Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Итоги реализации грантового проекта «Новые возможности для особых детей»
Педагогика
Автор: Злобина Екатерина Александровна Романова Татьяна Геннадьевна   
04.10.2023 08:36

«Итоги реализации грантового проекта «Новые возможности для особых детей»«Итоги реализации грантового проекта «Новые возможности для особых детей»

Актуальность организации учебно — тренировочных квартир и сопровождаемой дневной занятости для реализации программы подготовки детей — инвалидов с умственной отсталостью к максимально самостоятельной жизни обусловлена современными требованиями государственной социальной политики.

Воспитанники психоневрологических интернатов для детей испытывают трудности в социальной адаптации, имеют поверхностное представление о самостоятельной жизни вне стен учреждения, характеризуются пассивностью в проявлениях социальной активности. У ребят не сформированы, или сформированы слабо социально-бытовые, социально-коммуникативные, социально-экономические, социально-средовые умения и навыки. Поэтому дляуспешной адаптации и социализации они нуждаются в специально организованной помощи.

скачать конспект

Мы используем эффективную форму помощи – учебно – тренировочный этап сопровождаемого проживания в квартире (на территории интерната) и сопровождаемую дневную занятость. Опрос родителей и родственников, посещающих своих детей в интернате показал, что 100% родителей (законных представителей) и родственников заметили улучшение в развитии социально-бытовых навыков у своих детей, которые прошли полный курс обучения в учебно-тренировочной квартире, и выразили заинтересованность в обучении своих детей в трудовых мастерских. 67% опрошенных родителей (законных представителей) и родственников знают о возможности сопровождаемой дневной трудовой занятости воспитанников психоневрологического интерната, 33% знают о сопровождаемой дневной занятости, но не знают, как она может в дальнейшем (после выбытия из интерната) повысить качество жизни детей — инвалидов.

Примечание: в интернате длительное время успешно функционируют швейная и художественная мастерские, с 2019 года воспитанники занимаются в бахильной мастерской.

Актуальным вопросом перед коллективом КГБУ СО «Психоневрологический интернат для детей «Подсолнух» встало расширение видов сопровождаемой дневной занятости подростков с инвалидностью, направленной на социально-трудовую реабилитацию и адаптацию, развитие навыков социально-средового взаимодействия и коммуникации.

В 2022 году наше учреждение приняло участие в конкурсном отборе инновационных проектов, направленных на организацию сопровождаемой дневной занятости детей с инвалидностью по программе «Ценю жизнь» Фонда поддержки детей, находящихся с трудной жизненной ситуации (далее — Фонд). Инновационный социальный проект «Новые возможности для особых детей» вошел в число победителей. Проект реализуетсяс 01 июля 2022 года по 31 октября 2023 года. По окончании срока реализации грантового проекта сопровождаемая дневная занятость останется составной частью долгосрочной программы реабилитации, социальной адаптации и профориентации инвалидов в КГБУ СО «Психоневрологический интернат для детей «Подсолнух». Целевая аудитория: 70 инвалидов с ментальными нарушениями в возрасте от 14 до 18 лет.

Для детей – инвалидов с ментальными нарушениями мы создали специально оборудованную мастерскую «Особая типография» для обеспечения эффективной допрофессиональной подготовки подростков иобретение ими необходимых профессиональных навыков, создание условий для преодоления социальной исключённости.

Цель: обеспечение дневной занятости воспитанников с ментальной инвалидностью, направленной на социально-трудовую реабилитацию и адаптацию, развитие навыков социально-средового взаимодействия и коммуникации.

Задачи:

  1. Создание условий для расширения и реализации практики сопровождаемой дневной занятости детей с инвалидностью, включая обеспечение методическими, кадровыми, материально-техническими ресурсами, в том числе проведение мероприятий по обмену опытом специалистов на базе Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Псковской области «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения».
  2. Формирование технологических знаний, производственной и коммуникативной культуры в области полиграфии на основе включения обучающихся в разные виды технологической деятельности по изготовлению общественно значимых продуктов труда.
  3. Организация и проведения комплексного диагностического обследования ребенка в коррекционно – воспитательном процессе.
  4. Распространение практики опыта внедрения сопровождаемой дневной занятости детей с инвалидностью среди специалистов заинтересованных организаций, в том числе проведение обучающих мероприятий.

