Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Наставническая работа как одна из форм личностного и профессионального развития педагога
Педагогика
Автор: Хазова Наталья Дмитриевна Череп Лидия Викторовна,   
28.02.2024 09:29

Наставническая работа как одна из форм личностного и профессионального развития педагогаНаставническая работа как одна из форм личностного и профессионального развития педагога

  • Хазова Наталья Дмитриевна
  • Череп Лидия Викторовна,

БДОУ города Омска «Детский сад компенсирующего вида № 400»

Молодым (начинающим) педагогам очень трудно профессионально состояться в современном мире. Им необходимо не только хорошо ориентироваться в нормативно-правовых документах, регламентирующих деятельность педагога, владеть методикой и современными образовательными технологиями, но и приобрести авторитет среди воспитанников, родителей, коллег, сформироваться как яркая самобытная, неповторимая. Наиболее эффективной формой совместной деятельности, направленной на развитие личности молодого (начинающего) специалиста, является наставническая работа.

 

В настоящее время в противовес установке на ребенка как на средство педагогического процесса, характерной для директивной педагогики, выступает педагогика сотрудничества, использующая личностно-ориентированную модель воспитания, для которой характерна установка на ребенка как на цель педагогического процесса.

При постижении азов профессиональной деятельности у многих начинающих педагогов возникают те или иные трудности.

Профессиональная адаптация начинающего воспитателя в процессе его вхождения в образовательную среду пройдет успешно, если:

  • трудовая мотивация, педагогическая направленность являются важными факторами при поступлении педагога на работу и закреплены в локальных нормативных актах ДОУ
  • профессиональная адаптация воспитателя осуществляется в неразрывной связи с процессом его личностного и профессионального развития и определена в методической работе ДОУ
  • в организации педагогического труда имеют место максимальный учет личностных особенностей и уровня профессиональной подготовки, активная поддержка личностного и профессионального роста воспитателя
  • материально-техническое обеспечение образовательного процесса соответствует современным требованиям и помогает педагогу реализовать инновационные подходы.

Задача руководителя ДОУ, специалистов–помочь молодым педагогам адаптироваться в новом коллективе, сделать так, чтобы они не разочаровались в выбранном пути.

Этапы становления молодого специалиста:

  • І этап – 1-й год работы: самый сложный период как для новичка, так и для помогающих ему адаптироваться коллег;
  • ІІ этап – 2–3-й годы работы: педагог изучает опыт работы коллег своего учреждения и других ДОУ, повышает свое профессиональное мастерство, посещая открытые городские мероприятия: методические объединения воспитателей, отчеты и т. д. Процесс развития профессиональных умений, накопления опыта, поиска лучших методов и приемов работы с детьми, формирования своего стиля в работе, снискание авторитета среди детей, родителей, коллег;
  • ІІІ этап – 4–5-й годы работы: складывается система работы, имеются собственные разработки. Педагог внедряет в свою работу новые технологии;
  • ІV этап – 6-й год работы: происходят совершенствование, саморазвитие, обобщение своего опыта работы. [1, c.19]

Прохождение определенного этапа для каждого педагога очень индивидуально. Профессиональные качества во многом зависят от характера, темперамента. Поэтому администрации детского сада к каждому педагогу надо подходить дифференцированно. Разнообразные формы работы с молодым специалистом способствуют развитию у него познавательного интереса к профессии, активному освоению приемов работы с детьми и их родителями, оказывают положительное влияние на рост его профессиональной значимости.

Одним из самых важных и сложныхявляется первый этап, поэтому рассмотрим подробнее работу руководителей ДОУ с молодым специалистом в этот период.

Руководитель ДОУ при приеме молодого специалиста на работу беседует с ним, знакомит его с должностной инструкцией, внутреннего трудового распорядка, условиями труда, правилами уставом ДОУ, традициями, определяет рабочее место. Воспитатель заполняет анкету с общими данными о себе. По возможности начинающий педагог направляется в ту группу, где работает опытный воспитатель, который может быть его наставником, дать необходимые консультации, продемонстрировать занятия, организацию прогулки детей и т. д. Никакие советы, рассказы, объяснения не помогут так, как личный пример.

