Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Развитие оптико-пространственных представлений у детей с ОВЗ, с использованием нейропсихологических игровых приемов
Педагогика
Автор: Пашковская Ольга Петровна   
12.04.2023 20:24

Развитие оптико-пространственных представлений у детей с ОВЗ, с использованием нейропсихологических игровых приемовРазвитие оптико-пространственных представлений у детей с ОВЗ, с использованием нейропсихологических игровых приемов

Еще в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей напрямую зависит от сформированности тонких движений пальцев рук.

С анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики.

Если координация движений соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы.

 

М.М. Кольцова доказала, что движения пальцев рук стимулируют деятельность центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка. Таким образом, постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, является необходимым элементом в системе дошкольного воспитания.

Улучшать навыки мелкой моторики, тем самым оказывая положительное влияние на развитие речи, можно с помощью нейротренажеров.

Массаж и самомассаж рук и пальцев является хорошим средством развития мелкой моторики детей дошкольного возраста.

Цель проведения самомассажа — улучшение координации произвольных движений, восстановление ослабленных мышц, снятие излишнего напряжения.

Весь материал, в котором предполагаются движения развития мелкой моторики, лучше предложить в стихотворной форме, так как стихи оказывают возможность войти в игровой ритм движения. Проговаривание, «оречевление» деятельности даёт больший эффект (включаются и слуховой, и речевой, и кинестетический анализаторы).

Мы предложим Вам несколько игровых нейротренажеров которые улучшают умственную деятельность, синхронизируют работу полушарий содействую запоминанию, повышают стойкость внимания, и развивают мелкую моторику.

Все ученые, изучавшие психику детей, также отмечают большое стимулирующее влияние функций руки на развитие головного мозга. Педагог В. А. Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». А известный немецкий ученый Эммануил Кант называл руки, видимой частью полушарий головного мозга.

«Рука – это внешний наружу мозг человека» (И. Кант);

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, по мнению М.М. Кольцовой, являются «мощным средством» повышения работоспособности головного мозга.

Правильно формирование мелкомоторных функций тем более важно еще и потому, что в раннем и дошкольном детстве сенсорные процессы развиваются особенно активно. Изучая всевозможные предметы, трогая и ощупывая их руками, ребенок приходит к пониманию причинных связей.

Педагоги и психологи единодушно сходятся во мнении о том, что мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная память, ловкость.

«Рука – это инструмент всех инструментов» (Аристотель).

«Таланты детей находятся на кончиках их пальцев»

(М. Монтессори)

Развитие мелкой моторики находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Уровень развития мелкой пальцевой моторики и координации движений рук – один из показателей интеллектуального развития.

Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание и память, связная речь.

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития речи. Психомоторные процессы развития речи напрямую зависят от развития мелкой моторики. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие мышления, внимания, воображения. Ребенок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается более точной и выразительной.

Каждый день с детьми мы используем пальчиковую гимнастику, массаж рук с помощью нейротренажеров.

Сейчас мы вам покажем некоторые игры, которые мы проводим с детьми в группе.

Вот такие игры мы проводим в группе, ну это, конечно же, еще не все игры. А сейчас я с вами хочу немножко поиграть (пальчиковые игры).

1. Нейротренажер «Варежка-колючка».

«Оладушки»

Мы играли в ладушки- (прижимает две рукавички вместе)

Жарили оладушки (движения легкие похлопывания по щекам)

Так пожарим, повернем (положение варежки прижимаем -отпускаем)

И опять играть начнем (круговые движения варежками).

2. Нейротренажер «Варежки-ладошки».

Игра «Листопад»

На каждую строчку показывают движения

Листопад, листопад,

Осыпается наш сад,

Листья желтые летят,

Под ногами шелестят.

3. Нейротренажер «Мячик-Ёжик».

Инструкция выполнения: Возьмите мячик, прижмите пальцы к мячу, сцепите мячик в замок. Выполняйте руками движения вперед, назад к себе. Двигайте руками, и ладонями. Движения должны двигаться точно и четко. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.

Маленький колючий еж

До чего же ты хорош.

Ежик быстро побежал и ежат своих догнал.

4. Нейротренажер «Колючие ладошки».

Инструкция: Обе руки лежат на столе. Одновременно поднять две ладошки вперед. Движения по мере усвоения можно ускорять, но следить за тем, чтобы — производились попеременно, не соскальзывая.

