Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Продуктивная деятельность дошкольников и критерии для оценки поддержки продуктивной деятельности в дошкольном учреждении.
Педагогика
Автор: Шахова Юлия Анатольевна   
28.05.2024 12:04

Продуктивная деятельность дошкольников и критерии для оценки поддержки продуктивной деятельности в дошкольном учреждении.Продуктивная деятельность дошкольников и критерии для оценки поддержки продуктивной деятельности в дошкольном учреждении.

Ю.А. Шахова

Воспитатель ГБОУ города Москвы «Школа № 777 имени Героя Советского Союза Е.В. Михайлова»

магистрант 2-го курса, кафедра ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства», Московский государственный психолого-педагогический университет, РФ, г. Москва

Yu. A. Shakhova Educator of the Moscow State Educational Educational Institution «School No. 777 named after Hero of the Soviet Union E.V. Mikhailov», 2nd year Master’s student, UNESCO Chair «Cultural and Historical Psychology of Childhood» Moscow State University of Psychology and Education

RussianFederation, Moscow

Аннотация. В статье рассматривается продуктивная деятельность дошкольников и способы ее поддержки в образовательной организации.

 

Дошкольное детство – особый этап развития ребенка. В этот период происходят изменения, перестраивается вся его психическая жизнь, меняется его отношение к окружающему миру. Основа перестройки – это появление внутренней психической жизни и внутренней регуляции поведения. В раннем возрасте поведение ребенка направляется взрослым или окружающей ситуацией. В дошкольном же возрасте сам ребенок начинает определять собственное поведение. Становление внутренней психической жизни и внутренней саморегуляциисвязано с появляющимися новообразованиями в психике и сознании дошкольника.

При этом ребенок не просто подвержен обучающему воздействию взрослого, у него есть свои интересы, свое отношение к окружающему миру. Именно это находит отражение в деятельности ребенка. Наиболее конструктивно теория деятельности изложена в трудах А.Н. Леонтьева. Термин «деятельность» по А.Н. Леонтьеву обозначает те процессы, в которых выражается и осуществляется то или иное отношение человека к миру и которые отвечают особой, соответствующей им потребности. Деятельность ребенка определяет его психическое развитие, а также развивается и сама в процессе онтогенеза.

Важнейшие новообразования дошкольника (способность действовать в плане общих представлений, воображение, произвольное поведение, осознание своего поведения и начало личного самосознания) зарождаются и развиваются в ведущей деятельности дошкольного возраста – сюжетно-ролевой игре. Но игра – не единственная деятельность в дошкольном возрасте. В период дошкольного детства возникают различные формы продуктивной деятельности детей. Продуктивную деятельность можно назвать преобладающей, сопутствующей деятельностью. В.В. Давыдов описывал в своих работах о воображении, что оно развивается как в игре, так и в продуктивной деятельности.

Исследователь Б.Г. Мещеряков сформулировал понятие детской продуктивной деятельности как «процесс получения продукта, обладающего определенными заданными качествами. Основными ее видами являются конструктивная и изобразительная деятельность. Продуктивная деятельность формируется в дошкольном возрастеи, наряду с игрой, имеет в этот период наибольшее значение дляразвития психики ребенка, так как необходимость создания продукта теснейшим образом связана с развитием его когнитивных процессов, эмоционально-волевой сферы, умений и навыков». Развитие продуктивной деятельности характеризуется умением детей добиваться нужного результата либо по заданному образцу, либо в процессе реализации собственного замысла. Стоит подчеркнуть, что не бездумные действия воспитывают личность дошкольника, а особо организованные продуктивные действия, соответствующие следующим параметрам: 1) они нацелены не на себя, а на нужды и интересы других людей; 2) возникают в рамках общегрупповой деятельности; 3) ребенку целенаправленно задается вектор внимания на последствия его действия для эмоциональных состояний других людей (А. В. Запорожец подчеркивал, что «действие развивает ребенка не само по себе, фактом своего выполнения, а через то, на что задается ориентировка в нем, из чего исходит ребенок при его выполнении, — именно это и составляет психологический центр, фокус действия»); 4) со временем ориентировка сворачивается и интериоризируется, переход во внутренний план и может совершаться заранее, опережает фактическое действие.

