Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Семинар-практикум как эффективная форма взаимодействия с родителями группы компенсирующей направленности»
Педагогика
Автор: Поваляева Анастасия Геннадьевна Перфильева Евгения Юрьевна   
17.04.2024 06:52

«Семинар-практикум как эффективная форма взаимодействия с родителями группы компенсирующей направленности»«Семинар-практикум как эффективная форма взаимодействия с родителями группы компенсирующей направленности»

«Только вместе с родителями, общими усилиями, педагоги могут дать детям большое человеческое счастье». В.А. Сухомлинский

Работая над проблемой организации работы с семьей в компенсирующей группе, приходишь к выводу, что взаимодействие с семьей ребенка является одной из сложных сторон деятельности всех участников образовательного процесса. Нередко педагоги испытывают трудности в установлении контакта с родителями воспитанников. А в современных образовательных условиях родители являются непосредственными полноправными участниками образовательного процесса. И задача педагогов создать такие условия, использовать такие формы работы, чтобы включение семьи стало наиболее эффективным, продуктивным и шло на пользу в достижении общих целей.

 

Традиционные формы работы с родителями (беседы, консультации, родительские собрания) не позволяют им стать полноценными участниками обучающего процесса. Как правило, они выступают в роли пассивных наблюдателей или слушателей. Такие формы взаимодействия не учитывают особенности ребёнка и семьи. Родители не могут влиять на коррекционный процесс, а специалисты свою очередь не могут привлечь на свою сторону родителей как непосредственных помощников.

Именно поэтому в настоящее время востребованным является такое взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно так же направлено на повышение педагогической культуры родителей, то есть сообщение им знаний, формирование у них педагогических умений и навыков. Приходится постоянно пробовать и подбирать разные формы работы.

Для себя мы выбрали проведение мероприятий в виде семинаров-практикумов. Семинар-практикум является одной из самых эффективных форм взаимодействия с родителями в детском саду, так как позволяет более глубоко и систематично изучить рассматриваемую проблему, подкрепить теоретический материал примерами из практики, показом отдельных приёмов и способов работы.

Семинар-практикум имеет определенные отличительные признаки от других форм взаимодействия с родителями. Он отличается тем, что в него включаются практические задания, наблюдения работы педагогов и родителей с последующим обсуждением. Родители имеют возможность не только освоить приёмы работы, но и сами разработать способы организации деятельности с детьми в определённых условиях.

Семинар-практикум относится к групповой форме работы с родителями. Содержание семинаров-практикумов – это творчество и осознание поставленных целей их организаторов.

После проведения таких мероприятий родители становятся более открытыми и доброжелательными, их отношение к педагогам передается и ребенку. Дети начинают прислушиваться к мнению педагогов, потому что дома о них уважительно отзываются взрослые. В процессе работы по изменению установок взрослых и повышению родительской компетенции, родители детей постепенно берут на себя поддерживающие и закрепляющие функции развивающего и эффективного взаимодействия с ребенком, создавая у него мотивацию к преодолению коммуникативных трудностей и формируя положительные установки на общение с педагогами и ровесниками.

В связи с тем, что основная задача работы в компенсирующей группе сводится к развитию речи, мы разработали серию семинаров-практикумов именно в этом направлении:

  • «Методы и приёмы работы с детьми в группе компенсирующей направленности»
  • «Фонематический слух – основа правильной речи»
  • «Играя, обучаем грамоте».

Проанализировав работу за учебный год можно уверенно сказать, что все поставленные цели в каждом семинаре-практикуме были достигнуты. Родители преодолели порог стеснения и неуверенности от этого и результаты детей улучшились.

Приведем пример организации семинара-практикума в компенсирующей группе по обучению грамоте.

Конспект

Семинар-практикум «Играя, обучаем грамоте»

Цель: формирование представления у родителей о процессе подготовки к обучению грамоте.

Задачи:

  1. Уточнить знания родителей о звуках, слогах, словах, предложениях.
  2. Воспитывать мотивацию к занятиям с ребенком.

Оборудование: презентация, мольберт, домики и фишки (красного, синего и зелёного цвета), схемы предложений, карточки для определения места звука в слове, предметные картинки, сюжетные картинки: «Зима», «Детские забавы зимой».

