Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Наставническая работа как одна из форм личностного и профессионального развития педагога
Педагогика
Автор: Хазова Наталья Дмитриевна Череп Лидия Викторовна,   
28.02.2024 09:29

Наставническая работа как одна из форм личностного и профессионального развития педагогаНаставническая работа как одна из форм личностного и профессионального развития педагога

  • Хазова Наталья Дмитриевна
  • Череп Лидия Викторовна,

БДОУ города Омска «Детский сад компенсирующего вида № 400»

Молодым (начинающим) педагогам очень трудно профессионально состояться в современном мире. Им необходимо не только хорошо ориентироваться в нормативно-правовых документах, регламентирующих деятельность педагога, владеть методикой и современными образовательными технологиями, но и приобрести авторитет среди воспитанников, родителей, коллег, сформироваться как яркая самобытная, неповторимая. Наиболее эффективной формой совместной деятельности, направленной на развитие личности молодого (начинающего) специалиста, является наставническая работа.

 

В настоящее время в противовес установке на ребенка как на средство педагогического процесса, характерной для директивной педагогики, выступает педагогика сотрудничества, использующая личностно-ориентированную модель воспитания, для которой характерна установка на ребенка как на цель педагогического процесса.

При постижении азов профессиональной деятельности у многих начинающих педагогов возникают те или иные трудности.

Профессиональная адаптация начинающего воспитателя в процессе его вхождения в образовательную среду пройдет успешно, если:

  • трудовая мотивация, педагогическая направленность являются важными факторами при поступлении педагога на работу и закреплены в локальных нормативных актах ДОУ
  • профессиональная адаптация воспитателя осуществляется в неразрывной связи с процессом его личностного и профессионального развития и определена в методической работе ДОУ
  • в организации педагогического труда имеют место максимальный учет личностных особенностей и уровня профессиональной подготовки, активная поддержка личностного и профессионального роста воспитателя
  • материально-техническое обеспечение образовательного процесса соответствует современным требованиям и помогает педагогу реализовать инновационные подходы.

Задача руководителя ДОУ, специалистов–помочь молодым педагогам адаптироваться в новом коллективе, сделать так, чтобы они не разочаровались в выбранном пути.

Этапы становления молодого специалиста:

  • І этап – 1-й год работы: самый сложный период как для новичка, так и для помогающих ему адаптироваться коллег;
  • ІІ этап – 2–3-й годы работы: педагог изучает опыт работы коллег своего учреждения и других ДОУ, повышает свое профессиональное мастерство, посещая открытые городские мероприятия: методические объединения воспитателей, отчеты и т. д. Процесс развития профессиональных умений, накопления опыта, поиска лучших методов и приемов работы с детьми, формирования своего стиля в работе, снискание авторитета среди детей, родителей, коллег;
  • ІІІ этап – 4–5-й годы работы: складывается система работы, имеются собственные разработки. Педагог внедряет в свою работу новые технологии;
  • ІV этап – 6-й год работы: происходят совершенствование, саморазвитие, обобщение своего опыта работы. [1, c.19]

Прохождение определенного этапа для каждого педагога очень индивидуально. Профессиональные качества во многом зависят от характера, темперамента. Поэтому администрации детского сада к каждому педагогу надо подходить дифференцированно. Разнообразные формы работы с молодым специалистом способствуют развитию у него познавательного интереса к профессии, активному освоению приемов работы с детьми и их родителями, оказывают положительное влияние на рост его профессиональной значимости.

Одним из самых важных и сложныхявляется первый этап, поэтому рассмотрим подробнее работу руководителей ДОУ с молодым специалистом в этот период.

Руководитель ДОУ при приеме молодого специалиста на работу беседует с ним, знакомит его с должностной инструкцией, внутреннего трудового распорядка, условиями труда, правилами уставом ДОУ, традициями, определяет рабочее место. Воспитатель заполняет анкету с общими данными о себе. По возможности начинающий педагог направляется в ту группу, где работает опытный воспитатель, который может быть его наставником, дать необходимые консультации, продемонстрировать занятия, организацию прогулки детей и т. д. Никакие советы, рассказы, объяснения не помогут так, как личный пример.