Можно утверждать, что созданный ребенком продукт в большей степени отражает его представления о предметах, объектах, явлениях окружающего мира, эмоциональное отношение к ним, следовательно, продуктивная деятельность напрямую связана с развитием познавательных процессов. Продуктивнаядеятельность может подкрепляться репродуктивной (опыт продуктивной деятельности накапливается через опыт взрослого или ровесника, создание продукта строится на четком алгоритме педагога). Однако увлечение репродуктивной деятельностью будет тормозит проявление творческой инициативы, несмотря на формирование у детей устойчивых знаний и умений. С психологической стороны деятельность становится продуктивной тогда, когда ребенок на основе имеющегося опыта придумывает новый продукт, ранее им не созданный, в котором реализуется его собственный замысел. Эта деятельность принадлежит самому ребенку, не является выполнением действия по инструкции, а также в ней присутствует мотив самого ребенка.

Продуктивная деятельность вносит огромный вклад в развитие воображения, создание новых образов, воплощение их в различных сферах. Также велика роль продуктивной деятельности в развитии игры дошкольников, его творчества. При создании продукта по своему замыслу ребенок открывает понятие авторства, тем самым можно выделить взаимосвязь продуктивной деятельности и субъектности дошкольника, проявление им инициативы. Через продуктивную деятельность ребенок может выражать свои переживания, наблюдать за их трансформацией.

В процессе наблюдения за дошкольниками важно отметить следующие параметры, по которым можно расценивать, что его деятельность продуктивна:

  • ребенок вовлечен в то, что делает
  • у ребенка нет навязанных образцов
  • ребенок делает что-то свое (даже если занятие объединено общей темой)
  • ребенку важен материальный продукт: получилось ли передать в нем свой замысел, как он выглядит
  • ребенок стремится продемонстрировать свой продукт кому-либо.

Нельзя оспорить, что обществу сегодня нужны образованные, нравственные, воспитанные, творческие люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора. Усилия педагогов направлены на обновление и пересмотр содержания дошкольного образования, создание новых программ и пособий, совершенствование форм и методов обучения, разработку новых образовательных технологий. И в этой ситуации определяющее значение приобретает интегративный подход к художественно-эстетическому развитию дошкольников на разных возрастных этапах и в различных видах продуктивной деятельности. По мнению Л.С. Выготского, «программа должна обладать двумя трудносоединимыми качествами». Во-первых, она должна быть построена на целостной системе, которая обозначает в развитии ребенка определенную цель и указывает педагогу механизмы, раскрывает технологии достижения этой цели. Во-вторых, программа должна быть и программой самого ребенка, т.е. в ней необходимо четко обозначить вектор индивидуального развития каждого ребенка, учитывая его потребности, интересы, возможности.

Педагогу важно уметь оценивать условия для развития продуктивной деятельности в группе образовательной организации. Для этого можно использовать контрольный лист, по которому можно отметить сильные стороны педагога (то, что находится в зоне актуального развития педагога), точки роста (то, что находится в зоне ближайшего развития педагога), а также, на основе полученных данных, сформулировать следующие шаги для развития практики.

Критерии для контрольного листа «Оценка условий для поддержки и развития продуктивной деятельности»:

  • материалы длятворчества размещенына низких открытыхстеллажах так, что детисами могут их свободнодоставать
  • доступна чистая бумагадля рисования
  • места хранения материалов подписанытак, что дети могутлегко ориентироватьсяи поддерживатьпорядок
  • доступнынекоторые из перечисленныхвидов материалов для творчества: гуашь, акварель, темпера, карандаши, мелки, фломастеры, пластилин, дерево, глина, тесто, коробки, цветная бумага, бумаги разных фактур, пряжа, лоскутки, фольга, ножницы, стеки, скотч, линейки, клейкая лента, шаблоны, штемпели, трафареты и т.д.
  • у детей есть возможность самостоятельно набирать воду для рисования
  • есть удобный центртворчества (границы пространства ясно обозначены (с

