Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Практикум: Организация учебно-воспитательного процесса в ДОУ
Педагогика
Автор: Сетракова Людмила Николаевна   
23.12.2023 20:53

Практикум: Организация учебно-воспитательного процесса в ДОУПрактикум: Организация учебно-воспитательного процесса в ДОУ

МБДОУ Чертковский детский сад №4 п.Чертково 2023г.

Как только вы принимаетесь делать какую-то работу, находится другая, которую надо сделать еще раньше. (закон Мерфи)

Содержание воспитательно-образовательного процесса в ДОУ определяется образовательной программой, которая охватывает все основные моменты жизнедеятельности детей и определяет содержание и формы работы с детьми.

Образовательная программа обеспечивает:

  • Построение целостного педагогического процесса;
  • Обогащенное физическое, познавательное, социальное, эстетическое, речевое развитие детей;
  • Гибкое содержание и подбор педагогических технологий, раскрытие творческих способностей детей;
  • Развитие различных видов деятельности с учетом возможностей, интересов, потребностей детей;
  • Организацию индивидуальных и коллективных видов деятельности, основанных на содержательном общении и построении диалога;
  • Право выбором самим ребенком содержания, средств, форм самовыражения, партнеров по деятельности;

Скачать конспект

Индивидуальную оптимальную учебную нагрузку на ребенка с учетом его психофизических особенностей.

Содержание организации образовательного процесса

Главным условием развития ребенка в образовательном процессе ДОУ, является включение каждого воспитанника в деятельность с учетом его возможностей, интересов, способностей, «зоны ближайшего развития» и уровнем потенциального развития, которого ребенок способен достигнуть под руководством взрослых и в сотрудничестве со сверстниками в созданном образовательном пространстве.

Образовательное пространство состоит из следующих компонентов:

  • образовательный процесс;
  • предметная – развивающая среда;
  • взаимодействие участников педагогического процесса.

Образовательный процесс включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных особенностей по основным направлениям — физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому, в которых сочетаются следующие функции:

  • воспитательная — развитие ценностных отношений — развитие основ мировоззрения, формирование нравственности;
  • образовательная (познавательная) — воспитание интереса к получению знаний, умений и навыков, которые будут выступать в качестве средств, способствующих развитию ребенка, т.е. способствующих развитию его новых качеств;
  • развивающая — развитие познавательных и психических процессов и свойств личности;
  • коррекционная — организация работы по коррекции имеющихся недостатков физического и психического развития у детей;
  • социализирующая — овладение детьми системой общественных отношений и социально приемлемого поведения;
  • оздоровительно -профилактическая (валеологическая) — приоритет культуры здоровья в соответствии с валеологическими критериями и нормами.

Основой образовательного процесса является планирование. План — это

проект педагогической деятельности всех участников образовательного

процесса. Планирование — это научно обоснованная организация

педагогического процесса ДОУ, которая придает ему содержательность,

определенность, управляемость.

Планирование воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – одна из главных функций управления процессом реализации основной образовательной программы – отражает различные формы организации деятельности взрослых и детей.

В проектирование деятельности включаются все специалисты ДОУ:

музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог — психолог и, конечно, воспитатели как активные участники творческой группы учреждения. На правах партнеров они вносят предложения содержательного и организационного характера.

Обязательной педагогической документацией воспитателя является план работы с детьми. Единых правил ведения этого документа нет, поэтому он может быть составлен в любой удобной для педагога форме.

Однако существует несколько важных условий, которые необходимо соблюдать при планировании:

  • объективная оценка уровня своей работы в момент планирования;
  • выделение целей и задач планирования на определенный период работы, соотнесение их с примерной общеобразовательной программой дошкольного образования, по которой организуется воспитательно — образовательный процесс,
  • возрастным составом группы детей и приоритетными направлениями образовательного процесса в ДОУ
  • четкое представление результатов работы, которые должны быть достигнуты к концу планируемого периода;
  • выбор оптимальных путей, средств, методов, помогающих добиться поставленных целей, а значит получить планируемый результат.

План воспитательно-образовательной работы с детьми – это документ, по которому работают два сменных воспитателя. Следовательно, это модель совместной деятельности и планирование должно быть совместным.

Планирование предполагает не только процесс составления плана, но и мыслительную деятельность, обсуждение двумя педагогами того, что предстоит сделать для достижения целей и задач.

План может корректироваться и уточняться в процессе его реализации.

Однако число поправок можно свести к минимуму, если соблюдать принцип перспективного и календарного планирования.