Молодой воспитатель несколько дней под руководством старшего воспитателя проходит стажировку у своего более опытного коллеги, т. е. они работают вместе с группой детей наставника. За это время он знакомится с воспитанниками, родителями, помощником воспитателя, изучает режим дня группы, документацию. Все возникшие вопросы обсуждаются после рабочей смены в присутствии старшего воспитателя.

Проведение на протяжении учебного года систематической работы по формированию традиций наставничества позволяет:

  • отработать усвоенные в период обучения в вузе содержание и методы педагогического сопровождения развития детей, взаимодействия родителей и педагогов ДОУ на практике
  • освоить приемы, направленные на сплочение педагогического коллектива и передачу педагогического опыта от одного поколения другому.

Знакомство с талантливыми педагогами, опытом инновационной деятельности и ее плодами играет важную роль в формировании педагогического идеала молодого специалиста, а порой и в его корректировке.

Затем наступают первые дни самостоятельной работы – самые трудные. И здесь очень важно оказать молодому специалисту помощь, сделать так, чтобы период поступления на работу и первые дни стали для него не серьезным испытанием, а радостным событием. Решение этой задачи мы считаем приоритетным для нашего педагогического коллектива. Адаптация молодого воспитателя во многом зависит от психологического климата в ДОУ, стиля управления, профессиональной личностной зрелости каждого педагога, условий труда.

В каждом ДОУ складываются свои традиции, своя система работы с молодыми педагогическими кадрами, выбираются те формы и методы, которые в конечном итоге будут содействовать дальнейшему профессиональному становлению молодого специалиста. От того, как новичка встретит коллектив во главе с руководителем, будет зависеть последующая успешность специалиста.

Показателями эффективности педагогической работы наставника являются критерии:

  • оценка профессионального становления и роста молодого (неопытного) педагога администрацией учреждения
  • профессиональный рост наставника от совместной деятельности с подопечным, отзывов под наставных о совместной деятельности с наставником.

Эффект от наставнической деятельности для учреждения заключается в следующих показателях:

  • сохранение контингента молодых (начинающих) педагогов в профессии
  • профессиональный рост наставляемого и наставника
  • стойкое закрепление в профессии педагога
  • быстрое включение в образовательный процесс
  • предупреждение скрытой боязни конкуренции у молодого педагога на фоне опытных специалистов
  • престиж учреждения.

Справедливо считается, что учителем можно назвать только того, кто сам постоянно учится. То же самое относится и к воспитателю: настоящим воспитателем является тот, кто постоянно учится науке и искусству воспитания, постоянно занимается самовоспитанием. При этом нельзя забывать, что объект воспитания — ребенок — непрерывно растет, развивается, год от года меняются условия воспитания, и все это влечет за собой совершенно неизбежную эволюцию воспитания. [8, c.56]

Период вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности.

Список литературы:

  • Белая, К.Ю. Руководство ДУ: контрольно-диагностическая функция/К. Ю. Белая. -М.: Сфера, 2003. 176 с.
  • Волобуева, Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами/Л. М. Влолобуева. -М., 2003. -179с.
  • Денякина, Л.Педагогическая диагностика как движущая сила образовательного учреждения/Л. Денякина. -Минск, 2000. -123с.
  • Котко, А.Н. Технологии методической деятельности в ДУ/А. Н. Котко. -Минск: "Зорныверасень", 2007. -168 с.
  • Лобынько, Л.В. Современное ДУ: контроль и анализ/Л. В. Лобынько. -Мн.: ЧУП "Зорныверасень", 2005. -48 с.
  • Панько, Е.А. Воспитатель детского сада: психология. –Мн., 1998. –176с.
  • Панько, Е.А. Основы профессионального самосовершенствования педагога дошкольного учреждения. – Мн., 2002. –283 с.
  • Поздняк, Л.В. Управление ДУ: учебное пособие для студентов пед. вузов/Л. В. Поздняк, Н.Н. Лященко. — М.: Издательский центр "Академия", 2000. — 432 с.
  • Пралеска: программа дошкольного образования / Под ред. Е.А. Панько. –Мн., 2007. –320с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru Журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 43 (359) выйдет
26 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год