Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Создание образовательных маршрутов (Web-навигатор) как эффективный способ вовлечения родителей (законных представителей) в образовательный процесс
Педагогика
Автор: Вяткина Татьяна Анатольевна   
28.01.2024 21:53

Создание образовательных маршрутов (Web-навигатор) как эффективный способ вовлечения родителей (законных представителей) в образовательный процессСоздание образовательных маршрутов (Web-навигатор) как эффективный способ вовлечения родителей (законных представителей) в образовательный процесс

Вяткина Татьяна Анатольевна, старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 13» г. о. Самара

В современных условиях дошкольная образовательная организация является единственным общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим с семьей, то есть имеющим возможность оказывать на неё определенное влияние. В основу совместной деятельности семьи и ДОО заложены следующие принципы:

  • единый подход к процессу воспитания ребёнка
  • открытость дошкольного учреждения для родителей
  • взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей
  • уважение и доброжелательность друг к другу
  • дифференцированный подход к каждой семье
  • равная ответственность родителей и педагогов.

Согласно ФОП ДО, главными целями взаимодействия педагогического коллектива ДОО с семьями обучающихся дошкольного возраста являются:

  • обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей
  • обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях ДОО и семьи; повышение воспитательного потенциала семьи.

Одной из главных задач по достижению этих целей является вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс.

Педагоги самостоятельно выбирают педагогически обоснованные методы, приемы и способы взаимодействия с семьями обучающихся, в зависимости от стоящих перед ними задач. Мы в своей деятельности используем создание образовательных маршрутов как эффективный способ совместного взаимодействия с родителями воспитанников, вовлечения их в образовательный процесс.

Всем известно, что родители чаще всего использует сети Интернет для работы и досуга. У них нет опыта использования сети Интернета для решения образовательных задач, нет понимания методических возможностей использования Интернета для проектирования и организации деятельности детей, расширения их кругозора, повышения культурного уровня, для приобретения новых знаний и навыков самообразования. Поэтому родителям необходимо научиться продуктивным способам взаимодействия с детьми в Интернете.

И в этом им может помочь образовательный маршрут (Web-навигатор) – это авторский оформленный раздаточный материал для родителей, создаваемый педагогами ДОО, содержащий кратко аннотированные ссылки на полезные интернет-ресурсы/программы, способные привлечь родителей к совместной работе с детьми.

Целью педагогического образовательного маршрута является повышение педагогической компетентности родителей, вовлечение их в образовательный процесс и обогащение детско-родительских отношений.

Чтобы использовать в своей работе образовательный маршрут, мы провели анкетирование с родителями с целью выявления информационной компетентности. Результаты анкетирования показали, что не все родители имеют необходимую базу для продолжения совместной работы. Далее мы предложили родителям памятки «Что такое образовательный маршрут?», буклеты, а также провели индивидуальные консультации и мастер – классы «Как пользоваться ссылками?», «Как работать по образовательному маршруту?» и т.д.

При разработке образовательных маршрутов мы следуем определенным принципам:

  • качество рекомендуемых ресурсов (содержательная ценность, соответствие возрастным особенностям целевой аудитории, отсутствие рекламы и т.п.)
  • наличие цели, планируемых результатов и, по возможности, инструментов их оценивания (родители должны четко видеть цель, должна быть понятна ключевая идея предлагаемых способов организации совместной продуктивной деятельности в сети Интернет)
  • наличие единой сюжетной линии (нельзя ограничиваться только перечислением «полезных ссылок»)
  • маршрут может быть творческого, познавательного, исследовательского характера, воспитательной (морально-нравственной, патриотической) направленности
  • рекомендации для родителей должны быть написаны простым доступным языком
  • совместная деятельность родителей с детьми, в большей степени, должна быть направлена на мотивацию к познанию нового и расширению кругозора
  • соответствие дизайна основной идее маршрута.

Разработку и составление образовательного маршрута можно условно разделить на два этапа: подготовительный и основной.

На подготовительном этапе в соответствии с выбранной темой мы формулируем цели образовательного маршрута и задачи, направленные на ее достижение, проходит поиск и анализ Интернет – ресурсов (содержательная ценность ресурса, соответствие возрастным особенностям, отсутствие рекламы и т.п.). Далее разрабатывается единая сюжетная линия, выбирается дизайн, стиль изложения, подбирается наглядный и текстовый материал инструктивного характера и составление методических рекомендаций, копируются и подписываются ссылки на сайты. Подготавливаются краткие аннотации к этапам маршрута: для каждого шага конкретизируется, как организовать деятельность и как осуществить рефлексию.

На основном этапе делается шаблон будущего маршрута, вносится подобранная информация в соответствии с целью и задачами:

  • Тема образовательного маршрута.
  • Введение (вступительное слово) для родителей, чему посвящен образовательный маршрут (решение воспитательно-образовательных задач, праздники, темы недели и т.п.).
  • Краткий текст для совместного чтения и обсуждения по теме с детьми (беседы, презентации, видео, познавательные фильмы и т.д.).
  • Вопросы к детям.
  • Стихи, загадки, песни, музыкальные и физкультурные паузы.
  • Игры познавательные, дидактические, словесные, пальчиковые и т.д.
  • Онлайн — викторины, пазлы, интерактивные игры, игротеки…
  • Список художественной и познавательной литературы для чтения.
  • Занимательные опыты и эксперименты.
  • Мастер – классы для творческой и продуктивной деятельности родителей с детьми (рисование, лепка, аппликация, поделки …).
  • Обобщение маршрута, заключительное слово для родителей.
  • Реализация маршрута: Публикация маршрута в сети Интернет (на сайте ОО, сайте группы, либо в личном блоге).

Внедряя эту новую технологию в образовательную деятельность дошкольников, педагоги повышают уровень образовательной компетентности родителей. Родители становятся равноправными участниками образовательных отношений и берут на себя роль педагога и наставников. Таким образом, образовательный маршрут является актуальной формой взаимодействия с родителями дошкольников и может быть применен в любом дошкольном учреждении.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год