Как бы ни был оформлен план воспитательно-образовательной работы с детьми, он должен отвечать определенным требованиям:

  • основываться на принципе развивающего образования, целью которого является развитие каждого ребенка;
  • на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
  • на принципе интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников группы;
  • обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования воспитанников, в процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
  • планируемое содержание и формы организации детей должны соответствовать возрастным и психолого-педагогическим основам дошкольной педагогики.

При планировании и организации педагогического процесса важно учитывать, что основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Согласно ФГОС ДО планирование образовательного процесса в ДОУ должно основываться на комплексно — тематическом принципе.

В первую очередь тематическое планирование — это планирование в соответствии с примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования по всем образовательным областям (физическому, социально-личностному, познавательному, речевому и художественно — эстетическому).

Рекомендации по написанию перспективного плана по ФГОС ДО (содержание)

Образовательная область: «Физическое развитие»

  • утренняя гимнастика (2 комплекса на месяц, один с атрибутами), согласовывать с инструктором по физической культуре;
  • подвижные игры (4 новых игры и 4 на повторение: игры с бегом, ползанием и лазанием, метанием и ловлей, народные игры, игры-эстафеты, ориентировка в

пространстве);

  • динамический час (2 комплекса на месяц);
  • физкультурные мероприятия (праздники, развлечения, досуг), согласовывать с инструктором по физической культуре;
  • культурно-гигиенические навыки;
  • валеология (пальчиковые игры, кинезиологические игры, зрительная и дыхательная гимнастика);
  • дидактические, с-ролевые игры;

Образовательная область: «Речевое развитие»

  • беседы (ПДД, освоение безопасного поведения, валеология, познание предметного и социального мира, экология, краеведение, социально-нравственное воспитание и др.);
  • словесные игры;
  • заучивание стихов, фольклор;
  • чтение художественной литературы;
  • дидактические, с-ролевые игры.

Образовательная область: «Познавательное развитие»

  • творческие игры, опытно-эксперимензвтальная деятельность;
  • наблюдения, экологические игры;
  • дидактические и развивающие игры.

Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие»

  • музыкально-дидактические игры, разные виды театра;
  • праздники, развлечения (согласовать с музыкальным руководителем);
  • дидактические игры.
  • ручной труд.

Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие»

  • моральное воспитание: беседы, игровые и проблемные ситуации, дилеммы;
  • чтение художественной литературы;
  • социально-нравственное, патриотическое воспитание: игровые ситуации, беседы;
  • дидактические игры, с-ролевые игры»
  • профилактика дорожно-транспортного и бытового травматизма;
  • все виды труда: самообслуживание, хозяйственно-бытовой, труд в природе, дежурство.

Организация предметно-развивающей среды.

Работа с родителями:

  • Информационные ширмы;
  • Консультации;
  • Беседы;
  • Родительское собрание (1 раз в квартал);
  • Папки-передвижки;
  • Посещение на дому.

Информация на стендах, информационные ширмы обновляются один раз в две недели в соответствии с перспективным планом.

Дидактические игры: планируется 4 новых игры или с усложнением и 4 игры на закрепление.

Развивающие игры: планируется 2 новых игры или с усложнением и 2 игры на закрепление.

Сюжетно-ролевые игры: младшие группы — планируется одна новая игра и одна совершенствуется. Средняя группа – планируется одна новая игра и 2 совершенствуются.

Старшие и подготовительные группы – планируется 2 новых игры и 2-3 совершенствуются.

Практическая работа

  1. Что является Основой образовательного процесса? Планирование.
  2. Назовите образовательные области в соответствии с ФГОС ДО.
  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.

3. Назовите содержание направления социально-коммуникативного развития. Не выделено в отдельную единицу расписания НОД.

Проходит через режимные моменты с интеграцией образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

4. Назовите содержание направления художественно-эстетического развития? НОД (музыкальная, изобразительная, чтение художественной литературы в старшем дошкольном возрасте). Проходит через режимные моменты с интеграцией образовательных областей: социально- коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, речевое развитие.

5. Назовите содержание направления физического развития. Непосредственно образовательная деятельность (физическая культура), в режиме дня утренняя гимнастика, подвижные игры на прогулке, игры малой подвижности в группе, физминутки на занятиях, пальчиковая гимнастика, гимнастика после сна, закаливающие процедуры.

6. Назовите виды деятельности социально-коммуникативного развития?

Виды деятельности: Игровая; Коммуникативная; Познавательно-исследовательская; Восприятие художественной литературы; Самообслуживание и элементарный бытовой труд (в природе и помещении); Изобразительная; Конструирование; Музыкальная; Двигательная.

7. Назовите Формы работы с детьми речевого развития.; музыкального и физического развития.

8. Написать план на первую половину дня.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 10 (372) выйдет
23 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год