего. Ученый подчеркивал, что познавательные способности не превращаются автоматически в интеллектуальные и творческие свершения. Для достижения положительного результата здесь необходим «двигатель» или «природный ремень», который «запустил бы в работу соответствующий механизм мышления» [7, с. 28].

В современном обществе роль такого «двигателя» в значительной мере исполняют дошкольные образовательные организации (далее – ДОО), в стенах которых познавательное развитие детей осуществляется как целенаправленный процесс становления личности под влиянием воспитания, обучения и социальной среды [1].

Система управления педагогическим персоналом ДОО в целях обеспечения максимально эффективного развития познавательных способностей дошкольников должна, на наш взгляд, включать в себя реализацию нескольких принципов, на которые обращает особое внимание Е.Б. Манузина. Это [8, с. 130]:

  • во-первых, принцип научности, в соответствии с которым деятельность ДОО в анализируемом направлении должна осуществляться с опорой на новейшие достижения науки и практики;
  • во-вторых, принцип сотрудничества, обеспечивающий высокорезультативное диалогичное взаимодействие администрации образовательного учреждения и его персонала, где не только руководство, но и педагоги выступают в качестве полноценных субъектов управления;
  • в-третьих, принцип единства управления и самоуправления, в рамках которого особую важность приобретает не просто уровень профессиональной компетентности отдельных педагогов, а их активное вовлечение в коллегиальное обсуждение и разрешение всех возникающих в ходе работы вопросов. Подобный подход значительно повышает личную ответственность каждого члена педагогического коллектива за результаты работы ДОО, в том числе в части развития познавательных способностей воспитанников.

Рассматривая проблему познавательного развития дошкольников, следует также обратиться к особенностям построения в ДОО научно-методической деятельности. В трактовке О.В. Пузаткина она представляет собой открытую систему с широчайшим спектром функций, которая включает совместную деятельность административного звена образовательного учреждения, его педагогов и ряда внешних структур для достижения высокого качества образования путем целенаправленного повышения профессиональной компетентности всех ответственных лиц. Основную цель научно-методической деятельности автор видит в обеспечении оптимального уровня квалификации педагогических кадров и методического оснащения образовательного процесса внутри единого информационного пространства для формирования результативной системы управления качеством образования в условиях реализации действующих стандартов образования

[10, с. 262].

Повышение эффективности научно-методической деятельности в ДОО, включая развитие познавательных способностей дошкольников, требует комплексной реализации инновационных способов кадрового взаимодействия, к которым Е.О. Галицких, например, относит такие социально-психологические методы кадрового менеджмента, как [3, с. 20-22]:

1) системное консультирование (консалтинг) – организация управленческой деятельности, обеспечивающей: а) своевременное выявление и анализ личностных и профессиональных проблем среди педагогов ДОО;

б) выбор передовых средств и методов кадрового менеджмента, направленных на быстрое и эффективное разрешение выявленных проблем;

в) проектирование индивидуального образовательного маршрута педагогов

с составлением программы профессионально-личностного развития

в условиях непрерывного обучения; г) повышение психологической готовности педагогов к профессиональной деятельности в новых ситуациях;

2) сотворчество – формирование системы взаимосвязанных педагогических событий и ситуаций, направленной на: а) раскрытие творческого потенциала, развитие внутренних творческих возможностей педагогов; б) запуск механизмов их самопознания, самовоспитания, самоутверждения и самореализации; в) совместное создание, осмысление, оценку инновационного опыта профессиональной деятельности;

3) соуправление – процесс включения педагогов в конструирование новых видов образовательной практики и научное управление этими процессами;

4) фасилитацию (стимулирование, вдохновение) – повышение скорости или продуктивности деятельности личности вследствие актуализации

в ее сознании образа другого человека (или группы людей), выступающего

в качестве соперника или наблюдателя за ее действиями.

Реализация перечисленных выше методов управления персоналом возможна при использовании разнообразных педагогических технологий, среди которых С.И. Карелина и Е.Н. Юмасултанова выделяют:

а) собеседования в начале года с обсуждением индивидуальной образовательной программы развития педагога в текущем году; б) лекции

с элементами диалога, семинары и круглые столы с применением метода «мозговой штурм», деловые игры, тестовые задания; в) коллективная деятельность в творческих группах с последующей защитой проектов, например, в сфере развития познавательных способностей дошкольников;

г) взаимные посещения занятий; д) организация выставок с методическими разработками и дидактическими материалами и др. [5, с. 225; 11, с. 437].

Таким образом, эффективное профессиональное воздействие

на познавательную сферу ребенка-дошкольника по силам лишь высококвалифицированному специалисту, способному к осознанному анализу своей деятельности. Поэтому активный переход к современной модели дошкольного образования требует внедрения инновационных способов организации кадрового менеджмента и научно-методической работы в ДОО, которые были бы направлены на развитие множества профессиональных

и личностных качеств педагога.

Список литературы:

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17. 10. 2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]. – URL: http: //standart. edu. ru/ (дата обращения: 03. 06. 2021).
  2. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. – СПб.: Питер, 2017. – 96 с.
  3. Галицких, Е.О. Научно-методическое сопровождение педагогов в современных условиях развития школы / Е.О. Галицких, О.В. Давлятшина // Педагогический имидж. – 2016. – №3 (32). – С. 16-27.
  4. Кабушкин, Н.И. Основы менеджмента: учебное пособие / Н.И. Кабушкин. – М.: Новое знание, 2019. – 336 с.
  5. Карелина, С.И. Управление профессиональным ростом персонала образовательного учреждения / С.И. Карелина // Актуальные проблемы дошкольного образования: современные концепции и технологии дошкольного образования. – Челябинск: Изд-во ЗАО «Цицеро», 2017. – С. 224-226.
  6. Краспицкая, Н.И. Основные направления методической деятельности в дошкольном образовании по достижению качественных изменений / Н.И. Краспицкая // Информационно-аналитический вестник. – 2017. – №22. – С. 17-27.
  7. Лук, А.Н. Психология творчества / А.Н. Лук. – М.: Академия, 2018. – 336 с.
  8. Манузина, Е.Б. Особенности управления научно-исследовательской деятельностью преподавателей педагогического вуза / Е.Б. Манузина // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). – 2018. – №1 (190). – С. 122-134.
  9. Новейший философский словарь / Сост. и гл. н. ред. А. А. Грицанов. – Мн.: Книжный дом, 2016. – 1280 с.
  10. Пузаткин, О.В. Внешние ресурсы реализации научно-методической работы в школе / О.В. Пузаткин // Перспективы развития современного образования. В 2 ч. Ч. 1. – М.: МПГУ, 2017. – С. 261-266.
  11. Юмасултанова, Е.Н. Современные образовательные технологии в работе с педагогическим коллективом / Е.Н. Юмасултанова // Актуальные проблемы дошкольного образования: современные концепции и технологии дошкольного образования. – Челябинск: Изд-во ЗАО «Цицеро», 2017. – С. 436-439.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 17 (333) выйдет
12 мая 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 16 (332) за 2024 год
Скачать Номер 15 (331) за 2024 год
Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год