помощью мебели или другим способом); материалы ясно дают понять, для какойактивности предназначено пространство; материалы разнообразны, доступны, хранятся упорядоченно; с материалами можно играть в самомцентре активности (есть нужное оборудование));

  • центр творчествадоступен не менее 1 часа во врем свободнойдеятельности
  • в оформлении группыиспользуется многодетских работ, выполненных по

замыслу детей (индивидуальные исовместные работы);

  • дети вовлечены взанятия продуктивнойдеятельностью
  • дети могут выражатьсобственный замысел
  • педагог проявляетинтерес к детскимработам
  • педагог поддерживает беседу с детьми об ихработах (например, синтересом задаетоткрытые вопросы, нетребующие правильныхответов, записываетдетские комментарии крисункам и поделкам ит. д.)
  • педагог поддерживаетсамостоятельныйвыбор детьмиматериалов длятворчества
  • педагог предлагаетдетям (но ненавязывает) болеесложные способыработы с имеющимисяматериалами
  • занятия продуктивнойдеятельностью связаныс опытом и интересамидетей
  • педагог подписываетавторство детскихработ (или дети, умеющие писать, делают этосамостоятельно).

В воспитательно-образовательном процессе ДОО в жизни ребенка должно быть предусмотрено место для свободной продуктивной деятельности, которая осуществляется в условиях определенной развивающей предметной среды, стимулирующей проявление детьми самостоятельности и творчества, развитие детских интересов, где есть возможность участвовать в коллективных действиях со сверстниками и действовать самостоятельно. Необходимым условием свободной продуктивной деятельности является наличие разнообразных пособий, материалов, которые должны быть в свободном доступе и достаточном количестве. Ребенок может решать сам, какие материалы, когда и как ему использовать. Роль педагога при этом заключается в том, чтобы совместно с ребенком разработать план и способ его деятельности, предоставить набор материалов, соответствующий интересам и стимулирующий личностное развитие ребенка. Можно сказать, что знакомство с техниками, применение различных форм совместной деятельности, создание условий для самостоятельной детской деятельности, умелое руководство взрослого стимулируют интерес детей к продуктивной деятельности, являющейся эффективным средством целостного развития дошкольников. Поэтому становится очевидным факт, что при подготовке специалистов, работающих с детьми, необходимо уделять внимание изучению продуктивных видов деятельности дошкольников, которые способствуют формированию у детей важных личностных качеств.

Список литературы

  1. Асмолов, А.Г. Психология личности /А. Г. Асмолов. — М.: Смысл, 2001. 416 с.
  2. Венгер Л.А Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания /Л. А. Венгер. — М.: Педагогика, 1986. — 224 с.
  3. Выготский JI. C. Проблемы возраста Собрание сочинений /JI. C. Выготский: В 6-ти т.; Т.4. — М.: Педагогика, 1984. — 268 с.
  4. Выготский JI. C. Воображение и творчество в детском возрасте /JI. C. Выготский. — М., Просвещение 2001. — 128 с.
  5. Гальперин П.Я. Введение в психологию: Учебное пособие для вузов /П. Я. Гальперин. — М.: Книжный дом «Университет», 1999. — 332 с.
  6. Грибанова М. В. Формирование эстетического и художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста (на материале изобразительного искусства): дис. … канд. пед. наук. – Пермь, 1999. – 157с.
  7. Дрезнина М.Г., Куревина О.А. Навстречу друг другу (программа совместной художественно-творческой деятельности педагогов, родителей и детей старшего и младшего дошкольного возраста. – М.: Линка-Пресс, 2007. – 248 с.
  8. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. – М.: Мозаика- Синтез, 2005. – 120 с.
  9. Короткова Н.А. Продуктивная деятельность детей старшего дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. – 2001. – № 11. – С. 29-39.
  10. Лыкова И.А., Горелик Н.А. Интеграция интеллектуального и эстетического развития детей как педагогическая проблема // Педагогика искусства. – 2010. – № 2. – С. 3-16.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год