Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Особенности инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Педагогика
Автор: Волчихина Анастасия Владимировна   
20.07.2023 07:23

Особенности инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.Особенности инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Волчихина А.В. МБДОУ «Детский сад №33 «Клубничка», г. Тамбов,

С каждым годом увеличивается число детей с ограниченными физическими и психическими возможностями. Поэтому одной из важных проблем образования, сегодня становится развитие новых подходов к образованию для детей с ОВЗ. В настоящее время наибольшее распространение получила форма организации обучения: инклюзивное образование.

Так что же такое инклюзивное образование? Инклюзия в переводе с франц. языка inclusif – означает, включающий в себя, от лат. Include -заключаю, включаю; включенное обучение детей с ОВЗ в ДОУ, когда образовательный процесс осуществляется с учетом образовательных потребностей ребенка. Следует отметить, что термин «инклюзия» пока не имеет четкого определения. В литературе [9, 13] можно встретить следующие формулировки: Инклюзия — это процесс признания и реагирования на разнообразие потребностей всех учащихся. Инклюзия – это процесс расширения участия всех граждан, особенно людей с ограниченными возможностями, в жизни общества. Инклюзия — это чувство принадлежности к сообществу (группе друзей, школе, месту, где мы живем) [4].

 

Инклюзивное образование – обеспечивает полное вовлечение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в жизнь образовательного учреждения, это активное включение детей, родителей и специалистов в области образования в совместную деятельность. Интеграция -это не просто помещение ребенка в обычную группу, а изменение организации учреждения и процесса обучения таким образом чтобы дети с ограниченными возможностями были полностью интегрированы в общество. [ 1]

Плюсы инклюзивного образования:

  • Создание в детских садах специальных условий для воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
  • Нахождение в условиях группы с детьми, с предоставлением воспитаннику необходимой психолого-педагогической поддержки профильными специалистами.
  • Дети с ограниченными возможностями здоровья учатся общаться со сверстниками, чувствуют себя на равных с другими детьми.
  • Интегрированное обучение позволяет активизировать силы детей с ОВЗ, настроить их на преодоление жизненных трудностей. Формирование в группе навыков толерантности, т.е. терпимости, милосердия, взаимоуважения.

Дети с ОВЗ в развитии направлены на приобретении социального опыта. Путь к социализации у них отличается от общепринятого. Психические и физические недостатки меняют, отягощают процесс развития, причем каждое нарушение по-своему. Поэтому к каждому ребенку нужно подходить строго индивидуально в вопросах выбора пути развития и образования.

Суть инклюзии заключается не просто в том, чтобы включить детей в обычные группы, а в том, изменить организацию и процессы обучения в учреждениях таким образом, чтобы дети с ограниченными возможностями были полностью включены в общество.

Она включает:

  • Подачу на каждое занятие учебного материала малыми порциями;
  • Максимальную развернутость и раздроблённость сложных понятий и действий;
  • Замедленность обучения и частую повторяемость формулируемых действий;
  • Предварение пропедевтикой изучения нового;
  • Постоянную опору на чувственный опыт обучающихся;
  • Руководство действиями обучающихся вплоть до совместного выполнения их воспитателем и ребенком.

Реализация этого принципа решает проблему развития социально энергичной личности. Человек является субъектом собственного развития и социальной активности [4].

Как уже говорилось, дети с ограниченными возможностями здоровья представляют собой очень разнообразную группу обучающихся. Поэтому ценностью в работе с такими детьми является частный подход, учитывающий здоровье каждого ребенка. В этом случае очень важен контакт с их родителями (законными представителями). При маршруте для ученика важно учитывать мнение родителей и понимать все особые потребности развития их ребёнка[2].

Но в системе инклюзивного образования детей с ОВЗ в ДОУ имеется еще и ряд проблем.

Минусы инклюзивного образования:

  • К сожалению, инклюзивное образование в России носит пока экспериментальный характер. Не хватает материально-технической базы для их обучения и специалистов.
  • Инклюзивное образование — процесс создания оптимального образовательного пространства, ориентированного на поиск новых способов, удовлетворения образовательных потребностей каждого участника процесса.
  • Этап дошкольного детства — время вхождения ребенка с ОВЗ в первую общественную образовательную систему — дошкольное обучение и воспитание.

Сегодня, особенно в сельской местности, детей с нарушениями развития все чаще влючают в так называемую добровольную среду вместе со здоровыми сверстниками. Дети с ограниченными возможностями здоровья пребывают в общеобразовательных учреждениях независимо от психического и речевого развития, от структуры дефекта, от психофизических возможностей. Это связано и с нехваткой коррекционных дошкольных образовательных учреждений, и с нежеланием родителей воспитывать своих детей в условиях учреждения компенсирующего вида, и с рядом других социально-экономических и психолого-педагогических причин.

В связи с этим в дошкольном образовательном учреждении обще-развивающего вида нет полноценных условий для инклюзивного обучения таких детей. В нем отсутствуют учителя — дефектологи, специальные психологи, врачи-специалисты, социальные работники, нет специального оборудования и современных технических средств обучения для коррекционных занятий, а также специальных развивающих программ. [3]

Но, не смотря на все проблемы, как считает большинство отечественных и зарубежных коррекционных педагогов и психологов, все дети с особыми образовательными потребностями нуждаются в инклюзивном образовании. В обогащении опыта социального и учебного взаимодействия со своими нормально развивающимися сверстниками. Введение ФГОС обеспечивает детей с ограниченными возможностями здоровья компетенциями, необходимыми им для успешной социализации в современном обществе.

Нормативно-правовая база, инклюзивного образования закреплена федеральным законом №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»(инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных программ).

Таким образом, инклюзивное образование обеспечивает максимальную социализацию детей с ОВЗ в соответствии с индивидуальными психофизическими возможностями каждого ребёнка; формирует у всех участников образовательной деятельности таких общечеловеческих ценностей: как взаимное уважение, толерантность, осознание себя частью общества. Предоставляет возможности для развития навыков и талантов конкретного человека, возможность взаимопомощи и развития у всех людей способностей, необходимых для общения.

Литература

  1. Астапов В. М., Лебединская О. И., Шапиро Б. Ю. Теоретико-методологические аспекты подготовки специалистов социально- педагогической сферы для работы с детьми, имеющими отклонения в развитии. — М., 1995.
  2. Инклюзивная практика в дошкольном образовании. Под редакцией Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутеповой. М.; МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.
  3. Малофеев Н. Н. Инклюзивное образование в контексте современной социальной политики. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2009г, №6.
  4. Методические рекомендации по организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду. Выпуск 4. Москва. Центр «Школьная книга». 2011
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 10 (372) выйдет
23 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год