Ход мероприятия

1. Организационный момент

Здравствуйте, уважаемые родители! Очень приятно видеть вас. Мы благодарим вас за то. Что нашли возможность прийти на наше мероприятие. Предлагаю вам немного поиграть, расслабиться и настроится на рабочий лад. Прошу вас встать в круг. Теперь ваша задача – меняться местами в тех случаях, когда вам подходит тот или иной признак, который я назову:

- Поменяйтесь местами те, кто любит своего ребёнка.

- Поменяйтесь местами те, у кого есть дочки.

- Поменяйтесь местами те, у кого есть сыночки.

- Поменяйтесь местами те, кто любит путешествовать.

- Поменяйтесь местами те, кто читает детям книги перед сном.

- Поменяйтесь местами те, кто готов продолжать работу.

Я вижу вы все готовы!

2. Сообщение темы

Грамота – это овладение умением читать и писать тексты; излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении смысл текса.

Грамота, довольно сложный предмет для дошкольников. 5-6летнему ребёнку очень сложно усвоить абстрактные, не встречающиеся в его практическом мире, понятия. На помощь приходит игра. В игре часто очень сложное становится понятным и доступным. Работа по обучению грамоте проводится в несколько этапов.

Компоненты, которые входят в процесс обучения грамоте:

  • сформированность звуковой стороны речи, то есть ребёнок должен

владеть правильным, четким произношением всех фонематических групп;

  • сформированность фонематических процессов, то есть умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка
  • готовность к звуковому анализу и синтезу состава речи, то есть

слышать и выделять первый и последний гласный (согласный) звук в слове;

  • владение понятиями звук (гласный, согласный, твёрдый, мягкий, глухой, звонкий), слог, слово, предложение
  • умение работать со схемой слова, предложения.

В настоящее время обучение грамоте детей дошкольного возраста приобрело статус социального заказа. Родители хотят, как можно раньше научить читать своих детей. Многие полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет читать и грамотно писать. Но практика показывает, что знание букв не исключает серьезных затруднений у дошкольников при обучении грамоте. Проблемы возникают из-за того, что в основе обучения грамоте лежит звуковой аналитико-синтетический метод, а вовсе не заучивание букв алфавита.

Звуковой аналитико-синтетический метод опирается на овладение детьми навыками языкового анализа и синтеза. Метод предполагает разделение связной речи на предложения, предложений — на слова, слов — на слоги, слогов — на звуки, и наоборот, объединение звуков в слоги, слогов — в слова, слов — в предложения.

Сегодня мы с вами научимся применять данный метод.

3. Основная часть

Звуки

В каждом слове слышим звуки.

Звуки эти разные:

Гласные, согласные.

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать.

В тёмном лесу

Могут звать и аукать

И в колыбельке Алёнку баюкать,

Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

При знакомстве со звуками мы сообщаем, что существует две основные группы звуков: гласные и согласные. Гласные – это те звуки, при образовании которых выходящая струя воздуха не встречает препятствий во рту, их можно пропеть; у согласных же струя воздуха встречают препятствие.

Звуки «живут» вот в таких домиках (показ). В красном домике живут гласные, а в синем и зелёном – согласные. Причем в синем – твёрдые согласные, в зелёном – мягкие согласные. Также согласные звуки делятся на звонкие и глухие (показ колокольчиков). Гласные бывают ударные и безударные. Давайте поиграем со звуками.

Игра «Определи первый и последний звук в слове»

На слайде изображения предметов.

Определите, с какого звука начинается название данного предмета.

Предметы: бочка, улитка, очки, лейка, клубок, ананас, олень.

А сейчас я буду называть слова, а вы скажите какой последний звук в них.

Слова: зима, снеговик, заяц, метель, снегопад, лыжи, коньки, медведь.

Игра «Прятки со звуками»

Звуки любят играть в прятки. Давайте поиграем с ними. Прячутся звуки в словах. Звук может спрятаться в начале, в середине и в конце слова. Вам нужно определить позицию звука Л. (показ картинок на слайде)

Картинки: лодка, белка, пенал, волк, слон, мел, лыжи.

Слоги и слова.

