Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Шахматное образование в ДОУ
Педагогика
Автор: Зонова Вита Анатольевна   
24.07.2023 17:25

Шахматное образование в ДОУШахматное образование в ДОУ

Зонова Вита Анатольевна, воспитатель МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 49 «Родничок», г. Нижневартовск

Аннотация: в данной статье раскрывается содержание работы по обучению детей старшего дошкольного возраста игре в шахматы. Автор сформулировал этапы, формы и методы данной работы, способствующие эффективному усвоению знаний в данной области. Описание опыта работы подтверждает необходимость обучения шахматам с дошкольного детства и неоценимую пользу шахмат в формировании всесторонне развитой личности ребёнка.

Ключевые слова: шахматная доска, шахматные фигуры и пешки, правила игры в шахматы, правила шахматного этикета, шахматные задачи, тактические приёмы игры в шахматы, шахматные партии.

Всё чаще воспитатели детских садов и родители задают вопросы: «Можно ли обучать детей дошкольного возраста игре в шахматы?», «По плечу ли малышам эта полезная, увлекательная игра?».

Обстоятельный ответ дал в своей статье «К вопросу об обучении, воспитании и развитии детей 6-летнего возраста» доктор психологических наук, профессор А.В. Запорожец (хотя непосредственно о шахматах речь в ней не шла): «В настоящее время внимание учёных всего мира приковано к громадным потенциальным возможностям развития, таящимся в дошкольном детстве…Педагогические, психологические и физиологические исследования, проводившиеся в Институте дошкольного воспитания АПН РФ, а также за рубежом, свидетельствуют о том, что потенциальные психофизиологические возможности усвоения знаний и общего развития у детей 5-6 летзначительно выше, чем это предполагалось до сих пор…»

 

скачать конспект

Такое веское авторитетное заключение о функциональных возможностях организма 5-6-летних детей даёт все основания широко популяризировать шахматы среди дошкольников старших групп детского сада.

Необходимость проведения шахматных занятий связана с тем, что ни один предмет школьной и дошкольной программы целенаправленно не развивает способностьдействовать в уме, без которой ученик не может быть успешен в школе. Поэтому шахматы могут стать уникальной надпредметной дисциплиной, которая решит вековую задачу – научить детей учиться!

Шахматы – достаточно простая игра с четко определенными правилами, в том числе и правилами корректного поведения во время игры. Нарушать их нельзя, поскольку любое подобное нарушение (в отличие, например, от игровых видов спорта) приводит к немедленному прекращению игры. Таким образом, у детей с самого раннего возраста формируется уважительное отношение к правилам, нормам поведения, а ведь в основе морали, нравственности как раз и лежит осознанное добровольное соблюдение общепризнанных норм поведения.

Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа.

Экспериментально подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат с дошкольного возраста, лучше успевают в школе, особенно по точным наукам. Положительный опыт преподавания шахмат малышам накоплен как у нас в стране – в Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Красноярске, Волгограде, Набережных Челнах, так и за рубежом – в Венгрии, Германии, Испании, Франции и других странах.

В биографиях выдающихся шахматистов, отмечается, что X.Р. Капабланка, А. Карпов, П. Керес, С. Решевский, М. Эйве познакомились с древней игрой в 4 года, Н. Гаприндашвили, Г. Каспаров – в 5 лет, В. Смыслов, Б. Спасский, Р. Фишер – в 6, А. Алехин, М. Таль – в 7. Не все дети, кого увлечет шахматная игра, станут чемпионами. Не случайно охотно проводили досуг за шахматной доской А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Л.Н. Толстой, И.С. Тургенев, Ю.А. Гагарин и многие другие.

Гораздо важнее другое – существенный вклад шахмат в формирование всесторонне развитой личности.

В декабре 2015 года на базе нашейДОО был открыт шахматныйкружок (дополнительная платная образовательная услуга) по обучению детей старшего дошкольного возраста (6-го и 7-го года жизни) игре в шахматы, и я стала его руководителем. Набор в группы осуществлялся по желанию родителей. Количество детей в группе – 8 человек. Занятия проводились2 раза в неделю во 2-й половине дня продолжительностью 25 (6-й год жизни) – 30 минут (7-й год жизни).

Предварительно мною была составлена программа «Юные гроссмейстеры» на основе программы ИгоряГеоргиевичаСухина «Шахматы – школе». Также были приобретены учебно-методические комплекты первого года обучения курса "Шахматы – школе" для начальных классов, издаваемые учебно-методическим объединением “Духовное возрождение” г. Обнинска, которые предназначены для развития у детей фундаментальной способности действовать "в уме" и базируются на теории П.Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий, на культурологической концепции содержания образования И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина и на трудах Я.А. Пономарева о стадиях развития внутреннего плана действий – способности действовать «в уме».

