Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Проявить себя может каждый! Проектная деятельность в детском саду.
Педагогика
Автор: Анкова Надежда Викторовна   
05.11.2023 18:18

Проявить себя может каждый! Проектная деятельность в детском саду.Проявить себя может каждый! Проектная деятельность в детском саду.

Детский сад № 183 ОАО «РЖД» «Веснушки», г. Барнаул, Алтайский край воспитатель Анкова Н.В.

«… Дети любят искать, сами находить. В этом их сила», А. Эйнштейн

Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.

Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой автоматически, без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов, осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни.

Проект (с греческого языка) — обозначает «путь исследования».

Проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя.

 

Возможность использования метода проектной деятельности в работе с дошкольниками обеспечивается такими характеристиками возрастного периода, как любознательность, наблюдательность, стремление к самостоятельному поиску ответов на возникающие вопросы, желание быть значимым и полезным, умение находить свое место и видеть свою роль в общей работе.

Использование разных видов деятельности; важность результата, процесса и способов его достижения; возможность действовать в своем темпе, выбирать формы взаимодействия, проявлять познавательную, творческую, деловую активность, самостоятельность, применять освоенные раннее знания и умения, также становятся положительными качествами, которые отвечают возрастным особенностям дошкольников.

То есть, проектная деятельность обладает огромным развивающим потенциалом, не только создает условия для поддержки и развития детских интересов и способностей, но и нацелена на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности.

Так, например, с целью успешной адаптации детей младшего возраста к детскому саду был реализован мини-проект «Любимая игрушка». Следующий проект, «Искорки радости», помог в формировании коммуникативных и игровых навыков, активизировал творческие возможности каждого ребенка.

Познавательный проект «Моя семья» в средней групперасширил представление детей о себе, своих родителях, бабушках и дедушках, как о наследниках предшествующих поколений, способствовалвоспитанию любви и уважение к членам семьи, проявлению заботы о родных людях.

Играя с конструктором Лего, дети с удовольствием слушали рассказы В. Бианки о зверятах – так появился познавательно–творческий, долгосрочный проект «Лего Зоопарк» — средняя группа, который способствовалразвитию интеллектуальных способности детей, конструкторских навыков, воображению, формированию навыков общения в совместной деятельности.

Проявление любознательности ребят в старшей группе активизировало проведение познавательного краткосрочного проекта «На всех парусах» с показом мастер — классавоспитанника Миши по изготовлению корабликов из бросового материала и презентацией кораблика Алёши, сделанного совместно с папой в «семейной мастерской»,

В старших группах детям понравилась новая интересная форма организации детской деятельностивиртуальное гостевание; когда папа-хирург рассказал про осанку с практическими сравнениями и упражнениями для детей, мама-эколог проводила эксперимент по очистке воды. Генерировать знания о железнодорожном транспорте помог папа-машинист, который проводил виртуальную экскурсию «Знакомство с локомотивом». В моей практикепроектная деятельность помогает связать обучение с жизнью, формировать у воспитанников навыки исследовательской деятельности, развивать их познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать и работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе. Подтверждением этого являются встречи с моими выпускниками, которые рассказывают о своих успехах

Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. В настоящее время в нашу жизнь стремительно ворвалась западная культура – музыка, фильмы, книги, мультипликация, игрушки, – все это оказывает большое влияние на восприимчивую детскую психику. Настораживает то, что подрастающее поколение растет и формируется на чуждых нашей самобытности ценностях. Многое из жизни наших предков уже утрачено. В связи с этим именно сейчас остро назрела необходимость воспитания у детей нравственно-патриотических чувств, нравственных устоев и культуры поведения уже в раннем детском возрасте. Резко снижается воспитательное воздействие семьи и российской национальной культуры в сфере воспитания. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность. Считаю, что проектную деятельность можно представить, как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагогов, воспитанников и родителейдля решения задач нравственно-патриотического воспитания.

Хочу поделиться опытом своей работы в одним из интересных проектов «Здравствуй, Русь!» по нравственно – патриотическому воспитанию детей 5 – 7 лет впроцессе ознакомления с историей России.

Основная цель — способствовать формированию у детей личностной культуры, приобщать их к богатому культурному наследию на основе знакомства с жизнью и бытом русского народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями и традициями.

Задачаминашей работы являются:

Дать детям представление о нелегкой истории России; воспитать чувство гордости за своих предков, признательности за их подвиг, верность и преданность Родине.

  • формирование чувства сопричастности к культурному наследию;
  • формирование таких нравственных качеств как доброта, сострадание, трудолюбие;
  • вовлечение родителей в совместную деятельность с группой по нравственному воспитанию детей

Типпроекта: познавательно-поисковый, творческий, личностно– ориентированный.

Долгосрочный

Участникипроекта: детистаршей разновозрастной группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.

Для решения поставленных задач в нашей музыкально литературной гостиной использовали интерактивное, мультимедийноеоборудование, презентации стематическими героями и рекой времени, с главным героем – проводником, Святославом, музыкальную аудиотеку

В своей практикепо приобщению дошкольников к культурному наследию мы использовали разнообразные формы работы: беседы, презентации, мастер классы, виртуальное гостевание, экскурсии в библиотеку/музей, сюрпризные моменты с игровыми персонажами, выставки, «Семейные мастерские», музыкально-литературная гостиная.