Кадровые ресурсы

В целях осуществления контроля со стороны КГБУ СО «Психоневрологический интернат для детей «Подсолнух» за обеспечением эффективного управления проектом «Новые возможности для особых детей» создан координационный совет. Координационный совет обеспечивает согласованные действия организаций разной ведомственной принадлежности, рассматривает конкретные вопросы, связанные с реализацией проекта, реализует проект. Состав: заместитель директора, экономист, два старших воспитателя, социальный педагог, инструктор по труду, педагог-психолог.

В самом начале реализации проекта специалистами учреждения прорабатывались теоретические вопросы организации мастерской — типографии. Особое внимание было уделено проведению первичной диагностики. Необходимо отметить, что оценка уровня трудовых способностей проводилась через выполнение определенных трудовых операций. Использовался инструментарий педагогического наблюдения – карта «Оценка уровня развития трудовых навыков при работе в мастерской «Особая типография», позволяющий педагогу оперативно фиксировать, интерпретировать и использовать результаты наблюдений за детьми при проектировании образовательно — воспитательного процесса. На каждого ребенка заполнен диагностический лист, в котором отражены все направления, по которым с воспитанником велась работа.

Инструментарий педагогической диагностики практичен, прост в применении. Карта «Оценка уровня развития трудовых навыков при работе в мастерской «Особая типография» позволяет наглядно определять место ребенка в группе в пространстве развития – во всем образовательном диапазоне (видеть отставание и опережение); выделять основные достижения ребенка (без отвлечения на второстепенные детали), используя простой и доступный язык наблюдения; позволяет педагогу осуществлять гибкое проектирование образовательного процесса «под индивидуальные особенности воспитанника».

Использовались следующие критерии оценивания:

  • навык не доступен, не применимо для этого воспитанника или воспитанник еще не обучился данному навыку – 0 баллов;
  • воспитанник не может выполнить задачу (или конкретный этап, который оценивается), поэтому она должна быть завершена другим человеком. Или он выполняет задачу методом рука в руке. Или часть действия выполняется полностью взрослым без участия ребенка – 1 балл;
  • воспитанник пользуется помощью взрослого, взрослый оказывает помощь физически, словами и жестами. Действия педагога побуждают воспитанника начать, продолжить или выполнить задание, педагог руководит всеми его действиями на протяжении решения им всей задачи или ее конкретного этапа – 2 балла;
  • воспитаннику требуется минимальная помощь словами или жестами (1, 2 указания) и использует словесную инструкцию и образец на протяжении решения ребенком всей задачи или ее конкретного этапа, воспитанник пользуется визуальной инструкцией – 3 балла;
  • воспитаннику помощь взрослого не нужна, воспитанник самостоятельно пользуется визуальной инструкцией, на протяжении решения воспитанником всей задачи или ее конкретного этапа он использует только словесную инструкцию и образец – 4 балла.

После заполнения таблицы специалист подсчитывает общую сумму баллов за все задания у каждого ребенка. Далее, используя Т – Шкалу, определяются уровни сформированности у детей целевой группы трудовых навыков, навыков социально-средового взаимодействия и коммуникации. (Приложение 1)

Данные, полученные при начальном диагностическом исследовании детей, позволили определить, что преобладает низкий уровень развития трудовых навыков, навыков социально средового развития и коммуникации – 36 детей, уровень ниже среднего – 22 ребенка, на среднем уровне — 10 детей, уровень выше среднего у двоих детей, высокий уровень не зарегистрирован.

Материально технические средства

На средства гранта закуплено специализированное оборудование для мастерской «Особая типография»: режущий плоттер, МФУ, ризограф, пресс, ламинатор, принтер, разные виды дыроколов, резаков, брощюровщик, биговщик-перфоратор. В 2023 году планируется приобретение вырубного ротационного станка и моноблоков.