Слоги – это части слова. Слово делим на слоги при помощи хлопков; слово можно прошагать; ладонь руки, находящаяся под подбородком — сколько раз подбородок коснётся руки столько в слове и слогов. Сколько в слове гласных столько и слогов. Обозначение – полоска, разделенная маленькими черточками на столько частей, сколько слогов в слове (показ).

Игра «Найди свой домик» (деление слов на слоги)

У каждого домика свой номер №1, №2, №3, №4. Возьмите предметные картинки, назовите свое слово, разделите его на слоги и найдите свой домик. Сколько в слове слогов, такой будет номер вашего домика.

Картинки: фен, нож, банан, насос, виноград, носорог, паутина, наушники.

Блиц-опрос

- Чем отличается звук от буквы? (Звук — это то, что мы слышим и произносим. Буква — пишем и читаем).

- Сколько букв в русском алфавите? (33)

- Сколько гласных звуков? (6) Букв? (10)

- Сколько согласных звуков? (36) Букв? (21)

- Буквы, которые не составляют звука? (Ь, Ъ)

- Назовите буквы, которые состоят из двух звуков (Е, Ё, Ю, Я)

- Назовите всегда мягкие звуки? (Й, Щ, Ч)

- Назовите всегда твёрдые звуки? (Ж, Ш, Ц)

Звуковой анализ слов.

Самое сложное даётся детям – это звуковой анализ слова.

Что это такое, я попытаемся сейчас вам объяснить.

Звуковой анализ слова –это определение звуков в слове по порядку и их характеристика (гласный, согласный, твердый, мягкий).

Звуковая схема слова – это последовательность квадратов — символов, выложенных в том порядке, что и звуки в слове. (Мы используем вот такие фишки – показ.)

Звуковой анализ слова выполняется путем последовательного выделения голосом звуков в слове и их характеристика.

Например: ДОМ

- Считаем сколько слогов? (Один)

- Сколько звуков? Называем отдельно каждый звук: Д-О-М (Три)

- А теперь даём характеристику каждому звуку.

Произносим слово медленно так, чтобы был слышен каждый звук.

Выделяем голосом первый звук Д – ом: Д – согласный, твердый, звонкий.

Выделяем голосом второй звук д – ОО – м: О – гласный, ударный.

Выделяем голосом третий звук до- ММ: М – согласный, твердый, звонкий.

В слове «ДОМ» 3 звука – 2 согласных и 1 гласный. Сколько в слове гласных, столько и слогов – 1 слог.

Звуки на письме обозначаются буквами. Показывая букву, произносим не официальное название буквы, а тот звук, который эта буква обозначает.

Предложения.

Скажите, что складывают из букв? (слова)

Что получается из слов, которые собираются вместе? (предложения)

Наша речь состоит из предложений. Чтобы правильно и красиво говорить, мы подбираем слова по смыслу друг к другу, и у нас получаются предложения. Предложения выкладываем в виде схемы, где каждое слово – это отдельная полоска (показ).

Предложения бывают простыми и сложными, распространенными и не распространенными.

Упражнение «Составь предложение»

Давайте составим предложение по теме «Зима» (на слайде сюжетная картинка «Зима») и выложим его схему. Например, «Наступила зима» или «Наступила холодная зима»

А теперь вы самостоятельно составьте предложения и к ним схемы (на мольберте сюжетная картинка «Детские забавы зимой»).

4. Рефлексия «Всё у меня в руках»

А теперь давайте подведем итог нашей сегодняшней встречи. Сейчас на листе бумаги нарисуйте свою руку и впишите внутри контура свои ответы на вопросы:

  • «Больше всего мне понравилось…»
  • «В дальнейшем я буду использовать…».
  • «Здесь я узнала нового…».

Нашу встречу хочется закончить словами. Не забывайте, что детство – это удивительное время в жизни каждого человека, и оно не заканчивается с поступлением в школу. Уделяете больше времени для совместного общения. Ваша любовь и забота нужны ребенку больше всего. Желаем успехов вам и вашим детям!

  • Поваляева Анастасия Геннадьевна – воспитатель
  • Перфильева Евгения Юрьевна – учитель-логопед

МБДОУ №36 «Малышок» г. Канск Красноярский край

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru Журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 43 (359) выйдет
26 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год