Ёжик, Ёжик колкий, покажи иголки? (дети поднимают ладошки)

Вот они, вот они (дети показывают ладошки колючки)

Ёжик, Ёжик колкий, спрячь свои иголки

Раз и спрятал ежик колкие иголки (дети прижимают ладошки на коврике)

5. Нейротренажер «Волшебный Арт -Коврик»

Что за чудо- чудеса!

В гости радуга пришла.

Коврик нам принесла.

И тропинку собрала.

1-красный коврик Предложить ребенку походить пальчиками и попилить (Ребрышки).

«Красным цветом он горит,

Как костер к себе манит,

У весны нет ярче знака

Чем цветок простого мака

2-оранжевый.

Предложить сжать кулачки.

3коврик-желтый. Кулачки (дети собирают в кулачки)

5. Нейротренажер « «Арт- коврик».

Вот человечек идет по дорожке

И высоко поднимает он ножки.

На одной ноге стоит и по сторонам глядит.

На вторую ногу встал, покачался, покачался и упал.

6. Нейротренажер «Кукуруза»

Игра «Пирог»

(Сидя за столом. Катают пирог)

Я захотел устроить бал

И я гостей к себе позвал.

Я взял муку и взял творог,

Испек рассыпчатый пирог

(Прижимать ладошки, то левой, то правой рукой одновременно).

Пирог, ножи и вилки тут,

Но что-то гости не идут.

Потом кусочек откусил.

Потом подвинул стул и сел,

И весь пирог в минуту (съел)

Нейротренажер «Кукуруза»

Игра «Огород»

В огород пойдем,

Урожай соберем. Идут по ладошкам

Мы морковки натаскаем «Таскают»: выполняют имитирующими движениями рук-кулачки вверх

И картошки накопаем. «Копают»: выполняют движения руками, имитирующие работу с лопатой. Правая вверх, левая лежит внизу, меняем поочередно.

Срежем мы кочан капусты, «Срезают»: одной рукой держат воображаемый кочан, а другой, с воображаемым ножом, подсекают снизу кочан.

Круглый, сочный,

очень вкусный. Рисуют на ладошках круг три раза.

Нейротренажер «Колючие ладошки»

Игра «Ёжик»

С барабаном ходит ежик,

Бум-бум-бум!

Целый день играет ежик,

Бум-бум-бум! Изображая игру на барабане кулачки сжимают и разжимают.

С барабаном за плечами,

Бум-бум-бум!

Ежик в сад забрел случайно,

Бум-бум-бум! Изображая игру на барабане

Очень яблоки любил он,

Бум-бум-бум!

Барабан в саду забыл он,

Бум-бум-бум! Воображают яблочки (зажимают ладошки в кулачки)

Ночью яблоки срывались,

Бум-бум-бум!

И удары раздавались,

Бум-бум-бум! Стучат правой, левой рукой кулачком.

Нейротренажер «Арт-Коврик»

Игра «Дождик»

К нам на длинной тонкой ножке Дети идут пальчиками снизу вверх.

Скачет дождик по дорожке. Прыгаю пальчики по коврику.

В лужице — смотри, смотри!

Он пускает пузыри

Ноги ты не промочи!

Он пускает пузыри. Показывают лужицы пальчиками на коврике.

Показывают, как пальчики подпрыгивают на коврике

Развитие ребёнка происходит постоянно и главное не упустить время, помочь ему успешно справляться с пробелами в знаниях и умениях.

Надеюсь, что предложенный подход к логокоррекционной работе с использованием игр и игровых упражнений, помогут специалистам дошкольных учреждений сделать процесс обучения эффективным, и интересным.

Помните, что помощь ребёнку должна быть обучающей — не выполняйте задание за него, не заставляйте играть в развивающие игры насильно, задайте наводящий вопрос, подтолкните к самостоятельному решению. Отмечайте похвалой каждый успех, каждое достижение ребёнка и даже попытку, пусть и неудачную. Только постепенные и регулярные занятия дают результат.

Таким образом, развивать мелкую моторику пальцев и координацию движений рук у детей дошкольного возраста можно используя различные нейротренажеры. Применяя данные упражнения, мы добиваемся улучшения координации и точности движений рук и глаз, развиваем мышечную силу кистей рук. Сопровождение массажа и развития мелкой моторики стихотворным текстом дает больший эффект (включаются и слуховой, и речевой, и кинестетический анализаторы).

Мы предложили Вам несколько игровых нейротренажеров которые улучшают умственную деятельность, синхронизируют работу полушарий содействую запоминанию, повышают стойкость внимания, улучшают развитие мелкой моторики.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru Журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 43 (359) выйдет
26 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год