В музыкальном зале была оформленаладья – мореходное судно (большая лодка), на которой осуществлялись «путешествия» и проводились беседы с детьми. Участниками этих бесед были игровые персонажи – Святослав, бабушка, девица-красавица, добрый молодец. Они вели «живой» рассказ о народных традициях, сообщали исторические сведения, используя всевозможные присказки ( «Посидим рядком, да поговорим ладком» и др.). Дети, как и главный герой Святослав, приходят в русских народных костюмах. Практика показывает, что ряженье повышает эмоциональный тонус детей и усиливает их восприятие.

Для создания тематических выставок (деревянной посуды, воинских доспехов, травяных сборов, народной игрушки, кукол – оберегов и др.) активно подключились «Семейные мастерские».

В группе был оформлен центр «Мирилочки» с правилами поведения и картотеками по фольклору, появились настольно-дидактические игры такие как «Угадай вид росписи», «Секреты бабушкиного сундучка», «Полезные вещи» др., они помогают ребятам оценить и практически освоить способы взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Центр музыкально-театрализованной деятельности дополнился музыкальными инструментами, различными видами театров по русским народным сказкам, народными костюмами.

Центр «Книжкин дом» стал местом обмена и знакомства с домашними библиотечками воспитанников, мы все с нетерпением ждалипросмотра и прочтения новых историй «Стихи и сказки» — А.Пушкин, «Россия для детей» -Н. Адрианова, «К России слюбовью» — Ю.Евдокимова, «Аста –Ураган. Путешествие по России» -К. Кретова. При проведении праздников особое внимание уделялось подбору словесно-музыкальных, драматических, исторических сведений по книгам; Н.Н Головиной «Моя первая русская история» в рассказах для детей, В. Артёмова «Мифы и предания других славян».

Данный материал соответствовал содержанию праздника, высокохудожественный, интересный и доступный для ребят. Главным показателем успешности праздника является эмоциональная окрашенность атмосферы. Эту атмосферу определяла естественность поведения детей, заинтересованность, радостные эмоции, рождаемые действиями персонажей. Насыщенность народного праздника творческими импровизациями, сюрпризными моментами стимулировали интерес детей, усиливали их впечатление и переживание, обогащали художественное и эстетическое восприятие. А главное, обеспечивали естественное приобщение детей к национальным традициям, утверждали в их сознании фундаментальные духовные и эстетические ценности.

Эффективным и доступным для детей дошкольного возраста средством воспитания нравственных качеств, на мой взгляд, являетсяустное народное творчество. Поэтому использовалипословицы, считалки, загадки. Детство и фольклор – понятия неразделимые. Дополнили знания детей народными играми, песнями. В результате приобщения наших воспитанников к фольклору — убедились, что устное народное творчество является богатейшим источником познавательного и духовно-нравственного развития, прививает любовь к истории и культуре нашей Родины.

Знакомясь с народным искусством и классическим наследием прошлого и настоящего, ребенок осваивает бесценный культурный опыт поколений. И здесьсотрудничество с социумом открывает огромные возможности. Так мы начали сотрудничать с центральной городской библиотекой им. Н.М Ядринцева. Много впечатлений наши воспитанники получили от живого соприкосновения с прошлым (старинные книги, предметы быта). Посещая региональное подразделении по сохранению исторического наследия (г. Барнаул) Западно — Сибирского центра научно-технической информации и библиотек дети прикоснулись к предметам быта русской избы, орудиям труда, русскому костюму.

Итоговым мероприятием всего проекта стал праздник «О, моя светлая Русь», в котором дети поделились знаниями с младшими дошкольниками и родителями. Мероприятие проводилось в игровой форме: дети рассказали о традициях русского народа, отражающих культуру, быт, обычаи в сопровождении народных игр, песен, где главным героем был Святослав. Ценность данного опыта работы заключается в том, что наши встречи в музыкально – литературной гостиной способствовали развитию у детей кругозора, воспитанию уважения и любви к русской истории и культуре. У детей расширился и обогатился словарный запас. Данная форма работы помогла детям накопить социальный опыт, понять своё место, способствовала раскрытию их талантов и творческих способностей. Дети стали более раскрепощенными, любознательными, доброжелательными, у них сформировалось чувство любви к своему народу, традициям и такое важное качество, как толерантность, ведь это всё необходимо для того, чтобы ребёнок научился жить в обществе. В ходе проделанной работы стимулировали желание родителей общаться с детьми, беседовать с ними на исторические темы, вместе смотреть фильмы (мультфильмы), читать книги, заниматься продуктивной деятельностью.

Национальные отличия сохранятся и в двадцать первом веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только «передачей знаний». Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребёнка и лежать в основе его личности. Трудно построить будущее без знания исторических корней и опоры на опыт предшествующих поколений.

Поэтому главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.

Педагогический опыт показал, что проектно-исследовательская деятельность в дошкольном возрасте расширяет возможности детей, удовлетворяет присущую им любознательность, помогает упорядочить свои представления о мире, генерироватьчувства сопричастности к культурному наследию. Метод проектов является педагогической технологией современного мира.

Список литературы

  1. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса: Мозаика-Синтез- 2008. –с. 112
  2. Виноградова Н.А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей и родителей / Н.А. Виноградова, Е.П. Панкова: Айрис-Пресс, 2008. – с 208.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru Журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 43 (359) выйдет
26 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год