Первичная диагностика показала, что 70 % детей не знакомы с игрой в шахматы, у 30 % детей – среднийуровень знаний и умений. В результате первичного обследования было выявлено следующее:

Дети не знают:

  • шахматные термины;
  • названия шахматных фигур;
  • правила хода и взятия фигур;
  • размещение доски между партнерами;
  • начальное положение фигур;
  • правила шахматного кодекса;
  • не различают линии шахматной доски;
  • историю возникновения шахматной игры;
  • выдающихся шахматистов.

Диагностическое обследование проводилось в форме дидактических игр и упражнений, что соответствует ведущей деятельности детей в дошкольном возрасте.

Процесс обучения игре в шахматы включал следующие этапы:

1. Знакомство с шахматной доской.

Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов от репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, до творческого применения знаний на практике, подразумевающихзачастуюотказ от общепринятых стереотипов.

На начальном этапе преобладалиигровой, наглядный и репродуктивный методы. Они применялись:

  • при знакомстве с шахматными фигурами;
  • при изучении шахматной доски.

Целью данного этапа являлось овладение пространственным ориентированием на плоскости, знакомство с названиями шахматных дорожек: горизонталь, вертикаль, диагональ, умением видеть всю доску, а также отдельное поле.

Рисунок 1 «Волшебные дорожки»

Рисунок 2 «Обучающая пропись-раскраска»

На данном этапе эффективно использовала дидактические упражнения «Покажигоризонтали», «Покажи вертикали», «Покажи диагонали», «Назови адрес», «Засели фишку по адресу» и др.

Рисунок 3. «Работа в раскрасках по теме «Шахматная доска» (6-й год жизни)

Рисунок 4. «Работа в раскрасках по теме «Шахматная доска» (7-й год жизни)

Выполняя задания в шахматных раскрасках, дети закрепляли знания по пройденным темам и развивали мелкую моторику руки.

2. Знакомство с фигурами и пешками.

С этой целью я использовала загадки, стихи, игры, сказки. Например – сказка о героической пешечке, пробившейся сквозь все преграды к заветному полю превращения ферзя. Можно поиграть в «ладью», рассказать о ней сказку, показать на шахматной доске ее домик, нарядить ее, начать за ней охотиться. Для закрепления знаний о фигурах и пешках я использовала разнообразные игры с шахматным содержанием, такие как:

  • «Чудесный мешочек».
  • «Угадай на ощупь».
  • «Кто быстрее расставит фигуры».
  • «Что общего и чем отличаются».
  • «Лови – не лови», «Сделай так».
  • «Кратчайший путь».
  • «Перехитри часовых».
  • «Один в поле воин».
  • «Захват контрольного поля».
  • «Ограничение подвижности».
  • «Игра на уничтожение».

Соревновательный элемент и игровая мотивация, используемые в процессе обучения, способствовали повышению познавательного интереса детей, концентрации внимания, развитию произвольной памяти. Так как занятия носили большую интеллектуальную нагрузку, в середине занятия обязательно проводились динамические паузы или физкультминутки.

Рисунок 5. «Динамическая пауза

«Заведём моторы»»

Рисунок 6. «Знакомство с шахматными фигурами и пешками»

3. Обучение правилам шахматной игры.

Рассказывая детям сказку, ненавязчиво знакомила их с различными правилами: правилами квадрата и оппозиции, рокировкой.

4. Решение шахматных задач и этюдов.

На этом этапе дети учились решать различные задачи и этюды, знакомились с дебютом и волшебным миром комбинаций.

5. Игра в шахматы.

Это практическая часть обучения. Во время шахматных партий дети получают неоценимый игровой опыт, одерживают первые победы и учатся «стойко переносить» первые поражения. Обучающиеся познают дух соперничества и соревнования.

Рисунок 7. «Шахматная партия»

Рисунок 8. «Шахматная партия»

Практическая часть включаетитоговые шахматные турниры в рамках кружковой деятельности, групповые соревнования по шахматам ишахматный турнир по определению лучшего шахматиста детского сада.

Рисунок 9 «Открытие шахматного фестиваля»

Рисунок 10. «Первая партия»

В марте 2017 года мой воспитанник участвовал в городском первенстве по шахматам среди воспитанников (6-7 лет) ДОУ и занял 2 место.

