Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Индивидуализация развивающей предметно-пространственной среды в ДОО как эффективное условие полноценного развития личности ребёнка»
Педагогика
Автор: Двинских Елена Александровна   
07.04.2023 08:24

«Индивидуализация развивающей предметно-пространственной среды в ДОО как эффективное условие полноценного развития личности ребёнка»«Индивидуализация развивающей предметно-пространственной среды в ДОО как эффективное условие полноценного развития личности ребёнка»

В ФГОС ДО много пунктов, в которых говорится об индивидуализации дошкольного образования: здесь и «сохранение уникальности и самоценности детства», и «учет индивидуальных потребностей ребенка», и «поддержка индивидуальности и детской инициативы».

Начнем изучение данной темы с проблем социализации, с которыми сталкивается современный дошкольник:

  • Сужение объема «живого» общения с родителями
  • Изолированность ребенка в семье
  • Не могут самостоятельно занять себя
  • Перенасыщение элементами культуры взрослых
  • Меньше совместных игр
  • Ограничение общения со сверстниками
  • Рост «экранной» зависимости
  • Уход детской дворовой культуры
  • Рост числа детей с ОВЗ
  • Отстают в развитии речи

Из всех вышеперечисленных проблем сразу вытекает актуальная задача для ДОО — создать социальную ситуацию развития для общения и взаимодействия с окружающим миром, взрослыми и сверстниками через индивидуализацию образовательной деятельности и организовать мотивирующую развивающую образовательную среду, поддержку инициативы и самостоятельности детей в разнообразных видах деятельности.

А теперь мы поделимся с вами, как же мы решали эти задачи в своей группе. Объединив свои силы с коллегами, старшим воспитателем, учителем-логопедом, мы поставили для себя цель — создание оптимальных условий для полноценного проявления индивидуальных особенностей личности ребёнка средствами детской субкультуры. И обозначили задачи:

  • Рассмотреть теоретические подходы к понятию «субкультура», ее особенности на современном этапе.
  • Разработать модель использования компонентов детской субкультуры в образовательном процессе старших дошкольников
  • Оптимизировать взаимодействие участников образовательного процесса (педагогов, родителей).
  • Выявить эффективность реализации модели.

Наша проделанная работа сегодня будет представлена в виде модели использования компонентов детской субкультуры в образовательном процессе и состоять из нескольких этапов.

На этапе проектирования, изучив программно-методическое обеспечение, все компоненты детской субкультуры мы разделили на постоянные, временные и полученные в ходе реализации проектов. Что же они включает в себя?

  • Осознание ребенком себя личностью, членом коллектива
  • Учет достижений ребёнка
  • Формирование положительной «Я-концепции»
  • Развитие самосознания и самооценки
  • Развитие инициативности, самостоятельности, ответственности
  • Развитие умения планировать свою деятельность
  • Развитие творческих способностей
  • Поддержка увлечений детей
  • Развитие любознательности, самостоятельности, творчества
  • Активизация развития речевой деятельности
  • Развитие эмоционального благополучия ребенка, психологическая разгрузка

Когда мы приступили к реализации и внедрению в образовательный процесс данных компонентов, мы использовали следующие технологии:

  • групповой сбор
  • день выбора
  • портфолио дошкольника
  • и технологию разно уровневого обучения

Неотъемлемой частью внедрения субкультуры в образовательный процесс является преобразование РППС.

Без сомнения, после внедрения компонентов детской субкультуры в образовательный процесс нашей группы мы заметили ряд положительных изменений. А именно, субкультура:

  • создает условия для активного взаимодействия со взрослыми и сверстниками, при которых каждый чувствует успешность, что делает продуктивным образовательный процесс
  • даёт возможность приобщаться к ценностям других людей, осознавать свои предпочтения, интересы
  • создает условия для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; поддержки детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности
  • дает возможность усвоить возрастные нормы поведения в группе сверстников, научиться эффективным способам выхода из трудных ситуаций
  • создает условия для проявления ребенка в собственной деятельности – реализовывать свои цели, возлагать на себя ответственность за результаты своей деятельности
  • обеспечивает личностный рост каждого ребенка
  • позволяет создавать положительный эмоциональный настрой, побуждать к целесообразной полезной занятости.

Будем очень рады, если наш представленный опыт поможет вам в вашей работе и реализации ФГОС ДО.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год