Молодой воспитатель несколько дней под руководством старшего воспитателя проходит стажировку у своего более опытного коллеги, т. е. они работают вместе с группой детей наставника. За это время он знакомится с воспитанниками, родителями, помощником воспитателя, изучает режим дня группы, документацию. Все возникшие вопросы обсуждаются после рабочей смены в присутствии старшего воспитателя.

Проведение на протяжении учебного года систематической работы по формированию традиций наставничества позволяет:

  • отработать усвоенные в период обучения в вузе содержание и методы педагогического сопровождения развития детей, взаимодействия родителей и педагогов ДОУ на практике
  • освоить приемы, направленные на сплочение педагогического коллектива и передачу педагогического опыта от одного поколения другому.

Знакомство с талантливыми педагогами, опытом инновационной деятельности и ее плодами играет важную роль в формировании педагогического идеала молодого специалиста, а порой и в его корректировке.

Затем наступают первые дни самостоятельной работы – самые трудные. И здесь очень важно оказать молодому специалисту помощь, сделать так, чтобы период поступления на работу и первые дни стали для него не серьезным испытанием, а радостным событием. Решение этой задачи мы считаем приоритетным для нашего педагогического коллектива. Адаптация молодого воспитателя во многом зависит от психологического климата в ДОУ, стиля управления, профессиональной личностной зрелости каждого педагога, условий труда.

В каждом ДОУ складываются свои традиции, своя система работы с молодыми педагогическими кадрами, выбираются те формы и методы, которые в конечном итоге будут содействовать дальнейшему профессиональному становлению молодого специалиста. От того, как новичка встретит коллектив во главе с руководителем, будет зависеть последующая успешность специалиста.

Показателями эффективности педагогической работы наставника являются критерии:

  • оценка профессионального становления и роста молодого (неопытного) педагога администрацией учреждения
  • профессиональный рост наставника от совместной деятельности с подопечным, отзывов под наставных о совместной деятельности с наставником.

Эффект от наставнической деятельности для учреждения заключается в следующих показателях:

  • сохранение контингента молодых (начинающих) педагогов в профессии
  • профессиональный рост наставляемого и наставника
  • стойкое закрепление в профессии педагога
  • быстрое включение в образовательный процесс
  • предупреждение скрытой боязни конкуренции у молодого педагога на фоне опытных специалистов
  • престиж учреждения.

Справедливо считается, что учителем можно назвать только того, кто сам постоянно учится. То же самое относится и к воспитателю: настоящим воспитателем является тот, кто постоянно учится науке и искусству воспитания, постоянно занимается самовоспитанием. При этом нельзя забывать, что объект воспитания — ребенок — непрерывно растет, развивается, год от года меняются условия воспитания, и все это влечет за собой совершенно неизбежную эволюцию воспитания. [8, c.56]

Период вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности.

Список литературы:

  • Белая, К.Ю. Руководство ДУ: контрольно-диагностическая функция/К. Ю. Белая. -М.: Сфера, 2003. 176 с.
  • Волобуева, Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами/Л. М. Влолобуева. -М., 2003. -179с.
  • Денякина, Л.Педагогическая диагностика как движущая сила образовательного учреждения/Л. Денякина. -Минск, 2000. -123с.
  • Котко, А.Н. Технологии методической деятельности в ДУ/А. Н. Котко. -Минск: "Зорныверасень", 2007. -168 с.
  • Лобынько, Л.В. Современное ДУ: контроль и анализ/Л. В. Лобынько. -Мн.: ЧУП "Зорныверасень", 2005. -48 с.
  • Панько, Е.А. Воспитатель детского сада: психология. –Мн., 1998. –176с.
  • Панько, Е.А. Основы профессионального самосовершенствования педагога дошкольного учреждения. – Мн., 2002. –283 с.
  • Поздняк, Л.В. Управление ДУ: учебное пособие для студентов пед. вузов/Л. В. Поздняк, Н.Н. Лященко. — М.: Издательский центр "Академия", 2000. — 432 с.
  • Пралеска: программа дошкольного образования / Под ред. Е.А. Панько. –Мн., 2007. –320с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год