Рисунок 11. Городское первенство по шахматам

Рисунок 12. «Награждение (2 место)»

Также воспитанник моего кружка участвовал в городском первенстве по шахматам среди детей до 9 лет, которое проходило на базе шахматного клуба.

Рисунок 13 «Первенство в городском шахматном клубе»

Рисунок 14 «Награждение (7 место)»

В данный период один из выпускников шахматного кружка посещает городской шахматный клуб и принимает активное участие во Всероссийскихсоревнованиях в соответствии с возрастной категорией до 9 лет.

Участие в шахматных турнирах и соревнованиях обогащает игровой опыт детей и позволяет проверить свои знания, умения и навыки в шахматной игре.

В работе с родителями по данному направлению использовались следующие формы:

  • Устные и письменные консультации.
  • Беседы (индивидуальные и подгрупповые).
  • Дни открытых дверей (посещение кружковых занятий, развлечений).

Рисунки 15, 16. «Семинар-практикум для родителей «Учимся играть в шахматы»»

  • Семинар-практикум по обучению игре в шахматы.
  • Организация книжной выставки «Учимся играть в шахматы» в рамках родительского собрания.
  • Поручения.

Рисунок 17. «Первый ход конём»

Рисунок 18 «Выставка шахматной библиотеки»

Для поддержания у детей устойчивого интереса к игре в шахматы родителям была рекомендована организация домашнего шахматного уголка.

Однако очень часто я слышала от детей, что дома никто из взрослых не умеет играть в шахматы. Данную проблему я решила через проведение обучающего семинара, на котором познакомила родителей с правилами игры в шахматы и ходами всех фигур.

Для оптимизации дошкольного шахматного образования важно взаимодействие всех звеньев одной цепи: работа с детьми, работа с семьёй, работа с педагогами.

К большому сожалению, одной из существующих проблем на сегодняшний момент является отсутствие умения играть в шахматы у моих коллег. Для решения данной проблемы я провожу следующие мероприятия:

  • организация мастер-классов;
  • консультации;
  • соревнования по шахматам среди педагогов детского сада;
  • диссеминация своего опыта работы на педагогических часах;
  • выставка методической литературы по шахматному направлению.

Рисунок 19. «Диссеминация опыта работы»

Рисунок 20. «Мастер-класс»

В результате проведённой образовательнойработы по данному направлению мы пришли к следующим результатам:

Рисунок 21. «Результаты итоговой диагностики»

Из данной диаграммы видно, что по сравнению с началом учебного года, полностью отсутствует низкий уровень, что говорит об успешном усвоении знаний в области шахматной игры. Всем выпускникам рекомендовано продолжение обучения в городском шахматном клубе и шахматных кружках.

Обучающиеся на протяжении всего периода являлись активными участниками конкурсов различных уровней и отмечены дипломами и сертификатами.

Таким образом, из опыта моей работы в направлении шахматного образования в ДОУ следует отметить:

  • начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен дошкольникам;
  • большоезначениепри изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность назанятиях, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций;
  • обучение игре в шахматы с самого раннего возраста открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа;
  • у детей с самого раннего возраста формируется уважительное отношение к правилам, нормам поведения;
  • шахматы положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и способствуют развитию таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

Неоспорима польза игры в шахматы для детей. Начинаяувлекаться этой игрой в раннем возрасте, ребенок получает мощный толчок развитиякак в интеллектуальном, так и в личностном плане.

Помимо того, что у ребенка активно развивается мышление, вырастает способность концентрироваться и улучшается память, у него формируются такие важные черты характера, как эмоциональная устойчивость, твердая воля, решимость и стремление к победе. При этом поражения, которые постигают игрока, учат его стойко и достойно переживать проигрыш, относиться к себе самокритично и анализировать собственные поступки, извлекая нужный и ценный опыт.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Петрушина Н.М. Шахматный учебник для детей/Изд. 16-е. Ростов на Дону: Феникс, 2015. 202с.
  2. Сухин И.Г. Шахматы. Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны. Учебник для начальной школы, первый год обучения. В 2-х частях. Часть 1/ Изд. 5-е. Обнинск: Духовное возрождение, 2014. 88с.
  3. Сухин И.Г. Шахматы. Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны. Учебник для начальной школы, первый год обучения. В 2-х частях. Часть 2/ Изд. 5-е. Обнинск: Духовное возрождение, 2014. 88с.
  4. Сухин И.Г. Шахматы для самых маленьких. – М.: АСТ, Кладезь, 2015. 279с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 10 (372) выйдет
23 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год