Разработка и реализация индивидуально ориентированных программ

Педагоги разработали индивидуально ориентированные программы (далее — ИОП) на всех детей целевой группы. Необходимо отметить, что каждая разработанная программа состоит из пояснительной записки, которая содержит краткую психолого-педагогическую характеристику ребенка с перечнем сформированных и несформированных трудовых умений и навыков, индивидуального учебного плана, содержания программы, в которой раскрывается содержание образования и планируемые результаты, указываются направления коррекционной работы с детьми.

Затем специалисты приступили к реализации индивидуально ориентированных программ. Работники «Особой типографии» — воспитанники интерната «Подсолнух», овладевают печатным, брошюровочным и переплетным делом. Важным положительным результатом участия в программных мероприятиях для участников целевой группы стало их самоутверждение. Примером тому служат самостоятельно выполненные воспитанниками календари с рисунками участников мастерской, блокноты, альбомы, наклейки, журналы, буклеты. Воспитанники научились (в разной степени самостоятельности) изготавливать печатную продукцию (методические, дидактические печатные материалы), наглядные пособия к коррекционно-развивающим занятиям для сверстников и младших детей, тем самым ребята развивают уважение к труду и мотивируют других детей на активное участие в занятиях.

В соответствии с ИОП специалисты разработали конспекты индивидуальных и групповых занятий. Все занятия проводятся с использованием специализированного оборудования, закупленного на средства гранта, и методических средств: визуальное расписание, визуальные инструкции (технологические карты) и видео инструкции с алгоритмом выполнения работ на специальном оборудовании мастерской, памятки и плакаты по технике безопасности и пр. (Приложение 4)

В мастерской воспитанники получают профессиональные навыки, объем которых определяется индивидуально для каждого. Все профессиональные навыки, которые осваиваются воспитанниками в полиграфической мастерской, рассматриваются как последовательность простых операций, при этом в зависимости от возможностей каждого воспитанника может осваиваться вся последовательность операций или только часть их.

Специфика разработки индивидуально ориентированных программ определена тем, что подростки с ментальной инвалидностью могут реализовать свой потенциал лишь при условии качественно организованного обучения и социализации — удовлетворения как общих с ровесниками, так и их особых образовательных потребностей, связанных с характером нарушения их психического развития.

Погружение в «профессию» имеет несколько уровней:

  1. в первые дни обучения воспитанники получают сведения о назначении и самое главное о возможностях типографии, рассматривают изделия, которые они научатся делать максимально самостоятельно, также осваивают технику безопасности при работе в типографии. Постепенно в сознании каждого воспитанника складывается представление о мастерской, в работу которой ему становится интересно включиться самому. И вот сформированность образа мастерской, где всем интересно, где у каждого есть свое место и своя задача, активирует побуждение быть причастным, в данном случае — к общей творческой трудовой деятельности. На данном этапе, творчество играет решающую роль. Если этот этап прошел успешно, то дальнейшее освоение тех или иных навыков в данной мастерской проходит также успешно;
  2. далее, когда у подростка уже активно развито побуждение к совместной деятельности, специалисты составляют его индивидуальный план профессионального обучения на основании сначала только тех технологий, к которым он проявил интерес. (Приложение 5)
  3. следующий уровень, погружения в «профессию» – это расширение и усложнение технологического ряда, с опорой на уже сформированные профессиональные предпочтения.
  4. завершающий уровень – выполнение собственного изделия (с помощью взрослого) по собственному эскизу в технике доступных технологий.

Очевидно, что каждый воспитанник осваивает тот уровень, который ему доступен по его индивидуальным психо-физиологическим возможностям.

Обучение в мастерской рассчитано на 1 год. Такой срок обучения объясняется тем, что процесс формирования трудовых и профессиональных навыков у воспитанников с ментальной инвалидностью является сложным, предполагающим автоматизацию действия путем многократного повторения. Именно поэтому на выполнение каждого изделия отводится от 10 до 16 часов. Специалистами составлен учебно – тематический план, рассчитанный на 74 часа.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru Журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 43 (359) выйдет
26 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год